Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 17.04.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Спасова Л. В., Байхожаева А. М. Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция // Молодой ученый. — 2019. — №15.1. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/archive/253/58212/ (дата обращения: 20.05.2019).



В стихотворениях неописательного типа (медитативная, повествовательная лирика) ОК включается в виде разных по объему, месту, художественной значимости отрывков текста.

По характеру включения в тексте существует 2 разновидности ОК: локальные, расположенные в одном месте и рассредоточенные, рассеянные в тексте. Такие описания определяют еще как концентрированные и деконцентрированные [1].

Локальные ОК могут состоять из одного или нескольких предложений, представляют собой цельное стихотворное синтаксическое единство:

Сегодня я проснулся на рассвете

И вышел на балкон.

Густой туман едва светлел.

Невидимое море вздыхало тихо.

И мое дыханье

В чередованье выхода и входа

Не то чтоб повторяло ритм волны,

И как бы продолжало песню жизни

Светлеющего моря (М. Дудин. Сегодня а проснулся на рассвете…).

Типичной для локальных ОК является функция зачина, экспозиции стихотворения. Наиболее распространены в этой роли номинативные ряды:

Вересков поросшие деревья,

В розоватых отсветах земля…

Так всегда перед приходом горя

Ощущаешь цветность бытия.

Синь озерная, скальный гранит.

Облаков серебристые спины.

И на взгорье недальнем горит

Пламя красное старой рябины (В. Сорокин. Синь озерная, скальный гранит).

Избегая длинных описаний, общих мест, автор с помощью номинативных предложений вводит читателя в образный мир лирического героя. Препозитивные описания характеризуют место пребывания лирического героя, привносят «настроение», с которым чувство субъекта будет далее контрастировать или совпадать.

В подобных случаях картины природы воспринимаются как своеобразный вывод: концовка воспринимается не только как пейзажное описание, но и как ярко выраженный психологический итог переживания. Иногда локальные ОК занимают интерпозицию:

Обычно такие ОК представляют собой довольно развернутые ССЕ. Их цельность, относительная автономность часто подчеркнута строфическими границами или синтаксически (в данном случае — многоточием).

Располагаясь в начале и в конце стихотворения, Локальные ОК образуют кольцевую композицию.

В основном встречаются две разновидности рассредоточенных ОК. Элементы единой картины могут быть распределены по разным местам текста, образуя рассеянное единство:

Ледяная струйка в щель окна

Проникает, шевеля бумагу.

Я пишу письмо: «Прости, жена,

Не меня прости — мою отвагу…

За окном извечный сосен шум.

Дико в сердце,

Как при Чингисхане.

…Не ревнуй!

Я с ней делил свой ум,

Как вино холодное в стакане…

В батареях топчется вода,

Приплелась по трубам издалека.

Я пишу: «Любовь моя чиста,

Хоть небезупречна подоплека» (Г. Горбовский. Ледяная струйка…).

Компоненты рассеянного описания, изъятые из текста и соединенные вместе, представляют собой один ОК.

Показателем межфразовой связи компонентов рассеянного описания обычно отсутствуют, иногда связи могут быть оформлены лексически (лексический повтор: в щель окна, за окном).

Рассредоточенные ОК представляют собой и самостоятельные контексты, каждый из которых имеет свой объект описания, свою микротему, является описанием отдельной ситуации:

Локальные и сосредоточенные ОК могут быть автосемантическими и синсемантическими, то есть обладают разной степенью структурной и смысловой зависимости от текста.

Высшей степенью самостоятельности характеризуется ОК, которые вводятся в текст на основе свободного включения. Такие описания не имеют в своем составе показателей межфразовых связей с предыдущим или последующим текстом.

Их введение обусловлено содержанием произведения обычно повествовательного типа; ОК как бы сопровождает лирический сюжет:

Швеция. Стогкольм. Начало мая.

День победы. Наше торжество.

Я брожу, еще не понимая

В иностранной жизни ничего.

Вспоминаю Блока и Толстого,

Дым войны, дорогу, поезда…

Скандинавской сытости основа –

Всюду Дело. Ну а где же Слово?

Может быть исчезло навсегда?

Ночь. Безделье. Скука. Дешевизна.

Этажи прижаты к этажу.

Я один как призрак коммунизма,

По пустынной площади брожу (С. Куняев. Швеция. Стогкольм. Начало мая).

ОК могут вводиться в текст посредством ассоциативных связей, в результате возникает «глубинная», внутренняя связь между описанием и авторским рассуждением.

В рассмотренных случаях межфразовые фразы не выдвинуты на первый план, а скорее затушеваны; ОК соединяются с остальным текстом простым «примыканием»: каждое описание, хотя и является по своему содержанию частью строго продуманного целого, но само по себе стремится к автосемантии.

Однако не менее распространены тексты, для которых характерны плавные переходы от предложения к предложению, отсутствие в ходе изложения резких поворотов и скачков, энергичных зачинов. Это приводит к тому, что отдельные компоненты текста прочно впаяны в него, межфразовые связи выдвигаются на первый план, играют существенную роль. ОК в таких текстах являются синсемантическими. Для них обязательно наличие средств связи, среди которых преобладают лексические повторы, союзная, наречная, местоименная связь.

Анализ функционирования ОК в стихотворных текстах неописательного типа показал, что описания характеризуются разной смысловой и структурной зависимостью от текста, не несмотря на все стихотворение, хотя и разделенное на части, но многообразно скрепленное различными средствами связи, представляет собой прочно спаянное единство.

Литература:

  1. Фигуровский И. А. Концентрированные и деконцентрированные портреты как элемент структуры произведения // Вопросы синтаксиса русского языка: Сб.ст., 1999. — Вып. 2. — С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, текст, описание, рассеянное описание, щель окна, швеция, лирический герой, ледяная струйка.


Похожие статьи

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Но если для лирического героя Пушкина, море – друг, то для лирического героя Надсона – это божество, причем достаточно чуждое. Именно по этой причине поэту необходимо ввести в стихотворный текст прямую речь (стихии), таким образом появляется возможность общения.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Библиографическое описание: Коротина Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь».

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Библиографическое описание: Лобова О. Л. «Акши светлая струя…» (символический образ русской реки в

Стихотворение пронизано нотами гармонии и понимания. Близость лирических героев («на дощечке нам не

Не играет солнце в окне… Без тебя все не то, без тебя все не так

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Библиографическое описание: Вьюшкова И. Г. Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и

Способность героя во сне уловить изменения в тональности голоса возлюбленной рождает...

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя. Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Библиографическое описание: Федина С. В. «Отклик сердца на жестокий зов войны».

И именно сострадание к героям произведения является единственно верной эмоциональным обоснованием дальнейшего рассуждения и рефлексии ребенка.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

Также пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа

1 Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы].

Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев (история двух циклов)

Библиографическое описание: Крикунова Я. В. Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев

Внутреннее превосходство героини над лирическим героем ярко вырисовывается и в

И всё же здесь тоже можно уловить сходство. Обратимся к текстам циклов: «Ты всегда хороша несравненно

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Похожие статьи

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Но если для лирического героя Пушкина, море – друг, то для лирического героя Надсона – это божество, причем достаточно чуждое. Именно по этой причине поэту необходимо ввести в стихотворный текст прямую речь (стихии), таким образом появляется возможность общения.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Библиографическое описание: Коротина Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь».

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Библиографическое описание: Лобова О. Л. «Акши светлая струя…» (символический образ русской реки в

Стихотворение пронизано нотами гармонии и понимания. Близость лирических героев («на дощечке нам не

Не играет солнце в окне… Без тебя все не то, без тебя все не так

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Библиографическое описание: Вьюшкова И. Г. Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и

Способность героя во сне уловить изменения в тональности голоса возлюбленной рождает...

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя. Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Библиографическое описание: Федина С. В. «Отклик сердца на жестокий зов войны».

И именно сострадание к героям произведения является единственно верной эмоциональным обоснованием дальнейшего рассуждения и рефлексии ребенка.

Функции пейзажных описаний в художественном произведении

Также пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа

1 Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы].

Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев (история двух циклов)

Библиографическое описание: Крикунова Я. В. Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев

Внутреннее превосходство героини над лирическим героем ярко вырисовывается и в

И всё же здесь тоже можно уловить сходство. Обратимся к текстам циклов: «Ты всегда хороша несравненно

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Задать вопрос