Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.04.2019

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Гайбуллаева, М. Ф. Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан / М. Ф. Гайбуллаева, Нодира Абдулазизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58388/ (дата обращения: 18.04.2024).



В соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений”, от 7 февраля 2017 года № УП-4947 “О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан”, а также ПП–4947 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования” от 20 апреля 2017 года № ПП-4947, в соответствии с постановлением № 2909 приоритетные задачи сформулированы исходя из содержания, которое направлено на совершенствование содержания образовательных процессов на основе современных требований и систематическое повышение профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений. Поэтому большое значение придается формированию экологической культуры и просвещения молодежи.

Нынешное поколение наблюдает ситуации местного и регионального экологического кризиса. При этом наблюдается резкое увеличение влияния измененной человеком природы на социальное развитие.

В истории человечества наблюдалось много экологических кризисов. В результате чего миллионы гектаров земли превратились в пустыню, тысячи видов растений и животных исчезли, площадь лесов сократилась, процветающие цивилизации пережили кризис.

Негативные экологические изменения в огромном масштабе окружающей среды начались с XVII века, и к началу XX века на земле более 20 % поверхностных экологических систем были разрушены. Доля частично и полностью разрушенных экосистем во второй половине XX века превысила 63 %. Это является стимулом для усиления внимания к экологической грамотности.

В конце 1960-х годов в развитых западных странах возникло сильное общественное движение против загрязнения окружающей среды, были приняты первые экологические законы, созданы около тысячи организаций, занимающихся вопросами экологии и развития.

В 1968 году представители науки, культуры, образования, бизнеса, состоящие из 30 человек из 10 государств, создали негосударственную организацию под названием «Римский клуб». Члены клуба определили, что основная цель состоит в том, чтобы обсудить сложное положение человечества в настоящем и будущем и изучить пути выхода из кризиса. 13 марта 1972 года был опубликован доклад “Пределы роста, подготовленный для римского клуба”. В докладе проанализирована глобальная модель прогнозирования будущего экологического состояния планеты. Модель основана на пяти основных факторах, определяющих рост планеты и ее пределы: численность населения, сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, промышленное производство и загрязнение окружающей среды. В докладе прогнозируются глубокие экологические кризисы к 30-м годам XXI века, если темпы роста населения и потребительская модель не изменятся. Поэтому сегодня экологическому образованию уделяется большое внимание воспитанию.

Влияние экологического образования на молодежь имеет важное значение. Об экологии и охране природы необходимо учить детей, воспитывать в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школах, лицеях и колледжах, высших учебных заведениях. Преподавание экологического образования способствует распространению общих понятий об экологии, охране окружающей среды, истории экологии, этапах развития, среды обитания, влияющих на организм факторов внешней среды, популяциях и их защите, биоценозах, агроценозах, природных и искусственных экосистемах, образовании биосферы, охране атмосферы, гидросфереологии, проблемах литосферы и почвенного покрова, биологическим ресурсам и их рациональному использованию, устойчивому развитию.

Увеличение численности населения из года в год будет стимулировать знание правил системного и комплексного подхода к охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и восстановлению нарушенных природных комплексов, правил экологического образования и воспитания, общечеловеческих фундаментальных и национальных экологических ценностей. Бережного и ответственного подхода к окружающей природной среде, интеграции приобретенных базовых знаний с экологическими знаниями, координации знаний, полученных по смежным наукам, использованию экологических знаний в процессе повседневной деятельности, системного и комплексного подхода к природе; охраны окружающей среды; рационального использования природных ресурсов и самостоятельного принятия решений по восстановлению нарушенных природных комплексов; осознания необходимости передачи экологических знаний и навыков между коллективом;; лидерство в области экологической духовности и просвещения; будет иметь навыки правильного продвижения и пропаганды передовых идей в области охраны окружающей среды.

Британский эколог Джон Харпер, комментируя изменения в природе, говорит: ”Природа может переварить все, но потеря его здоровой среды неизбежна”. Из этого можно понять, что для сохранения природы экологическое знание должно быть сформировано в сознании каждого человека.

Концепция экологии была введена в науку в1866 году немецким биологом Е.Геккелем. ”Экология“ — это греческое слово, означающее ”оикос“ — дом, место, пространство, а ”логос" — наука, учение.

Экология — это область, в которой изучается взаимодействие организмов с условиями жизни или с окружающей средой. А экологи — ученые, изучающие это сотрудничество.

Цель экологического образования — выявление и защита компонентов экосистемы; изучение этапов эволюционной теории; обсуждение существования и защиты животных в экосистеме; обсуждение экологических ситуаций; изучение и обсуждение экологических особенностей гор, рек и пустынь; изучение коралловых камней и влажностных территорий; изучение и обсуждение воздействия человека на окружающую среду.

В этом направлении в состав конкретных общепрофессиональных и специальных дисциплин целесообразно включить следующие темы: вопросы общей экологии; проблемы рационального использования ресурсов; социально — правовые основы использования воздушного, земельного, водного, растительного и животного мира, охраны ландшафтов; внедрение инновационных идей в области экологической политики Узбекистана, международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды, усиления экологических, социально-экономических, политических аспектов.

Процесс непрерывного образования и воспитания стал требованием нынешнего периода, включающий в себя ряд актуальных вопросов, достижение экологических знаний, формирование экологической культуры, только после развития системы непрерывного экологического образования может быть успешно реализован. Для этого учебно — методическая база является важным фактором экологического воспитания, гармонично сочетающегося с системой непрерывного образования, постоянно и эффективно способствует целенаправленному и совершенному росту экологического сознания подрастающего поколения.

Литература:

  1. “Концепция развития экологического образования» Республики Узбекистан. Т.., 2018.
  2. «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан. Т.. В 1997 году.
  3. Закон Республики Узбекистан «О образовании». Т.. «Узбекистан”, 1997.
  4. Пути формирования экологической культуры у молодежи в процессе непрерывного образования и воспитания. Аликариева Д. М.:
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, непрерывное образование, рациональное использование, экологическая культура.


Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Приоритетные направления современного образования...

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Основные проблемы экологического образования

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Ключевые слова:образование, экологическая культура, экологическое образование. Важным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды...

Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация. Научные основы формирования экологического воспитания на...

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Проблемы экологического образования и воспитания на...

экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, окружающая среда, природная среда, знание, воспитание обучающихся, массовая информация, рациональное природопользование...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Приоритетные направления современного образования...

Цель экологического образования видится в воспитании экологической культуры населения Ульяновской области как системы экологических знаний и отношений, экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде.

Основные проблемы экологического образования

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Ключевые слова:образование, экологическая культура, экологическое образование. Важным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды...

Задать вопрос