Динамика развития российского рынка лекарственных средств за досанкционный период 2012–2015 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Семченко, П. С. Динамика развития российского рынка лекарственных средств за досанкционный период 2012–2015 гг. / П. С. Семченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 219-223. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58073/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматривается динамика российской фармацевтической отрасли за период с 2012 по 2015 годы. На основании статистических данных был осуществлён анализ структурных особенностей данной отрасли, особенностей ее функционирования и основных тенденций развития. Результаты проведенного исследования позволили выявить ключевые проблемы, препятствовавшие развитию фармацевтической отрасли в России в обозначенный период, и которые в дальнейшем продолжают пагубно воздействовать не нее.

Проведенный анализ дал возможность определить стратегию дальнейшего развития российской фармацевтикой промышленности.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, отечественный фармацевтический рынок, импортная продукция, лекарственные средства, аптечные продажи, санкции.

Фармацевтическая отрасль в любое время заслуживает пристального внимания, тщательного контроля и детального изучения, поскольку обеспечение населения лекарственными средствами является одной из главных стратегических задач государства, обеспечивающих национальную безопасность и здоровье нации. На сегодняшний день особенно интересно и актуально изучение не только современного состояния российского фармацевтического рынка, но и пути его изменения за предыдущие несколько лет до введения антироссийских санкций. Анализ основных особенностей, тенденций и проблем данной отрасли за досанкционный период позволит понять, в каком состоянии она вступила в новый этап развития отечественной экономики, позволит более четко осознать какие именно провалы существуют в механизме функционирования данного рынка, каковы источники этих и многих других системных проблем. Однако самое главное, такой анализ даст возможность сформировать новую стратегию поддержания и развития фармацевтического рынка в России, которая бы была эффективна в непростых экономических условиях, учитывала как ранее существовавшие, так и вновь появившиеся структурные особенности рынка и обеспечивала бы стабильность данного рынка, что крайне важно для здоровья населения.

Несмотря на то, что первые антироссийские санкции были введены в 2014 году, в данной статье к досанкционному периоду относиться и 2015 год поскольку первые санкции были введены в отношении отдельных лиц, затем в отношении отдельных компаний промышленного сектора и прямого влияния на фармацевтический рынок России не оказали, однако, косвенно, через изменение курса рубля и усложнения внутриэкономической обстановки, все же внесли заметные изменения в обстановку на относительно стабильном фармацевтическом рынке России.

Сегодня фармацевтическая промышленность в России находиться в стадии активного развития не только по объемам производства, но и в первую очередь по объему рынка сбыта, приближаясь по данному показателю к странам-лидерам. Наличие огромного, до сих пор не реализованного потенциала у российского рынка, должно привлечь особое внимание государства, которое в современных непростых экономических условиях как никогда должно обеспокоиться поддержанием отечественных производителей лекарственных препаратов и созданием благоприятных условий для их развития. Это позволит не только улучшить общее состояние промышленности в стране, но и в первую очередь обеспечит стабильность фармацевтического рынка и независимость России от зарубежных поставщиков, что особенно актуально в условиях жесткой внешнеполитической конфронтации со странами Запада.

Однако для того чтобы добиться такого усиления и независимости отечественной фармацевтической промышленности необходимо приложить немало усилий, поскольку на сегодняшний день ее состояние весьма далеко от желаемого, и что более печально, его можно охарактеризовать как кризис, обусловленный в большей степени системными проблема и недочетами.

Проведенное изучение динамики развития российского рынка лекарственных средств за период с 2012 по 2015 год позволило сформировать чёткое представление о том, как именно шло развитие российского рынка фармацевтики в этот период, каковы его основные черты. Такой анализ дал возможность выявить существующие проблемы на российском рынке лекарственных средств, которые препятствуют его сегодняшнему развитию.

Рассмотрение данного вопроса было начато с изучения показателей объёма отечественного рынка лекарственных средств. По данным открытых информационных источников уже в 2013 году объем мирового фармацевтического рынка составлял 971 млрд долларов. По сравнению с 2012 г. его прирост в денежном выражении составил около 3,3 %. По состоянию на 2012 год Россия занимала седьмое место среди мировых фармацевтических рынков-лидеров по объему рынка и третье по темпам прироста в процентах.

В 2014 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 1060 млрд долларов США. По сравнению с 2013 г. его прирост в денежном выражении составил около 7 %. По итогам 2014 года Россия сохранила за собой седьмое место среди крупнейших фармацевтических рынков мира. Однако ослабление рубля привело к сокращению емкости рынка на 8 % (в долларовом выражении).

По итогам 2014 года отечественный фармацевтический рынок достиг объема в 60,5 млрд. рублей. Кроме этого, поскольку фармацевтический рынок России в 2014 году стал седьмым в мире по объемам потребления готовых лекарственных средств, то на тот момент он являлся одним из самых привлекательных и перспективных рынков сбыта в мире. Он соперничал только лишь с рынками Бразилии и Китая, которые опережали его в темпах прироста.

Теперь посмотрим, насколько зависимым от импортной продукции являлся отечественный фармацевтический рынок за изучаемый период. На протяжении всего наблюдаемого периода на отечественном коммерческом рынке розничной торговли лекарственными средствами доля импортной продукции в стоимостном выражении составила три четверти рынка, в то время как на долю российских препаратов приходилась всего одна четвертая часть рынка. Однако стоит отметить, что с 2012 по 2015 год доля российских лекарственных средств на рынке выросла, увеличившись с 24 % в 2012 году до 27 %, причем самый существенный рост — на 4 % — произошел в 2015 году. Это говорит об определенном успехе первых действий, реализованных в рамках политики импортозамещения, принятой в связи с антироссийским санкциями.

Несмотря на такое явное преобладание зарубежных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке было обнаружено интересное явление: в натуральном выражении более половины всех аптечных продажах, за весь анализируемый период пришлось на отечественные лекарственные средства. С 2012 по 2014 их доля уменьшилась с 58 % до 55.3 %, но в 2015 немного отыграла свои позиции и составила 56.4 %.

Большая популярность отечественных препаратов среди покупателей, с одной стороны, объясняется тем, что большинство из них очень долгое время продаются в российских аптеках, широко разрекламированы, хорошо знакомы покупателям, являются безрецептурными и, кроме того, не являются препаратами для борьбы с тяжелыми, хроническими, сложными или редкими заболеваниями. Поэтому потребители, если они не обращаются к врачу в случае легкого недомогания и предпочитают лечиться самостоятельно, покупают знакомые и простые лекарства. Также, преобладание в аптечных продажах отечественных препаратов обусловлено их низкой стоимостью относительно зарубежных, поскольку их цена не зависит от валютного курса, который оказал серьезное влияния на рынок в 2014 и 2015 годах. Более того, поскольку, как было отмечено выше, большая часть отечественных препаратов не являются препаратами, обладающими сильным действием, то у них довольно простой состав, который содержит малоэффективные и потому относительно дешевые компоненты. Данные результаты говорят о том, что, к сожалению, в отличие от западной практики российские покупатели относятся к своему здоровью недостаточно внимательно, у них нет культуры обращения к специалисту за консультацией и покупки препаратов строго по рецепту врача, то есть можно говорить о низкой медицинской грамотности населения и о низком уровне культуры заботы о здоровье и лечении. Однако здесь важно понимать, что вышеобозначенная причина, также может быть производной от более глубокой и сложной структурной проблемы российской экономики — низкий уровень жизни и доходов населения, из-за чего многие не могут себе позволит посетить консультацию платного высококвалифицированного специалиста или приобрести более дорогие лекарства.

С другой стороны, за первые три года из наблюдаемого периода на российском фармацевтическом рынке доля отечественных препаратов в аптечных продажах хоть и небольшими темпами, но все же снижалась. Это говорит о том, что в эти годы компетентность населения в вопросах медицины несколько выросла, поскольку небольшая доля людей, все же стала отдавать предпочтение боле дорогим, качественным зарубежным препаратам. Хотя здесь нельзя не отметить, что, к сожалению, все же под более качественными лекарственными средствами, пока что понимается в основном импортная продукция. Однако уже в 2014 году спрос на отечественную продукцию снова начал увеличиваться, что в большей степени обусловлено удорожанием импортных лекарственных средств из-за ослабления курса рубля на фоне обострения внешнеполитического конфликта на Украине и вызванных ими антироссийских санкций.

Что касается экспорта лекарственных средств, то здесь ситуация гораздо сложнее. Большая часть российского экспорта традиционно приходиться на долю стран СНГ. Например, в 2014 году самыми крупными покупателями нашей фармацевтической продукции стали Узбекистан (19 %), Украина (15 %), Киргизия (6 %), Азербайджан (5 %). Общий объем экспорта в 2014 году составил всего 0.6 млрд долларов, в то время как объем экспорта превышал импорт в 21.3 раза и составлял 12.8 млрд долларов.

Также за наблюдаемый период наблюдалась устойчивая тенденция неуклонного, постепенного снижения общей суммы продаж российских лекарственных средств, темп которой увеличился до 7 % в 2014 году. Доля же импортных лекарственных средств имела устойчивую тенденцию к росту до 2013 года. В 2014 году введение санкций привело впервые за несколько лет к снижению доли зарубежных препаратов в натуральном выражении на 0.5 %. Эта тенденция укрепилась и в 2015 году, когда снижение доли лекарственных средств импортного происхождения упало на 14 % в сравнении с 2014 годом.

Такая тенденция последних двух лет большей частью объясняется обострением внешнеполитической обстановки вокруг России, и как следствие, существенным ослаблением курса рубля и его серьезной волатильностью. Отечественные компании боялись осуществлять закупки больших партий продукции, поскольку непредсказуемость курса могла привести к проблемам с ценами на товары внутри страны. В связи с этим, если в 2014 году общий объем импортируемых препаратов составлял 12.8 млрд долларов и уже показал снижение на 12 % по сравнению с 2013 годом, то в 2015 году объем импорта упал на 33 % и составил 8.7 млрд долларов.

Рассмотрим еще один немаловажный аспект деятельности на фармацевтическом рынке — основные игроки. За наблюдаемый период количество фармацевтических компаний-производителей на отечественном рынке колебалось около 1000. За весь наблюдаемый период состав двадцатки самых крупных участников отечественного розничного коммерческого рынка по объему аптечных продаж был подвержен минимальным изменяем. Одной из ключевых характеристик данного рынка является преобладание в двадцатке лидеров зарубежных фирм-производителей, особенно крупнейших мировых брендов, таких как Pfizer, Sanofi, Novartis, Bayer, Berlin-Chemie, Servier, Takeda, Teva и многие другие мировые лидеры фармацевтической промышленности. К сожалению, ни одной отечественной компании ни разу за все четыре года не удалось стать лидером рынка. Однако в ТОП-20 в разные года все-таки входили некоторые крупные отечественные производители: в 2012 году это была компания Фармстандарт, которой в этом же году удалось занять третью позицию; в 2013 году Фармстандарт сохранила свою позицию и к ней присоединилась компания Валента, ставшая двадцатой; в 2014 году к добавилась компания Отисфарм, которая заняла восьмое место, опередив всех уже вошедших в список лидеров отечественных производителей; и в 2015 году, вновь всего две компании остались в группе лидеров российского фармацевтического рынка — Отисфарм и Фармстандарт. Расстановка сил, внутри лидирующей по объему аптечных продаж группы, является лишь отражением выше рассмотренной ситуации преобладания зарубежной продукции над отечественной на рынке. Поэтому, это лишь отражает проблему отставания российской фармацевтической промышленности от мировых лидеров, таких как Франция, Швейцария, Германия, Великобритания.

Подводя итог проведенному анализу, хочется сформулировать ключевые особенности российского фармацевтического рынка, которые во многом являются причинами его основных проблем и попытаться предложить эффективные пути их преодоления.

В первую очередь, важно понимать, что одной главных характеристик российского фармацевтического рынка, которая одновременно с этим является его главной проблемой — это значительное преобладание доли импортных лекарственных средств над отечественными. Сказать, что это проблема, которая препятствует развитию российского рынка, будет не совсем корректно, поскольку это не сама первопричина, но скорее следствие отставания в развитии нашей фармацевтической промышленности. В 90-е годы правительство больше всего полагалось на сырьевую и энергетическую промышленности, как на самые перспективные и способные быстро принести доход государству отрасли. В свою очередь, фармацевтической отрасли как очень наукоемкой, требующей больших инвестиций, высококвалифицированных кадров и большого времени на осуществление разработок, не уделялось должно внимания и прежде всего не оказывалось необходимой государственной поддержки и финансирования. Все это привело к тому, что к началу 2000-х отечественная фармацевтическая промышленность пришла в упадок: в стране осталось крайне мало производителей лекарственных средств, кроме того, никто из них не производил препараты нового поколения; в стране не велись научные разработки в фармацевтической отрасли, продолжалось производство устаревших советских препаратов прошлого поколения; началось производство более дешевых, и потому низкокачественных копий зарубежных препаратов; производимая продукция не соответствовала международным стандартам качества. Поэтому мы были вынуждены все больше и больше препаратов закупать за рубежом, поскольку восстановление собственного производства требовало и требует до сих пор огромных затрат, причем не только денежных, но и временных. Все это приводит к выводу, что в России существует системный кризис в фармацевтической промышленности. Для того чтобы его преодолеть, сократить объем импортируемых препараторов и начать производство высококачественной продукции, способной конкурировать с зарубежными препаратами на международном рынке, необходимо создать благоприятные условия для развития данной отрасли. Ведь сегодня ей особенно тяжело развиваться в условиях внутреннего кризиса, вызванного санкциями Запада. Государство должно обеспечить всестороннюю и комплексную поддержку отечественным производителям, осуществлять инвестиции в разработки новых технологии и образование будущих специалистов. Шаги в данном направлении сейчас активно предпринимаются и могут способствовать раскрытию огромного скрытого потенциала российской фармацевтической промышленности. Однако мы все же вынуждены понимать, что на ее восстановление и дальнейшее развитие уйдет немало времени, хотя скорость этого процесса зависит от интенсивности помощи государства и готовность предприятий к активному развитию и сотрудничеству.

Также стоит отметить, что к началу 2016 года емкость российского фармацевтического рынка коммерческой розничной продажи лекарственных средств показала тенденцию к сокращению, в силу, прежде всего, введения антироссийских санкций, вызвавших сильное ослабление курса рубля. Поэтому пока отечественная фармацевтическая промышленность не достигнет советующего уровня развития и не сможет производить хотя бы половину всего объема продукции на рынке, государство должно в первую очередь гарантировать населению доступность импортных лекарственных средств, особенно жизненно необходимых, ведь от этого зависит здоровье нации.

*Все статистические данные брались из соответствующих годовых отчетов компании «Группы ДСМ», за исключением данных по объемам экспорта в страны партнеры, где данные брались из отчета компании «Делойт и Туш СНГ».

Литература:

  1. Фармацевтический рынок России: Итоги 2012 года: аналитический отчет// ЗАО «Группа ДСМ»; ген. директор С. Шуляк; директор отдела стратегических исследований: Ю. Нечаева. Москва, 2012. 75 с.
  2. Фармацевтический рынок России: Итоги 2013 года: аналитический отчет// ЗАО «Группа ДСМ»; ген. директор С. Шуляк; директор отдела стратегических исследований: Ю. Нечаева. Москва, 2013. 71 с.
  3. Фармацевтический рынок России: Итоги 2014 года: аналитический отчет// ЗАО «Группа ДСМ»; ген. директор С. Шуляк; директор отдела стратегических исследований: Ю. Нечаева. Москва, 2014. 74 с.
  4. Фармацевтический рынок России: Итоги 2015 года: аналитический отчет// DSM Group; ген. директор С. Шуляк; директор отдела стратегических исследований: Ю. Нечаева. Москва, 2015. 124 с.
  5. Результаты исследования: Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка — 2015// ЗАО «Делойт и Туш СНГ»; главный исполнительный директор «Делойта», СНГ: Иан Коулбер; руководитель группы по работе с компаниями медико-биологических наук и здравоохранения в СНГ: О. Березин. Москва, 2015. 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, российский фармацевтический рынок, средство, млрд долларов, наблюдаемый период, препарат, фармацевтическая промышленность, импортная продукция, российский рынок, фармацевтическая отрасль.


Ключевые слова

санкции, лекарственные средства, фармацевтическая промышленность, отечественный фармацевтический рынок, импортная продукция, аптечные продажи

Похожие статьи

Соотношение импортных и отечественных лекарственных...

В статье рассматривается соотношение импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 20-летнего развития. Осуществлен ретроспективный анализ развития фармацевтического рынка Российской...

Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

В настоящее время российский рынок фармацевтической продукции является одним из самых привлекательных в мире.

Рис. 3. Соотношение объемов продаж импортных и российских лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Современный фармацевтический рынок России является одним из крупнейших рынков в мире, занимая 7-е место по объему продаж в абсолютном выражении

Импортная продукция в стоимостном выражении занимает 3/4 фармацевтического рынка Российской Федерации.

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской...

Это не могло не повлиять на российский фармацевтический рынок. В связи с этим

Анализ ключевых показателей рынка. Фармацевтический рынок России состоит из двух сегментов

В связи с тем, что спрос на лекарственные средства неэластичен, фармацевтический рынок...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку крупнейших

Результатом доминирования на рынке импортной фармацевтической продукции является

Современный фармацевтический рынок России является одним из крупнейших рынков в...

Анализ показателей развития российского фармацевтического...

Российский фармацевтический рынок сохраняет тенденцию одного из самых

Российский фармацевтический рынок на протяжении ряда последних лет сохраняет

Согласно данным DSM Group, в 2014 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 1060 млрд. долл.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

В статье рассматривается современное состояние фармацевтической промышленности России, проблемы, с которыми сталкивается

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, GMP, средство, медицинское назначение...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка показал, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации преобладают дженерики, а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств на фармацевтическом рынке находится на...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство

Российская фармацевтическая промышленность в настоящее время переживает эпоху непростых, но вместе с тем...

Похожие статьи

Соотношение импортных и отечественных лекарственных...

В статье рассматривается соотношение импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 20-летнего развития. Осуществлен ретроспективный анализ развития фармацевтического рынка Российской...

Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

В настоящее время российский рынок фармацевтической продукции является одним из самых привлекательных в мире.

Рис. 3. Соотношение объемов продаж импортных и российских лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Современный фармацевтический рынок России является одним из крупнейших рынков в мире, занимая 7-е место по объему продаж в абсолютном выражении

Импортная продукция в стоимостном выражении занимает 3/4 фармацевтического рынка Российской Федерации.

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской...

Это не могло не повлиять на российский фармацевтический рынок. В связи с этим

Анализ ключевых показателей рынка. Фармацевтический рынок России состоит из двух сегментов

В связи с тем, что спрос на лекарственные средства неэластичен, фармацевтический рынок...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку крупнейших

Результатом доминирования на рынке импортной фармацевтической продукции является

Современный фармацевтический рынок России является одним из крупнейших рынков в...

Анализ показателей развития российского фармацевтического...

Российский фармацевтический рынок сохраняет тенденцию одного из самых

Российский фармацевтический рынок на протяжении ряда последних лет сохраняет

Согласно данным DSM Group, в 2014 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 1060 млрд. долл.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

В статье рассматривается современное состояние фармацевтической промышленности России, проблемы, с которыми сталкивается

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, GMP, средство, медицинское назначение...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка показал, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации преобладают дженерики, а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств на фармацевтическом рынке находится на...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство

Российская фармацевтическая промышленность в настоящее время переживает эпоху непростых, но вместе с тем...

Задать вопрос