«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева Т. В., Илюшина О. Б., Ишанина Е. Ю. «Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 265-267. — URL https://moluch.ru/archive/254/58173/ (дата обращения: 08.12.2019).



В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.

Ключевые слова: мир природы, экологическое воспитание, дошкольник.

Введение:

Экологическое образование дошкольников — это не просто актуальное в последнее время направление в педагогике. Это воспитание в детях способности любить мир природы и ответственно относиться к нему. При знакомстве детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует положительные моральные качества. Когда ребенок узнает окружающий мир, важно, чтобы в деятельность входили и объекты природы. У нас, современного поколения, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых является проблема загрязнения окружающей среды.

Будущее новых поколений зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его участия в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его проявлениях приобретает главнейшее значение. Систематизация работы по экологическому воспитанию дошкольников, в правильной, занимательной форме, помогает детям раскрыть всю красоту природы, узнать многие ее тайны и законы, воспитает в детях ответственное отношение к окружающему миру, в котором им жить.

Детский сад является первой ступенью для системы непрерывного экологического воспитания детей, ведь мы обязаны правильно воспитать детей, что бы они учились на ошибках прошлых поколений и не допустили такого катастрофического попустительства по отношению к природе, и первая задача научить рациональному природопользованию.

Дошкольный возраст — самый главный этап в развитии экологической культуры. В эти года формируются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, закладываются основы нравственно-экологических представлений личности, которые проявляются в соприкосновении ребёнка с природой, в осознании связанности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с окружающей средой, с объектами живой и неживой природы, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является целью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру, так как в этот период детства у детей происходит бурный рост интеллектуального и духовного развития.

Дошкольники всегда и везде в том или ином виде взаимодействуют с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и поля, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их творчества, развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, формировать правильные представления воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней — важнейшие задачи, решаемые в детском саду. Отсутствие у детей знаний, реально отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто являются причиной агрессивного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, змеек, полезных насекомых и прочих объектов живой природы это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Изменить неправильное представление, навязанное со стороны, очень трудно, намного труднее, чем образовать новые, правильные, которые в дальнейшем будут фундаментом конкретных знаний будущего взрослого. Каждый ребенок должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос: правильны ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер? Экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом — значит делать пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды, быть не может. Нужна целенаправленная, серьезная работа, направленная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, пережиты, а многие и открыты детьми, чтобы стать их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать обувь перед входом в дом.

Обогащение знаний о природе познание её запахов и цвета, красоты невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача воспитателя — воспитать у детей главное, основу которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Экологическое воспитание дошкольника выражается в том что они начинают ценить ее и гуманно к ней относиться, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их вид или состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывать их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, так как именно в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства мы должны развивать. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных особенностях, о том, что он сам, часть природы.

Заключение:

Ребенок научившийся наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на каждого человека, вызывает у него гамму чувств от удивления, радости восторга, до жалости сопереживания и печали побуждает к передаче чувств в слове, творчестве и деятельности. Но не каждый способен глубоко проникнуть в мир природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, а главное чувствовать, беречь красоту природы. Эстетическое невежество пагубно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольника. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировать и поощрять. Дошкольники по своей природе любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший целый неизведанный мир для изучения. Остаётся только помочь выбрать правильное к нему отношение. Это является главной задачей воспитателя детского сада при реализации экологического воспитания.

Литература:

  1. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. — М.: Просвещение, 2009.
  3. Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! / Л. В. Ковинько. — М.: Линка-Пресс, 2014.
  4. Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С. Н. Николаева. — М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, природа, мир природы, дошкольный возраст, красота природы, экологическая культура, детский сад, окружающая среда, неправильное представление.


Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы. Воспитание основ экологической культуры старших...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными, зимой за падающими снежинками, осенью за желтеющими листьями, дождем, слушают стихи и...

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, живая природа, экологическая культура, гуманное отношение.

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания...

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное

Детский сад — эталон экологической...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное.

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

‒ У детей развился познавательный интерес к миру природы, развивались навыки

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы. Воспитание основ экологической культуры старших...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными, зимой за падающими снежинками, осенью за желтеющими листьями, дождем, слушают стихи и...

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, живая природа, экологическая культура, гуманное отношение.

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания...

Воспитание основ экологической культуры старших...

МИР, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное

Детский сад — эталон экологической...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное.

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только...»

‒ У детей развился познавательный интерес к миру природы, развивались навыки

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст...

Задать вопрос