Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 12.04.2019

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Саблина, Е. В. Функционирование системы внутреннего контроля на примере бюджетных организаций / Е. В. Саблина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58014/ (дата обращения: 30.10.2024).



Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Ключевые слова: бюджетная организация, бюджетное законодательство, критерии и методическое обеспечение, внутренний контроль, внутренняя политика.

Бюджетные правоотношения, регулируемые кодексом РФ, определяют, что бюджетная организация (БО) — это организация (учреждение), которая основана учредителем для осуществления управленческих, научных, технических, социальных, культурных, или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой снабжается из соответственного бюджета на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). БО применяет бюджетные средства в соответствии с утверждённым ПФХД. Верность организации ПФХД и его реализация влияет на рациональное и результативное применение бюджетных средств, вследствие чего, контроль данной финансовой деятельности организации является одним из главных этапов исследования расходов средств бюджета.

Как мы знаем, бюджетным законодательством строится правительственный (государственный) финансовый контроль. Правительственный (государственный) контроль совершается со стороны Контрольно-счетной палаты Российской Федерации, наблюдение службами Внутреннего финансового контроля, контроль органов федерального казначейства, внутриведомственный контроль с позиции учредителя, а также самой организации за операциями.

Внутренний контроль расчетных финансовых средств сообразно к бюджетным организациям состоит из: контроля над соответствием законодательных требований, внутреннего бухгалтерского контроля и контроля за эффективностью и результатами деятельности [1, с. 25].

Нужно отметить, что существенный процесс контроля расчетных финансовых средств — бухучет расходов и доходов по соответствующим центрам ответственности и центрам затрат. Учет по центрам ответственности позволяет формировать показатели, характеризующие вклад специальных подразделений и управленцев во всеобщее достижение БО.

Несмотря на явные приоритеты по центрам ответственности, в БО процедура такого типа пока не нашла широкого применения.

Порядок проведения внутреннего контроля расчетных финансовых средств в организации должна быть утверждена в его учетной политике. При этом организация может составить свою учетную политику посредством издания отдельных нормативных актов, приказов.

Во внутреннем финансовом контроле могут быть осуществлены следующие пути:

− в организации формируется постоянная стабильно действующая комиссия, на которую возлагается осуществление данного контроля;

− в организации формируется структурное подразделение (отдел внутреннего контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);

− осуществление внутреннего контроля возложено на работников структурных подразделений организации (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выборка создания контроля зависит от планируемого масштаба работ, организационных и финансовых возможностей организации, структурных особенностей организации, подготовленности специалистов и т. д.

БО тратят государственные средства по целевому назначению, что рассчитывает более жесткое соблюдение финансовой дисциплины. Главным плановым финансовым документом, в котором отображается объем, целевое направление и ежеквартальное распределение средств, выделяемых бюджетом для содержания организации, является ПФХД.

Самыми важными задачами проверки составления и исполнения ПФХД является проверка: наличия в организации ПФХД и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных, так и внебюджетных средств. Документы необходимые для проверки:

− план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД);

− баланс исполнения ПФХД (ф. 0503730);

− отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721);

− отчет об исполнении ПФХД (ф. 0503737);

− справка по внутренним расчетам (ф. 0503725);

− пояснительная записка (ф. 0503760);

− главная книга;

− журналы операций с приложениями.

Что касаемо методического обеспечения организации проверок, то оно должно отвечать поставленным целям и принимать специфику действующего бюджетного законодательства.

Также следует учесть, что методика проверки по большей части зависит от объекта проверки (касса, основные средства, нематериальные активы и др.) и в каждом отдельном случае должна учитываться специфика проверяемого объекта.

Из этого следует, что в БО методика проверок состоит в обзоре документов, их сравнении, в аналитических процедурах (правильности применения материальных, денежных норм и нормативов при формировании ПФХД, обоснованности составления отчетов к ПФХД, сравнение фактических расходов с плановыми, анализе исполнения ПФХД при детальном рассмотрении кодов бюджетной классификации расходов бюджетов РФ).

Составленные результаты проверки нужно подтверждать документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц, таблицами с разнообразной степенью информативности и другими материалами [2, с. 12].

Как показывает практика, наиболее распространёнными ошибками являются арифметические ошибки в подсчетах и при заполнении учетных регистров, а также перенос данных с одних регистров в другие.

Поэтому, необходимо применить одну из действенных процессов внутреннего контроля — тестирование. Его условно можно разделить на текущее, промежуточное и итоговое. Им можно исполнять диагностирующую, контрольную, мотивационную функцию, и таким образом, тестирование будет являться оценкой и контролем уровня профессиональной подготовки работников.

Исходя из вышеуказанного, делаем вывод, что под методикой внутреннего контроля рассматривается программа действий, предписывающая в категоричной или рекомендательной форме использование определенных методов исследования объектов контроля, а также их очередность и процедуру применения методик.

Также мы предполагаем, что функция системы внутреннего контроля должна отвечать следующим критериям.

Таблица 1

Критерии внутреннего контроля

Критерий

Характеристика критерия

Критерий ответственности и сбалансированности

За соответствующее выполнение какой-либо операции должно отвечать конкретное лицо, причем контрольные функции должны быть обеспечены средствами для их выполнения

Критерий подконтрольности

Лица, проводящие контроль над выполнением операций (руководитель бюджетной организации, главный бухгалтер), должны в свою очередь иметь контроль со стороны заинтересованных лиц

Критерий своевременности

Информация по отклонениям должна быть представлена лицам, снабженным полномочиями принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонения так же лишает смысла проведенный контроль

Критерий ущемления интересов

Необходимо создавать определенные условия, которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение в крайне невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем

Критерий взаимосвязи

Решение задач, связанных с контролем, должно создавать надлежащие условия для тесного сотрудничества работников различных направлений.

Критерий приемлемости

Означает рациональность ставящихся контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля

Критерий актуальности

Система внутреннего контроля должна быть построена так, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее совершенствования

Критерий целостности

Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов

Критерий распределения ответственности и обязанностей

Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним участком

Критерий взаимозаменяемости

Каждый работник должен уметь воспроизводить работу вышестоящего (нижестоящего) и одного — двух работников своего уровня для избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия

Все вышеизложенное показывает, что объединение данных критериев будет способствовать производительности системы внутреннего контроля вне зависимости от их параметров, видов и масштаба деятельности бюджетной организации.

Следовательно, для наиболее продуктивной системы внутреннего контроля в БО необходимо принять локальные документы, в которых прописывается порядок и методы проведения проверки, а также методы подготовки к проверкам.

Литература:

  1. Суглобов А. Е. Аудит бюджетного учреждения: Обоснованность сметы расходов социальной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2006. — № 13. — С. 24–28.
  2. Кудрявцева И. Ю. Система бухгалтерского учета как основа информационной системы внутреннего контроля // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014. — № 12. — С. 11–13.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, бюджетная организация, контроль, средство, бюджетное законодательство, внутренний финансовый контроль, методическое обеспечение, руководитель учреждения, учетная политика, финансово-хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода

В данной статье рассмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля.

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля

Рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Организационные подходы к созданию качественной системы внутреннего контроля на предприятии

В статье изложены основные правила (рекомендации) к созданию системы регулярного внутреннего контроля на предприятии, раскрыто содержание внутреннего контроля, показана роль системы внутреннего контроля в организации деятельности современного предпри...

Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России

В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.

О системе внутреннего контроля

Исследовано понятие «система внутреннего контроля» в экономической литературе. Изучены требования законодательства РФ к организации системы внутреннего контроля, по результатам предложена структура и содержание положения о внутреннем контроле.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Похожие статьи

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода

В данной статье рассмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля.

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Сущностные характеристики и критерии системы государственного финансового контроля

Рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Организационные подходы к созданию качественной системы внутреннего контроля на предприятии

В статье изложены основные правила (рекомендации) к созданию системы регулярного внутреннего контроля на предприятии, раскрыто содержание внутреннего контроля, показана роль системы внутреннего контроля в организации деятельности современного предпри...

Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России

В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.

О системе внутреннего контроля

Исследовано понятие «система внутреннего контроля» в экономической литературе. Изучены требования законодательства РФ к организации системы внутреннего контроля, по результатам предложена структура и содержание положения о внутреннем контроле.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Задать вопрос