Использование информационных технологий в туристическом бизнесе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бурлаков О. М., Саман И. Е., Осипова О. И. Использование информационных технологий в туристическом бизнесе // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/archive/255/58267/ (дата обращения: 22.05.2019).



На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на примере различных турагентств Российской Федерации. Проанализировано состояние автоматизации туристической фирмы.

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, информационная система, турпродукт.

Туризм — крупнейшая, высокодоходная и наиболее динамичная отрасль мировой экономики. Высокое развитие туристической сферы влияет на транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, т. е. на базисные экономические секторы. Таким образом, большое значение имеет формирование высокоразвитой туристской индустрии, т. к. это является одним из самых продуктивных направлений структурной перестройки российской экономики.

Заинтересованность в технологиях, облегчающих труд менеджера турфирмы, крайне высокий. Установившийся в последнее десятилетие неконтролируемый рынок туристских услуг в России, в общем и целом, при слабом развитии начала, который координировал бы действия туристических фирм, находится в состоянии, кризиса и российские объекты, вопреки огромному рекреационному потенциалу страны, на сегодняшний день не состоят в постоянных международных туристских цепях. Причиной таких противоречий является отсутствие проверенной и достоверной информации о состоянии на рынке и обычного для клиентов запада сервиса, который базируется на всех возможностях, которые обеспечиваются современными средствами связи [1, 4].

На сегодняшний день, формирование и отправка туристских групп за границу и, наоборот, без эксплуатации информационных технологий имеет малую эффективность даже в крупнейших городах России: Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о регионах. Нюансы реализации туристского продукта не дает возможности судить о целостном рынке без достаточного информационного обеспечения. Туристические фирмы и органы управления туризмом, которые вступают на рынок международного уровня встречают на пути своей деятельности проблемы освоения новых информационных технологий, являющиеся важным условием международной интеграции и современной концепции туристского бизнеса как информационно-насыщенной сферы [4, 5].

По этой причине, сегодня, исследование имеющихся информационных систем в туризме, базовых сфер применения информационных технологий и создание советов и инструкций для менеджеров турагентств с целью использования информационных систем является актуальным вопросом.

Деятельность турагентств в России направлена на выездной туризм и захватывает почти всевозможные направления, помогает оформлять загранпаспорта, визы, а также помогает выбрать вид отдыха в России.

Основные задачи турагентств:

– полноценное и широкое объяснение возможностей отдыха и путешествий по имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т. д. рекламирование этой информации;

– обеспечение организации продажи туристического продукта, соблюдая передовые методы торговли, используя специфику и нюансы туристического бизнеса.

Турагент презентует туристический продукт покупателю в форме комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Автоматизация турагентств включает конкретный набор функций:

– получение и обработка актуальной информации от туроператоров;

– ведение внутреннего документооборота;

– выстраивание коммуникации с туроператором;

– ведение бухгалтерии;

– анализ данных и получение статистических отчетов.

Работа с клиентом, обратившимся в туристическую фирму, происходит начиная с оформления заявки на тур. В документ вносятся данные заказчика, туроператора, плательщика, выбранные услуги, сроки и суммы оплаты, имеется возможность включения дополнительной информации: статус заявки, сведения об уведомлении клиента о подтверждении заявки, график оплаты. Заполненная заявка в любой удобной форме (печатной или электронной) отправляется туроператору, при получении подтверждения заказанного тура, агентство принимает оплату от клиента. Путевка заказчику выписывается на основании заявки, таким образом, практически все поля и графы документа «Путевка» заполняются автоматически. В состав программы входит ряд специальных забалансовых счетов, благодаря которым имеется возможность отслеживать стадии прохождения заказов: от первичного ввода до полного закрытия и отчета туроператору (рис. 1) [3].

Как показано на схеме, система предоставляет специализированный блок учета туристической деятельности, автоматизирующий основные бизнес-процессы турфирмы:

– ведение полной справочной информации о географических направлениях, отелях, турах, турпродуктах (турпакеты и отдельные услуги), туристах, плательщиках, поставщиках, проезде, рекламе;

– оформление заявок покупателей на туристические продукты с автоматическим созданием листов бронирования, заявок на бронирование поставщику, форм (ТУР-1, Санаторно-Курортная, Форма № 2, Детская путевка), договоров, приходных кассовых ордеров, счетов, ваучеров, чеков;

– выписка путевок разнообразных форм, которые существуют в данной отрасли, учет бланков строгой отчетности (БСО) по количеству, номерам и сериям;

– создание полноценного пакета первичных документов, которые необходимы для правильного проведения продаж турпродуктов;

– формирование внутренних управленческих отчетов по продажам, отчетов для поставщиков туруслуг. Аналитическая отчетность получается в разрезе платежей, туров, географических маршрутов, клиентов, их категорий, видов форм бланков, источников рекламы.

Рис. 1. Схема автоматизированного документооборота по турагентской деятельности

Турпродукт формируется с помощью выборки данных из всевозможных справочников и классификаторов. Информация в справочниках создается по данным условий контрактов с принимающей стороной или с отелями. По мере поступления новой информации (новые отели, специальные предложения, остановки продаж) эти справочники пополняются [2, 4].

На базе заполненных справочников создаются пакеты. Учитывая это менеджер, который отвечает за формирование пакета, обязан иметь инструмент, который позволяет использовать разнообразные схемы ценообразования для различных объектов (например, иметь разные цены для разных групп отелей, рейсов, устанавливать различные наценки и скидки разных партнеров).

Когда пакеты сформированы и уже готовы к продаже, они поступают на реализацию. Здесь важно заметить, что если для малого турагентства оперативность введения заявки не критична, то для туроператоров это является серьезным преимуществом [1].

В целом, такая информационная система должна оказывать неоценимую помощь менеджеру во время работы с клиентами турфирмы:

– подбор стандартного или создание индивидуального маршрута;

– выбор время тура;

– создание анкет туриста;

– бронирование услуг тура;

– помощь в оформлении скидок, комиссий, доплат и создание конечной стоимости тура для клиента или партнера.

Информационная система используется также для формирования локальной туристской информационной системы в регионе, для продвижения местных турпродуктов. Также, предложенные информационные технологии дают возможность менеджменту туристских фирм выбирать пути эксплуатации информационных систем, которые предлагают на рынке, позволяют разобраться в потоке компьютерных технологий, быстро появляющихся на российском рынке.

Литература:

  1. Алеева, В. А. Применение современных информационных технологий в управлении бизнесом в сфере туризма / В. А. Алеева, Ю. Д. Мочалова // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018, № 3. — С. 3–7.
  2. Бочарников, В. Н. Информационные технологии в туризме [Текст]: учебное пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 358 с.
  3. Дербенов, Ч. Ю. Информационные системы и информационно-коммуникационные технологии в бизнесе [Текст]: учебное пособие / Ч. Ю. Дербенев. — Ростов-на-Дону: Медиаграф, 2016. — 152 с.
  4. Цыринова, Н. С. Современные инновационные технологии в туристической отрасли [Текст] / Н. С. Цыринова // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2. — С. 45–46.
  5. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме [Текст]: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — 4 изд., стер. — М.: Кнорус, 2016. — 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, Россия, туроператор, тур, туристическая фирма, туристический бизнес, туристический продукт, клиент.


Похожие статьи

Развитие новых туристических продуктов в России и их...

В связи с этим, структура направлений туристических потоков России стала стремительно меняться. До введения санкций, русские туристы предпочитали уезжать

Это во многом связано с тем, что туроператоры в основном предлагают всем давно уже известные туры в Москву...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Выбирая партнеров в туристическом бизнесе, важно помнить, что сотрудничать только с одним партнером нежелательно, так как всегда

Рекламный тур рассматривается как часть рекламной компании в отношении данного продукта, предназначенного в основном для представителей...

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

Динамично развивающийся рынок онлайн-туризма в России набирает существенные обороты. Показатель бронирования туристских услуг через онлайн-продажи занимается 50 процентов всего туристского рынка.

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании...

В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических услуг...

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

Дербенов Ч. Ю. Информационные системы и информационно-коммуникационные технологии в бизнесе: Учебное пособие.

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика. Индустрия туризма представляет собой одну из наиболее динамично...

Маркетинговые исследования в туризме | Статья в журнале...

Для уменьшения степени неопределённости и риска туристическое предприятие (туроператор, гостиница и т. д.) должно располагать надёжной, объективной и своевременной информацией. Это обеспечивается осуществлением маркетинговых исследований...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Формирование цены туристического продукта. Авторы: Егорова Мария Сергеевна, Цубрович Яков

Цена перевозок зависит от результатов поиска фирмойтуроператором наиболее

Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

Также были проанализированы ИКТ туристических фирм и даны рекомендации по применению инновационных форм организации электронного «офиса» турфирм.

Объектом исследования настоящей работы является «офис» современной туристической фирмы.

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический...

Всемирная туристская организация. Программно-ориентированный. Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных

9. Чеботарь, Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов [Текст] / Ю. М. Чеботарь.

Технология создания веб-сайта туристского предприятия...

Ключевые слова: туристские предприятия, веб-сайты, CMS WordPress, поиск туров, программная реализация. В настоящее время веб-сайт является основным информационным ресурсом любого туристского предприятия, независимо от профиля его деятельности.

Похожие статьи

Развитие новых туристических продуктов в России и их...

В связи с этим, структура направлений туристических потоков России стала стремительно меняться. До введения санкций, русские туристы предпочитали уезжать

Это во многом связано с тем, что туроператоры в основном предлагают всем давно уже известные туры в Москву...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Выбирая партнеров в туристическом бизнесе, важно помнить, что сотрудничать только с одним партнером нежелательно, так как всегда

Рекламный тур рассматривается как часть рекламной компании в отношении данного продукта, предназначенного в основном для представителей...

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

Динамично развивающийся рынок онлайн-туризма в России набирает существенные обороты. Показатель бронирования туристских услуг через онлайн-продажи занимается 50 процентов всего туристского рынка.

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании...

В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических услуг...

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

Дербенов Ч. Ю. Информационные системы и информационно-коммуникационные технологии в бизнесе: Учебное пособие.

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика. Индустрия туризма представляет собой одну из наиболее динамично...

Маркетинговые исследования в туризме | Статья в журнале...

Для уменьшения степени неопределённости и риска туристическое предприятие (туроператор, гостиница и т. д.) должно располагать надёжной, объективной и своевременной информацией. Это обеспечивается осуществлением маркетинговых исследований...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Формирование цены туристического продукта. Авторы: Егорова Мария Сергеевна, Цубрович Яков

Цена перевозок зависит от результатов поиска фирмойтуроператором наиболее

Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

Также были проанализированы ИКТ туристических фирм и даны рекомендации по применению инновационных форм организации электронного «офиса» турфирм.

Объектом исследования настоящей работы является «офис» современной туристической фирмы.

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический...

Всемирная туристская организация. Программно-ориентированный. Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных

9. Чеботарь, Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов [Текст] / Ю. М. Чеботарь.

Технология создания веб-сайта туристского предприятия...

Ключевые слова: туристские предприятия, веб-сайты, CMS WordPress, поиск туров, программная реализация. В настоящее время веб-сайт является основным информационным ресурсом любого туристского предприятия, независимо от профиля его деятельности.

Задать вопрос