Активизация аналитических наименований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 17.04.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шумейко Н. Е., Агбаева Д. Б. Активизация аналитических наименований // Молодой ученый. — 2019. — №15.1. — С. 19-20. — URL https://moluch.ru/archive/253/58206/ (дата обращения: 22.05.2019).



Процесс номинализации, который совершается под влиянием межкатегориального взаимодействия частей речи, говорит об усилении признаковости, или распространении «признаковой энергии» на слова других частей речи. Существо подобной идеи связано, в первую очередь, с образованием и активизацией в языковой практике аналитических наименований.

Аналитические формы в одной какой-либо категории могут возникать и развиваться на фоне синтетических форм другой грамматической категории. При этом особое место занимают построения, которые, обладая свойствами общими с выше названными, тем не менее принципиально отличны от них: номинативные аналитические единицы стали важным конкурентом синтетических наименований.

Основанием для подобного системного рассмотрения (однословная единица — двусловная единица — многословная единица) служит соотносительность, существующая между данными этапами номинализации признаковой семантики.

Процесс номинализации, как нам кажется, можно разбить на ступени распространения «признаковой энергии».

Содержание одного и того же явления действительности имеет несколько формальных возможностей для своей реализации, которые выстраиваются в ряд, цепочку номинатов. Среди них синтетическая признаковая номинация, представленная именем прилагательным (начальная ступень), аналитическая единица-синтагма (вторая ступень), а также многословные структуры (последующая ступень). Соответственно этому ряды номинатов могут быть двучленные, трехчленные, четырехчленные и далее:

  1. Двучленные номинативные ряды: ванильного цвета — цвета ванили;

терракотового цвета — цвета терракоты;

«Большой, тяжелый, холодный на вид дом из бордового кирпича, крытый терракотовой черепицей и отделанный белым камнем, навевал смутные воспоминания» (По Р. Чандлеру);

«Она набросила халат цвета терракоты и открыла дверь» (По Д. Коллинзу)

  1. Трехчленные ряды: апельсинового цвета — цвета апельсина — цвета апельсиновой корки; фиалкового цвета — цвета фиалок — цвета ранних фиалок;
  2. Четырехчленные ряды: небесного цвета — цвета неба — цвета осеннего неба — цвета утреннего неба; кофейного цвета — цвета кофе — цвета кофейного зерна- цвета кофейной гущи;
  3. Пятичленные ряды: Цвета моря — цвета морских глубин — цвета морской волны — цвета морской дали в ясный день — цвета морской волны с рассыпанными по нему золотыми блестками — цвета моря в ясную погоду:

«На стене висела великолепная фотография. Взъерошенные светлые волосы, большие глаза цвета морских глубин и дивное бронзовое от загара тело» (И. Ефремов);

«Его глаза цвета морской волны стали слегка задумчивыми, но губы улыбались» (По В. Головачеву);

«Из дамской комнаты вышла высокая красивая брюнетка в платье цветаморской волны срассыпанными по нему золотыми блестками» (Р. Чандлер);

«Посмотри, Суламифь, на эти сапфиры, одни из них похожи цветом на васильки в пшенице, другие цветом осеннего неба, иные — моря вясную погоду» (А. Куприн);

  1. Шестичленные ряды (и более): орехового цвета — цвета ореха — цвета спелого ореха — цвета лесного ореха — цвета ореховой скорлупы — цвета каленого ореха с металлическим оттенком: «Эти золотые, нежные волосы, местами цвета спелого ореха, просто мешали ей» (А.Куприн);

«Холодные серые глаза на длинном гладком, цвета ореховой скорлупы, лице смотрели на Дугласа» (Р. Брэдбери);

«Рыжие волосы матери перешли у нее в цвет каленого ореха сметаллическим оттенком, темные брови были тонкого и смелого рисунка, но рот носил чувственный и грубоватый оттенок, хотя был свеж и прелестен» (По А. Куприну).

Интересно, что номинативные ряды представляют собой открытую структуру, то есть пополняться новыми номинациями.

Природа наименования до сих пор не раскрыта, и науке предстоит найти пути его порождения, становления, его отношения с понятием и предметом объективной действительности

Познание сущности языковой номинации связано с исследованием прежде всего проблем семантики и функций номинатологических средств и их роли в языке, а значит, с необходимостью раскрытия и анализа специфики разновидностей наименования и способов их создания.

Литература:

  1. Уфимцева А. А. Лексическое значение. — М.: Наука, 1986. — 240 с.
  2. Гак В. Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики 1971: Сб.ст. / Отв. ред. С. К. Шаумян. — М.: Наука, 1972. — С. 267–395.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ряд, цвет моря, глаз цвета, осеннее небо, спелый орех, ореховая скорлупа, морская волна, каленый орех.


Похожие статьи

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией.

В стихотворении «Несказанное,синее, нежное.».. эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное...

Особенности произрастания грецкого ореха в Калининградской...

Ключевые слова. грецкий орех, вредители грецкого ореха, заболевания грецкого ореха.

Насыщенный темно-зеленый цвет сыворотки настоянной на листьях грецкого ореха .

Слегка мутная (допускается небольшой осадок белка). Насыщенный темно-зеленый цвет сыворотки...

Урожайность плодов ореха грецкого в чистых придорожных...

В отношении биологии плодоношения ореха грецкого накоплен значительный материал целым рядом

Орех грецкий при семенном размножении первые плоды начинает давать в 7-10 лет.

Низкую урожайность ореховых садов ряд учёных (С. С. Калмыков, А. А. Кавецкая, Л. Р. Токарь...

Лингвокультурный аспект цветообозначений | Статья в журнале...

Цвет как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека изначально играл важную роль в процессах познания действительности, качественно-оценочного освоения окружающей среды, символизации и концептуализации ее значимых фрагментов.

Индивидуально-авторские колоративы в стихотворениях...

Интерес к специфике цветового изображения в творчестве писателей зародился еще в 20-х годах ХХ века, однако обращение к цвету как объекту лингвистического исследования пришлось к концу 60-х годов того же века и актуально в наше время.

Символика цвета как особый аспект познания мира

Цвет − это непременная составляющая визуального опыта и его восприятие меняется в зависимости

Так, желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность.

Проблемы перевода основных цветовых обозначений с китайского...

б) своеобразное высвобождение цвета из природных форм. В китайкой литературе зеленый — оптимальный цвет, так как это цвет природной среды, ближайшая ассоциация с весной и деревом. В языке существует сильная ассоциативная связь между соответствующим...

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

Цвет-то совершенно уникальное явление. Он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья в журнале... Поэзия Сергея Есенина — удивительный сплав неторопливой нежности и дерзкой решительности, стихотворения его...

Функция цветообраза в сборнике стихов Генриха Гейне...

Понятие цвета – сложное и многогранное, поскольку включает в себя множество смысловых, выразительных оттенков.

Море - источник вдохновения многих поэтов, и Генрих Гейне не стал исключением. Цикл "Северное море" открыл совершенно новый мир, мир моря-человека.

Похожие статьи

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией.

В стихотворении «Несказанное,синее, нежное.».. эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное...

Особенности произрастания грецкого ореха в Калининградской...

Ключевые слова. грецкий орех, вредители грецкого ореха, заболевания грецкого ореха.

Насыщенный темно-зеленый цвет сыворотки настоянной на листьях грецкого ореха .

Слегка мутная (допускается небольшой осадок белка). Насыщенный темно-зеленый цвет сыворотки...

Урожайность плодов ореха грецкого в чистых придорожных...

В отношении биологии плодоношения ореха грецкого накоплен значительный материал целым рядом

Орех грецкий при семенном размножении первые плоды начинает давать в 7-10 лет.

Низкую урожайность ореховых садов ряд учёных (С. С. Калмыков, А. А. Кавецкая, Л. Р. Токарь...

Лингвокультурный аспект цветообозначений | Статья в журнале...

Цвет как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека изначально играл важную роль в процессах познания действительности, качественно-оценочного освоения окружающей среды, символизации и концептуализации ее значимых фрагментов.

Индивидуально-авторские колоративы в стихотворениях...

Интерес к специфике цветового изображения в творчестве писателей зародился еще в 20-х годах ХХ века, однако обращение к цвету как объекту лингвистического исследования пришлось к концу 60-х годов того же века и актуально в наше время.

Символика цвета как особый аспект познания мира

Цвет − это непременная составляющая визуального опыта и его восприятие меняется в зависимости

Так, желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность.

Проблемы перевода основных цветовых обозначений с китайского...

б) своеобразное высвобождение цвета из природных форм. В китайкой литературе зеленый — оптимальный цвет, так как это цвет природной среды, ближайшая ассоциация с весной и деревом. В языке существует сильная ассоциативная связь между соответствующим...

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

Цвет-то совершенно уникальное явление. Он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Метафоры тела в поэзии Сергея Есенина | Статья в журнале... Поэзия Сергея Есенина — удивительный сплав неторопливой нежности и дерзкой решительности, стихотворения его...

Функция цветообраза в сборнике стихов Генриха Гейне...

Понятие цвета – сложное и многогранное, поскольку включает в себя множество смысловых, выразительных оттенков.

Море - источник вдохновения многих поэтов, и Генрих Гейне не стал исключением. Цикл "Северное море" открыл совершенно новый мир, мир моря-человека.

Задать вопрос