Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 11.04.2019

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Одинцова, Е. Е. Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков / Е. Е. Одинцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58004/ (дата обращения: 25.04.2024).



В настоящее время, согласно социологическим исследованиям последних лет, прослеживается увеличение темпов роста асоциального поведения несовершеннолетних и возникновения у них социальных проблем (например, преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). Следовательно, возникает вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику социальных проблем у детей и подростков.

Отметим, что в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальным проблемам детей и подростков в совокупности с индивидуальной профилактической работой, как с несовершеннолетними, так и с их семьями [5]. Следовательно, одним из ключевых аспектов данного понятия является выявление склонностей обучающихся к тем или иным социальным проблемам, которые могут выражаться в антиобщественных, противоправных действиях детей и подростков, а также давать мотивацию асоциального поведения.

Отметим, что классному руководителю и другим специалистам образовательных организаций очень важно перед проведением ряда мероприятий, направленных на профилактику, выявить существуют ли у обучающихся склонности к социальным проблемам, и если существуют, то какие именно. На данном этапе у специалистов возникает вопрос о диагностических методиках, которые можно было бы использовать в деятельности.

Таким образом, в современной системе образования, для обеспечения профилактики социальных проблем детей и подростков актуальной и востребованной являться проблема эффективной диагностики.

В связи с этим представим некоторые комплексные диагностические методики, которые помогут выявить склонность обучающегося к тому или иному виду асоциального поведения, и продиагностировать социальные проблемы детей и подростков.

1) Методика первичной диагностики ивыявления детей «Группы риска» (М.И.Рожков, М.А.Ковальчук).

Цель:выявление детей, склонных к следующим социальным проблемам:

− отношения в семье (нарушение внутрисемейных отношений, неприязнь, страх);

агрессивность (грубость, враждебность);

− недоверие к людям (враждебность, коммуникативная некомпетентность, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми, боязнь быть отвергнутыми социумом);

− неуверенность в себе (низкая самооценка, высокая тревожность, наличие комплексов);

− акцентуации характера (высокая степень выраженности отдельных черт характера, представляющий крайний вариант нормы) [2].

2) Методика диагностики склонности котклоняющемуся поведениюА.Н.Орел.

Данная методика разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», целью которой являетсявыявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей и подростков.

Методика представляет собой опросник и содержит семь шкал или микро тем, которые позволяют нам диагностировать:

− установки и склонности на социальную желательность (склонность или установка представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны, тенденция отвечать на вопросы согласно социальным нормам);

− склонности к аддиктивному поведению (склонности к употреблению ПАВ);

− склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (суицидальные наклонности);

− склонности к агрессии и насилию;

− волевого контроля эмоциональных реакций (способность или не способность контролировать свои эмоциональные реакции);

− склонности к делинквентному поведению (противоправному поведению) [1].

3) Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки).

Цель: дифференциация проявления агрессии и враждебности.

Диагностика представляет собой тест, который состоит из ряда утверждений.

В результате, которой мы можем выявить с помощью, каких реакции дети и подростки склонны выражать свое несогласие, агрессию:

− Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

− Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

− Раздражениеготовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

− Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

− Обидазависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

− Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

− Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4].

Рассмотрим на примере одной из комплексной диагностики, как она может оказать подспорье классному руководителю в выявлении социальных проблем детей и подростков. Это тест «Склонность кдевиантному поведению» (СДП) ЛеусаЭ.В. Целью которого являетсяопределение склонности обучающегося к тому или иному виду отклоняющегося поведения.

Остановимся подробнее на данных блоках:

− I блок оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов);

− II блок — склонность к делинквентном поведению (до противоправное, противоправное);

− III блок — склонность к зависимому (аддиктивному) поведению, злоупотреблению различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака;

− IV блок — склонность к агрессивному поведению (вербальная и физическая агрессия), направленному на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;

− V блок — склонность к самоповреждающемуся (аутоагрессивное) поведению стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками [3].

Нами было проведено исследование посредством данной диагностической методики в 8 «А» классе, где приняло участие 13 обучающихся, в результате нами были получены следующие данные:

− социально-обусловленное поведение прослеживается у 11 участников исследования, что составляет 85 % от общего количества участников.

− склонность к делинквентному поведению наблюдается у 2 обучающихся, что составляет 15 %.

− предрасположенность к аддиктивному поведению выявлена у 2 участников, что составляет 15 %.

− агрессивное поведение так прослеживается у 2 респондентов (15 %).

− суицидальные наклонности выявлены у 3 обучающихся, что составляет 23 %.

Если обратиться к общей таблице то, стоит отметить, что у 2 участников исследования прослеживается склонность ко всем, представленным в диагностике, видам поведенческих девиаций детей и подростков.

Таблица 1

Социально обусловленное поведение

Делинквентное поведение

Зависимое (аддиктивное) поведение

Агрессивное поведение

Суицидаль­ное (аутоагрессивное) поведение

М1

-

-

-

-

-

М2

+

-

-

-

-

М3

+

-

+

-

-

М4

-

-

-

-

-

М5

+

-

-

-

-

Д1

+

+

+

+

+

Д2

+

-

-

-

-

М6

+

-

-

-

-

М7

+

-

-

-

-

Д3

+

-

-

-

-

М8

+

-

-

-

+

М9

+

+

+

+

+

Д4

+

-

-

-

-

Классный руководитель или другой специалист ОО, видя такую картину, начинает анализировать выбивающихся из общей картины обучающих. Проанализировать конкретного ребёнка с выявленными проблемами необходимо со следующих позиций: полная/неполная семья, особенности семейные взаимоотношения, есть ли у обучающегося сиблинги (братья, сестры), успеваемость ребёнка (наличие учебной мотивации), положение обучающегося в классе, и уже исходя из данного анализа начинать профилактическую работу с тем или иным обучающимся.

Таким образом, представленные диагностические методики позволяют получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у детей и подростков при проведении мониторинговых исследований, а также грамотно выстроить работу по профилактике социальных проблем детей и подростков.

Литература:

  1. PSY-Clinik. Клиническая психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psy-clinic.info/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  2. Ваш психолог. Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы риска»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  3. Леус Э. В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studopedia.net/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  4. Опросник состояния агрессии Баса-Дарки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://legalacts.ru/ (дата обращения: 26.03.2019). — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): склонность, социальная проблема детей, поведение, подросток, агрессивное поведение, асоциальное поведение, классный руководитель, III, склонность обучающегося, физическая агрессия.


Похожие статьи

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение. Проблемой агрессивного поведения подростков занимались многие ученые, но однозначного подхода при рассмотрении этой проблемы нет. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков

Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные

вербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Время, в которое мы живем, зачастую ставит свои ограничения. Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы. Эти факторы сильно влияют на психологическое состояние человека.

Агрессивное поведение современных подростков

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения

Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный

Анализируя полученные данные в ходе исследования, выяснилось, что: из всех детей...

Особенности формирования конфликтного поведения...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются

Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы

Таким образом, склонность и выраженность к агрессивному поведению проявляется больше...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников.

- социально-психологические, означающие отрицательные стороны согласования ребёнка с референтной группой в семье, на улице, в коллективе сверстников

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической...

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия...

Похожие статьи

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение. Проблемой агрессивного поведения подростков занимались многие ученые, но однозначного подхода при рассмотрении этой проблемы нет. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков

Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные

вербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Время, в которое мы живем, зачастую ставит свои ограничения. Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы. Эти факторы сильно влияют на психологическое состояние человека.

Агрессивное поведение современных подростков

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения

Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный

Анализируя полученные данные в ходе исследования, выяснилось, что: из всех детей...

Особенности формирования конфликтного поведения...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются

Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы

Таким образом, склонность и выраженность к агрессивному поведению проявляется больше...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников.

- социально-психологические, означающие отрицательные стороны согласования ребёнка с референтной группой в семье, на улице, в коллективе сверстников

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической...

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики. Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия...

Задать вопрос