Чтобы прояснить основы для диалога между протестантством и духовными традициями Вьетнама, в этой статье проведен сравнительный анализ философских аспектов Библии и даосизма через понимание понятия Дао и воплощения Иисуса Христа. Понимание Дао является основой для полного осмысления природы вещей в космосе и вселенной, а для протестантов Христос является Воплощением Дао на земле среди людей.
Ключевые слова: протестантизм во Вьетнаме, даосизм, вьетнамские верования, христианство
To clarify the basis for dialogue between Protestantism and the spiritual traditions of Vietnam, this article conducted a comparative analysis of the philosophical aspects of the Bible and Taoism through the concept of Tao and the incarnation of Jesus Christ. Understanding Tao is the basis for fully understanding the nature of things in space and the universe, and for Protestants Christ is the Incarnation of Tao on earth among people.
Key words: Protestantism in Vietnam, Taoism, Vietnamese beliefs, Christianity
Помимо концепции «Неба» во вьетнамском сознании очень популярно понятие «Дао» даосизма. Даосизм является третьей основной религией, которая оказывает влияние на духовное сознание вьетнамцев. Эта теория подчеркивает принцип гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Достижение гармонии возможно через отказ от конфликтов. Человек должен жить в гармонии с природой и миром духов.
Согласно Лао Цзы, все управляется Дао. В первой строке «Дао Дэ Цзин», Лао Цзы пишет: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя» [4, c. 8]. Такое понимание Дао имеет большое значение не только в азиатском мировоззрении о Вселенной и Всевышнем. В даосизме существовала идея создателя, но она была очень абстрактной, трудной для понимания, Дао сравнивалось с водой — «Вода — предпочтительный символ Дао» [5, c. 216]. В «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы утверждает, что «Дао существовало до появления земли, в тишине, одиночестве, неизменности, Дао создало основу вселенной» [10, c. 82].
Концепция «У-Вэй» в даосизме также оказывает сильное влияние на вьетнамское сознание. В «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы утверждал: «Пустое, безмолвное, спокойное, безвкусное, тихое, созерцательно пассивное — это состояние Неба и Земли, и совершенство Дао» [8, c. 181]. Исходя из этого, Лао Цзы выражает свое уважение к природе, полагая, что на все сущее оказало влияние Дао. Дао является независимым, его действие не может быть изменено, не требует помощи, вмешательства Неба или человека. Поэтому люди должны сохранять спокойствие своих умов и воли, послушно следовать движению и порядку природы. Люди могут постигнуть много удивительного о Дао, когда смогут отказаться от своих желаний и эгоизма. Чжу Цзы смотрел глубже и отметил следующее: «Мы рождаемся на небесах и на земле, и мы едины с природой» [6, c. 143].
Как религия даосизм оказывает большое влияние на культурную модель Вьетнама, например, в медицине, гадании. Хотя во многих сферах жизни вьетнамцев роль даосизма снизилась, но он по-прежнему оказывает значительное влияние на культово-обрядовую жизнь вьетнамцев. По словам Ле Ван Тхиена, исследователя протестантизма во Вьетнаме, к идеям даосизма сложно адаптироваться, если не понимать, может ли теория «У-Вэй» сочетаться с теорией искупления. Несомненно, человек не может спасти себя сам, потому что Бог создал для нас все, благодаря его сыну «слово стало плотью», чтобы можно было обрести спасение [8, c. 183]. С другой стороны, если теория «У-Вэй» является не «бездействием», а «послушанием порядку добродетели», то «вера в дао, путь, Господа Иисуса Христа» (Ин. 1:12, 13; 14.6) становится необходимой задачей. Прежде всего, христианин верит в учение Бога, в Божье провидение и в пророчество Бога (Рим. 8. 29–30, Ефес 1: 3–4), но не верит в судьбу.
В книге «Синтоизмология» Джон Д. Олсен приходит к следующему тезису о Христе в Евангелии от Иоанна: «В этом стихе «Дао» (Логос Христос) не только с Богом, но именно «Дао» есть Бог». Олсен цитирует Иустина Философа, который считал, что и язычники не лишены семян истинного понимания Дао (Логоса) [7, c. 378]. Когда речь заходит об обсуждении роли Христа в искуплении, Олсен полагает, что Христос имеет силы искупить человеческие грехи, потому что Христос воплотил в себе Дао и Небо [7, c. 465].
Существует множество различных точек зрения на воплощение Христа в христианской вере и в Трех учениях. Пьер Хуар и Морис Дюран утверждали, что для вьетнамской культуры даосизм является системой философских взглядов и питательной средой. Для народа даосизм — религия со многими божествами и разнообразными источниками формирования, в общем, является сложной политеистической системой. Исполнение культа и поклонение в даосизме открывает дорогу для предсказателей, магов, астрологов, шаманов хиромантов, колдунов. Их действия тесно связаны с ритуалами поклонения в этой религии. Высшим богом даосизма является Нефритовый император, который на небесах является правителем бессмертного мира, является и мужчиной, и женщиной, способен быть человеком или животным, чтобы разговаривать с людьми. В крупные праздники, особенно в Тет (Новый год), Нефритовый император вершит суд над человеком.
В книге «История королевства Тонкин» Александр де Род пишет, что «когда люди услышали о Законе, который местные называют «Дао» на языке ученых и «путем» на языке простых людей, то стали любопытствовать, захотели узнать закон истины, настоящий путь, который я хотел им представить. Поскольку я не мог найти слово на их языке, которое соответствовало бы имени Бога, я решил объяснить им имя Его как Властителя неба и земли [1, c. 129–130].
Воплощение Иисуса Христа показывает, что Он — посредник между Богом Отцом и человеком. Чтобы стать посредником, Иисус должен полностью стать человеком так же, как он полностью является Богом. В этом истинный смысл воплощения. Во вьетнамской культуре есть культурные элементы, которые протестантизм может использовать, чтобы объяснить воплощение Христа.
Одно из таких элементов — это популярное среди вьетнамских людей поклонения локальным духам — духам-покровителям общины (культ Тхань Хоангу, вьет. — Thành Hoàng) [9, c. 245]. «Сверхъестественные духи часто в деревнях понимаются как призраки, они вызывают страх у жителей деревень, хотя их жестокость духов может отличаться» [3, c. 75–76]. Последователи поклонения локальным духам также практикуют поклонение богам природы. Вьетнамцы считают, что окружающий их мир природы наполнен духами. Поэтому они поклоняются Небу и всему тому, что принадлежит Небу: земле с горами, лесами, реками, пятью элементам, ветру, национальным героям, поклоняются по сезонам и ежегодным циклам. Эти культы сочетаются с влиянием религии в Китае, которая доминировала в интеллектуальной жизни вьетнамского народа на протяжении тысячелетий настолько, что они верят, что Император — это «сын неба», который является представителем божественной власти. В исполнении культа принимает участие посредник, который способен предугадывать действия духов и оказывать на них влияние, примирение с духами происходит посредством жертвоприношений животными. Дж. Н. Д. Андерсон пишет: «Когда поклонение локальным духам превращает невидимых божеств и духов в видимые посредством сооружения изображающих их статуй, то монотеизм исчезает, он заменяется политеизмом, поклонением бесчисленным более или менее сильным богам, которое поглощает разум тех, кто верит в них» [2, c. 17].
Поклонение локальным духам учит о том, что неодушевленные явления природы имеют душу, пантеизм — тому, что Создатель неба существует во всей природе, а политеизм поддерживает поклонение многим различным близким Богу неба божествам. Но христианская вера верит в одного и только одного Бога. Бог выразил Себя через Сына, Иисуса Христа, через Слово. Иоанн описывает исторического Иисуса, Бога неба, который стал человеком и жил среди людей. Иисус Христос является посредником между Богом и человечеством, единственным человеком, который отдает свою жизнь за всех людей своей кровью на кресте. Только эта жертва удовлетворила тем условиям, выполнение которых Бог требовал от человека для спасения (Евр 9: 26–27).
Центром духовной жизни вьетнамцев является Дао, но при этом процесс сочетания различных религиозных уровней создал уникальную форму интеграции духовной жизни вьетнамцев. Выражение уважения к конкретной реальности при ежедневном столкновении с силами природы, прижизненное уважение к героям или почитание их как богов после их смерти, церемониальное поклонение Богу неба — это всего лишь несколько проявлений богатой вьетнамской духовной жизни, которую мы можем наблюдать. Таким образом, понимание Дао является основой для полного понимания природы вещей в космосе и вселенной, а для протестантов Христос является Воплощением Дао на земле среди людей.
Литература:
- Alexandre de Rhodes. Histoire du royaume du Tonkin. — Paris: Kimé, 1999.
- Anderson J. N. D. The world’s religion. — London: The Inter-Varrsity Fellowship, 1965.
- Gerald Cannon Hickey. Village in Vietnam. — New York: Yale University, 1967.
- Lao Tse. The Tao Te King or the Tao and its Characteristics / trans. James Legge. — California, US: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.
- Nicolas Standaert. Inculturation and Chinese-Christian Contacts in the Late Ming and Early Qing // Ching Feng. — 1991. — 34 (4). — P. 209–227.
- Дао Зуй Ань [Dao Duy Anh]. Вьетнамская культурная история [Viet Nam van hoa su cuong]. — Ханой: Изд-во Хай Куан Тунг Тхы [Nha xuat ban Hai Ngoai Tung Thu], 1938.
- Джон Д. Олсен. Теология. — Сайгон: Изд-во Типография, 1957. 378.
- Ле Ван Тьен [Le Van Thien]. Евангелие и культура [Phuc am va van hoa]. — Ханой: Изд-во Религия [Nha xuat ban Ton giao], 2010.
- Марченко Е. А., Сюннерберг М. А. Формирование и особенности развития культа вьетнамской революционной героини Во Тхи Шау // Юго-восточная азия: актуальные проблемы развития. — 2017. — №. 34. — C. 243–264.
- Нгуен Хьен Ле [Nguyen Hien Le]. Лао Цзы — Дао Дэ Цзин. — Ханой: Изд-во Ван Хоа — Ван Нге [Nha xuat ban Van hoa — Van Nghe], 1994.