Роль семейных ценностей в воспитании патриотизма у современной молодежи: историко-социологическое исследование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 14.04.2019

Статья просмотрена: 836 раз

Библиографическое описание:

Крылова, Е. Г. Роль семейных ценностей в воспитании патриотизма у современной молодежи: историко-социологическое исследование / Е. Г. Крылова, Н. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58077/ (дата обращения: 11.12.2024).



Семья — это малая родина. Именно там человек узнаёт о своей принадлежности к языку, как носителю духовной культуры народа; в семье он знакомится с основами исторических знаний. Семья является вектором, указывающим направление правильного движения, маяком, освещающим жизненный путь каждого сына и дочери. Поэтому частенько шутки ради (но с глубоким смыслом) на уроках цитируем Себастиана Бранта: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому — родители пример ему…» [1].

В современных реалиях развития общества очень актуальной становится проблема воспитания патриотизма и сохранения исторической памяти предков. Явным подтверждением этому может послужить социологический опрос, проведённый среди обучающихся нашей школы в возрасте 11–15 лет.

Школьникам предлагалось ответить на два вопроса:

  1. Принимаете ли вы и члены вашей семьи участие в общероссийской акции «Бессмертный полк»?
  2. Знаете ли вы о своих предках, принимавших участие в других мировых конфликтах прошлого столетия?

По итогам опроса выяснилось, что из 450 респондентов 29 % положительно ответили на первый вопрос и лишь 11.5 % — на второй. Из этого следует, что ничтожно мало количество подростков, являющихся историческими хранителями памяти народа, а ещё меньше знающих о фронтовых судьбах своих предков.

Решение данной проблемы должно происходить путем систематической работы по изучению глубинной истории каждой семьи, пробуждению интереса к поисковой и исследовательской деятельности, опираясь на базовые национальные ценности [6]. Примером такой деятельности может послужить наша работа по подготовке к IX Всероссийскому молодёжному военно-историческому форуму «Александровский стяг» [2], проходящему ежегодно в Санкт-Петербурге. Находясь в поисках интересного краеведческого материала по Георгиевским кавалерам, мы обнаружили, что имена многих героев-земляков незаслуженно забыты. Мы постоянно стесняемся говорить, что наши предки воевали и в Первую Мировую, что они так же защищали Отечество, как сейчас принято говорить, «на дальних рубежах». Во многих семьях сохранились только фотографии и семейные легенды, а награды утеряны или было обменяны на продукты в 20-е, 30-е или 40-е годы. А ведь бабушки и дедушки современных старшеклассников — это правнуки и внуки Георгиевских кавалеров. Ещё пройдёт немного времени и спросить будет не у кого. Время — невосстанавливаемый ресурс. К сожалению, в нашей школе уже спросить было не у кого! И вместе с тем мы были приятно удивлены, когда обнаружили обратное: в селе Беленихино Прохоровского района Белгородской области создан музей военной династии Касатоновых (рис. 1), а Беленихинская школа носит имя родоначальника этой замечательной династии, Георгиевского кавалера, Афанасия Степановича Касатонова (рис.2).

История этой семьи является ярким примером значения семейного воспитания и формирования у своих детей основ высокой нравственности и патриотизма.

Георгиевский кавалер Афанасий Степанович Касатонов являлся образцом высокой нравственности, чести и трудолюбия не только для своих однополчан, но и для семьи. Он вызывал уважение и восхищение соседей, сослуживцев по работе в мирное время.

Афанасий Степанович Касатонов родился в 1880 году в селе Лески. Корочанского уезда Курской губернии в семье Степана Кузьмича Касатонова. Семья по тем стандартам была немногочисленной — три сына и дочь (Афанасий, Митрофан, Ефим и Анастасия). С 15 лет по наставлению отца Афанасий Степанович со своим братом Митрофаном устроились по найму на железную дорогу разъезда Беленихино по ремонту железнодорожных путей. В те годы Афанасий обзавелся добрыми товарищами, которые обучили его чтению, письму и азам арифметики.

С той поры Афанасий Степанович приохотился к чтению, позже передал любовь и уважение к книге своим детям. В 1901 году Афанасий Степанович женился на односельчанке Матрене Федоровне Селюковой. Молодые прожили в доме Степана Кузьмича лишь год. Решением мира (схода крестьян села) Афанасий Степанович был призван на государственную службу.

Рослый и статный Афанасий Касатонов попал в лейб-гвардии уланский полк Ее Величества императрицы Александры Федоровны, дислоцировавшийся в Новом Петергофе. О своей службе он практически нигде не писал, а рассказывал очень немного. Но даже из рассказанного детям и внукам можно сделать вывод, что служил он образцово. Отслужив срочную службу, он остался на сверхсрочную, а к 1909 году уже был вахмистром эскадрона. Жил он с семьей в квартире при казарме. Здесь в 1910 году и родился его второй сын –Владимир. Всего же у Афанасия и Матрены было пятеро детей.

В Первую мировую войну Афанасий Касатонов воевал в полковой разведке и проявил недюжинные способности в добывании вражеских «языков». Его полк первым вошел на территорию Восточной Пруссии. Уланы совершали дерзкие рейды по тылам противника, по нескольку дней находясь за линией фронта.

Георгиевский крест, он получил за решительность и находчивость.

Принадлежал к отборным частям Русской Императорской Армии. Отличился в сражениях с наполеоновской армией под Аустерлицем в 1805 году и под Фридландом в 1807 году.

Дислокация — Новый Петергоф Санкт-Петербургской губернии с 1913 года.

Лейб-гвардии Уланский Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк был сформирован из эскадронов, отчисленных по два от гусарских полков: Сумского, Изюмского и Мариупольского и рекрутов как Одесский гусарский полк в составе 2-х пятиэскадронных батальонов. В этом же году (11.09.1803) был преобразован в Уланский Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича полк.

С 13.11.1894 переименован в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк.

В 1903 году по случаю 100-летия Лейб-Гвардии Уланского Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка были организованы пышные празднества, выпущена памятная книга, повествующая о славных победах элитного воинского объединения. Императорская семья посетила торжественное построение уланов, проходящее на Дворцовой площади, сам Император Николай II принял парад. Если Афанасий Касатонов служил в данном формировании с 1902 года, то вполне мог там находиться, только, конечно, не в первых шеренгах.

Отбор в полк солдат низших чинов осуществлялся строго «по масти». В нем служили только блондины или рыжие (без видимых бровей). По воспоминаниям детей и фотографиям, Афанасий Степанович был под 180 см. ростом, светловолосым и статный.

Лейб-Гвардии Уланский Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк принимал активное участие в боевых действиях Первой мировой войны.

По справочнику С. Б. Патрикеева мы установили, что Георгиевский крест 4 ст. № 18615 бы вручен КАСАТОНОВУ Афанасию Степановичу — Л.гв. Уланский Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк, Ее Величества эскадрон, подпрапорщик. За отличие в бою 6.08.1914. Имеет медаль 4 ст. № 275392 [5].

Вернувшись в отпуск в Петергоф, полный георгиевский кавалер … взял в руки лопату и привел в порядок огород, с которого кормилась вся большая семья. Жена Матрена Федоровна часто вспоминала, что его помощь спасла семью от голода, который ощущался уже с конца 1916 года.

В феврале 1918 года Афанасий Степанович получил тяжелую контузию, демобилизовался и прибыл домой. Вместо неотапливаемых и запущенных казарм семья переехала жить в дом бывшего домовладельца Волкова (ул. Володарского, 24), в квартиру из теплых и уютных комнат, где были все удобства — водопровод, канализация, электрическое освещение.

Касатоновы приобрели корову, потом поросенка, завели новый огород.

Афанасий Степанович устроился на работу в гарнизонные склады, а затем в земельный отдел петергофского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, где проработал много лет. Неоднократно избирался депутатом горсовета.

По воспоминаниям сына, Якова Афанасьевича Касатонова, становится понятно, что и в быту Афанасий Степанович был невероятно трудолюбив.

Дворников в то время в Петергофе не было, и поэтому Афанасий Степанович, привыкший на военной службе к чистоте и аккуратности, по собственной инициативе поддерживал порядок у дома — летом подметал, зимой — разгребал снег. Остальные жильцы не утруждали себя такой работой. Кроме всех прочих родительских задач, он всем своим детям ремонтировал ботинки, подшивал валенки.

Несмотря на очень стеснённые условия и вечную экономию, в семье Афанасия Степановича всегда находили возможность помочь ближнему. Так, по соседству жила старушка, которая была одинока и никаких доходов не имела, семья Касатоновых на протяжении многих лет приглядывала за ней и радушно принимала ее в своем доме. Старушка и обедала, и ужинала всегда в семье.

С 1929 года Афанасий Касатонов стал работать уполномоченным в Ленинградской конторе Главвторчермета и проработал до 1955 года.

Жизнь, однако, готовила новое испытание — началась Великая Отечественная война. Когда немцы заняли Петергоф, в квартиру пришли немецкий офицер с автоматчиком и переводчик. Офицер распорядился, чтобы хозяева покинули Петергоф: «Дня на два, пока не возьмем Ленинград».

Несколько месяцев после выселения семья Касатоновых скиталась в окрестных районах, пока они не осели в маленькой деревушке Замошье, насчитывающей 12–14 домов в Осьминском районе.

В конце лета 1945 года с огромными трудностями с помощью своих сыновей вернулся Афанасий Степанович в родной город. Верный своей крестьянской жилке, он выкопал картошку и овощи со своего огорода в Замошье. Все было в развалинах, не сохранился и их дом. Усилиями своего сына, контр-адмирала Владимира Касатонова, он получил возможность жить на чердаке двухэтажного дома. Сразу же пошел работать на старое место — в контору Главвторчермета.

Все послевоенные годы был на общественной работе в правлении парков Петродворца. Пользовался в городе большим авторитетом, со всеми здоровался, все его знали. До конца жизни к своим детям обращался на Вы. У него всегда были в кармане конфеты, и он с удовольствием угощал всех встречных детей.

В 1950 году умерла жена, Матрена Федоровна. Прожил он без нее 18 лет, умер после неудачной операции аппендицита в 88-летнем возрасте. Похоронены оба на Большеохтинском кладбище.

Военная карьера Афанасия Степановича оставила глубокий след не только в его жизни, но и в судьбах его детей и внуков. На фронтовых рассказах о боевых буднях, службе Отечеству, любви к Родине он воспитал целую династию военных, преданно служивших и служащих родной стране.

В воспоминаниях внука Афанасия Степановича, адмирала флота Советского Союза, запечатлелась интересная история, ярче всего характеризующая, какие ценности передавались из поколения в поколение в семье Касатоновых. «Бывало делает эскадрон привал, ставим палатки, а кашевар уже все приготовил, можно обедать или ужинать — смотря как случилось. Пока уланы не поедят, офицеры за стол не садятся, хотя животы поджимает. От самого ротмистра до корнета — все офицеры палатки обойдут, спросят, как пища, всё ли хорошо? И только потом сами за стол сядут. На маневрах в Красном Селе один офицер пренебрег этим правилом, есть стал, не дожидаясь, пока уланам кашевар раздаст. Так его офицерское собрание заставило в отставку подать! Офицер к солдату заботу проявлять должен, помни, сынок. Тогда и солдат служить будет, живота своего не жалея». Забота и доброе отношение к ближним всегда были в приоритете у этой семьи.

Благодаря высоким нравственным ориентирам, передававшимся из поколения в поколение, семья подарила Отечеству целую военную династию.

Старшее поколение:

Касатонов Владимир Афанасьевич (1910–1989) — участник Великой Отечественной войны, Адмирал Флота, Герой Советского Союза, стоял у истоков подводного атомного флота;

Касатонов Яков Афанасьевич — инженер-краснофлотец, участник Великой Отечественной войны, ветеран научно-исследовательского института ВМФ № 1.

Касатонов Фёдор Афанасьевич — участник Великой Отечественной войны, единственный из семьи Касатоновых, погибший в боях в 1944 году (пропал без вести), освобождая Ленинградскую область и город Нарва.

Среднее поколение:

Касатонов Игорь Владимирович — адмирал Советский и российский военачальник, командующий Черноморским флотом ВМФ России, Первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России, кандидат военных наук (рис.3);

Касатонов Виктор Фёдорович — главный инженер завода «Большевик», головного предприятия, создающего вооружение для Военно-морского Флота России и Советского Союза.

Касатонов Валерий Фёдорович — капитан 1 ранга, подводник, инженер — испытатель.

младшее поколение:

Касатонов Алексей Викторович — известный хоккеист, защитник пятёрки Ларионова, Олимпийский чемпион (рис.4).

Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал, командир атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», флагманского корабля Северного Флота, c 2010 года — командующий Краснознамённой Кольской флотилии

Кирилл Игоревич Касатонов — полковник юстиции, работник главной военной прокуратуры Российской Федерации;

Александр Игоревич Касатонов, капитан I ранга — работник постоянного представительства РФ при НАТО

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили, что именно в семье закладываются такие ценности как трудолюбие, честность, совесть, любовь к Родине.

Жители села Беленихино увековечили имя А. С. Касатонова, установив памятник герою во дворе местной школы (рис.5). Хотелось, чтобы такой опыт был не единственным. Для этого необходимо продолжать поисковую деятельность в семьях, дворах и домах, чтобы возродить память Отечества в лицах. Именно так мы можем заложить основы здоровой нравственности и воспитать поколение истинных патриотов.

Литература:

  1. Себастиан Брант «Корабль дураков», Эксмо.2013
  2. https://vk.com/club1180719972.
  3. Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов. СПб. 1891.
  4. https://culturelandshaft.wordpress.com/этногенез/русская-слава/высший-знак-отличия/
  5. https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/vojna/pervaya-mirovaya-vojna/награжденные/georgievskie-kavalery-perioda-pervoj-mirovoj-vojny1/sbpatrikeev-svodnye-spiski-kavalerov-georgievskogo-kresta-19141922-gg.html
  6. http://mansa-uroki.blogspot.com/2015/08/blog-post_22.html
Основные термины (генерируются автоматически): Петергоф, семья, Великая Отечественная война, семья Касатоновых, Величество Государыни Императрицы, Владимир, дом, Советский Союз, высокая нравственность, Георгиевский крест.


Похожие статьи

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Похожие статьи

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Задать вопрос