Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Концепт country life как лингвокультурный феномен

Филология, лингвистика
11.04.2019
55
Поделиться
Библиографическое описание
Кокузе, О. А. Концепт country life как лингвокультурный феномен / О. А. Кокузе, Н. И. Свистунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58001/.


Чтобы объяснить значимость концепта «COUNTRY LIFE» можно рассматривать это явление через призму исторических обстоятельств. Еще в 14–15 веках под эгидой капитализма возникло такое социальное явление как landlord, приемник понятия феодал из средневековой Англии. Как крупный земельный собственник, лендлорд управляет своим владением капиталистическими методами, сосредотачивая в своих руках огромные площади земли. Укрепление владений лендлордов в их частную собственность произошло после английскойреволюции17-говека. Исторически сложилось, что понятие частной собственности является основополагающим для британцев. Владение частной собственностью обеспечивает представителям данной культуры ощущение безопасности, и статусности. В этом сельская жизнь (Countrylife) привлекала внимание не только лендлордов, но и, впоследствии, крестьян. За счет того, что в Англии довольно рано отменили крепостное право, или иначе феодальную зависимость, ещё в XV веке практически повсеместно в Англии произошло освобождение крестьян из личной крепостной зависимости и замена её поземельной. Барщина была заменена денежной рентой, объём повинностей был зафиксирован, а вилланское держание было вытеснено копигольдом, дающим значительно больший объём гарантий крестьянину. В целом владение людьми продолжалось, но совершенно в другой форме, так как Британия впоследствии сосредоточилась на колониальной политике и сместила свой фокус внимания к другим регионам в данном вопросе. Что же касается крестьян, то их желание жить на земле и вести свое собственное хозяйство, иметь свою собственность, не теряло для них актуальность вплоть до 1649-го года, когда и появились Диггеры. Сами себя представители этого движения называли «истинные левеллеры» (англ.TrueLevellers). Бедные крестьяне в годы Английской революции, выступавшие против частной собственности лендлордов, в первую очередь, против их частной собственности на землю. Их общественная инициатива не увенчалась успехом, но стремление осталось жить вплоть до наших времен, ведь, как ни странно, вся земля в Англии и Уэльсе принадлежит британской короне и все на что могут рассчитывать британцы это право собственности, предоставляющее им земли в пользование. Поэтому британцы так дорожат своей собственностью и сельской жизнью, несмотря на то, что это лишь историческая формальность. [5]

Важно помнить то, что как и любой другой выделяемый концепт, концепт «COUNTRY LIFE» получил свое современное когнитивное значение в умах британцев спустя долгие годы развития, являясь неотъемлемой частью их повседневной жизни, влияя не только на мировоззрение и категоризацию мира, но и являясь важной отправной точкой об обобщении общечеловеческого опыта, формируя крепкую связь между лексической формой и ее когнитивным значением. Ассоциативно, значение «COUNTRY LIFE» можно рассматривать как часть исторически сложившейся позиции, основанной не только на первобытном инстинкте, присущим многим сообществам, не только человеческим, но и животным, но и на дальнейшем когнитивным укреплением понятия «домашний», «свой», «родина», «собственность» и проч., в связи с формированием обособленных ячеек общества, таких как, например, как семья, в формальном смысле этого слова, а также на позиционной иерархии, выстроенной вместе с понятием «landlord», и давлением капитализма. Для Британии той эпохи эти понятия закладывали капитальный когнитивный фундамент, с последующим многогранным раскрытием лингвистического концепта «COUNTRY LIFE». [6]

В такой перспективе мы можем рассматривать концепт «COUNTRYLIFE» как лингвокультурный феномен, определив его еще раз как многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются понятийная, образно-перцептивная и ценностные стороны. В монографии «Иная ментальность» Карасик отмечает: «С позиций лингвокультурологии нас интересуют только те концепты, которые характеризуют специфику культуры, как совокупности человеческих достижений во всех сферах жизни, противопоставляемых природе. Строго говоря, человек принадлежит и природе, и культуре. Если вычесть природную составляющую, останется организм. В этом смысле, все концепты, которыми оперирует человек, — это культурные концепты. Но есть и более узкое понимание этих сущностей. Когда речь идет об этнических и социальных разновидностях культуры, то единицами системы специфических форм поведения и деятельности, ценностно — насыщенных паттернов мировосприятия, выступают культурные концепты». Из чего следует, что культурные концепты — это коллективные содержательные ментальные образования, фиксирующие своеобразие соответствующей культуры [1, с.29]

Проходя сквозь девиацию современного мира, концепт «COUNTRY LIFE» имеет огромное влияние на систему ценностей индивидов — носителей. Так, данный концепт находит свое отражение во многих аспектах жизни британцев, начиная с моральной системы и заканчивая политической. Являясь незримым психологическим стимулом, как в осознанном виде, так и в бессознательном, этот концепт влияет, в том числе, и на бытовом уровне, при общении англичан как с жителями других стран, так и внутри страны. Современный британский консерватизм — один из главнейших внешних признаков влияния концепта «COUNTRY LIFE» на общую картину социума. Дифференцирование понятий частной собственности и личного имущества вытекают из концепта «COUNTRY LIFE» только в историческом контексте, и в современном облике обладают скорее значением «тепла», «семьи», «комфорта», «достатка» и «самобытности», с выходящими из этих объектов ассоциациями и решениями. Естественной для данной семантической формы является ассоциация «патриотизма», основанной не на существующем политическом порядке вещей, но основывающейся на «своем» чувстве, «праве» и, как следствие, укрепляющим общество и имеющим влияние на мироощущение в отношении политиков принимающих «общие» решения. Хорошим примером данной ассоциации является повсеместная любовь к королеве Великобритании. [3]

Концепт «COUNTRY LIFE» можно разделить на две отдельные части. Первая «образная» часть концепта относится к осязаемым сущностям, и находит свое выражение в образах культуры, фольклоре, архитектуре и различных формах паремий, вне зависимости от контекста последних. Несмотря на общее распространение, интерпретация данной части концепта может быть индивидуальной, и дифференцироваться от индивида к индивиду.

Вторая же часть — ментальная. Эта часть безотчетна и неотрефлектированна. Несмотря на то, что может брать свои корни из первой части, (например, архитектурный образ домов в графстве Оксфордшир), субъектом в нем является социум в целом, а не индивид. Именно интерпретация этой части вносит общую коррективу в мыслительные, поведенческие и эмоциональные стереотипы личностей.

Как пример физического формирования ассоциации с концептом «COUNTRY LIFE» можно привести современный английский паб. Подобная ассоциация указывает на общепринятое явление, находящееся на уровне подсознания, с которым связаны «традиционные» отношения на эмоциональном уровне. Важно понимать разницу между английским пабом и английским баром. Последний, в свою очередь, не примечателен ничем особенным, паб же — напротив, культурное явление, продиктованное историческим контекстом концепта country life. [2]

Помимо прочего важно отметить и два различных происхождения концепта country life:

1) Внутреннее — установление ячейки британского общества с землевладением, и земледелием

2) Внешнее — установление внешних отношений с подобной ячейкой (иерархическое отношение)

Ценности культуры в качестве ценностных ориентаций этноса для каждого из примеров включаются в этническую картину мира, для которой характерно повышенное внимание к национальной специфике. Этническая картина мира может трактоваться, например, как этнос видит себя и представителей других этносов в целом сквозь призму своей национальной ментальности. Этническая картина мира является фрагментом концептуальной и языковой картины мира. Она включает этнические стереотипы и установки, этнические портреты и автопортреты (представления о себе как этносе и о других этносах), всевозможные ассоциации, связанные с конкретными этносами, фоновые знания и культурные концепты, которые фиксируются как в ментальном, так и в языковом поле этноса. В этническую картину мира также входят основные ценностные ориентации этноса, которые на уровне культуры и языка выражаются в основных концептах данной лингвокультурной общности, в связи с чем, сложно недооценить важность понимания данного концепта. [4]

Любой концепт, обладающий достаточной глубиной способен генерировать обособленные понятийные модели на своем основании. Эти понятийные модели могут быть как абстрактными (например, familyreunion), так и конкретными (например, gardening). Такие понятийные модели способны регулировать быт и жизненный уклад населения. Их определение — важная часть совокупного анализа концепта country life, так как сквозь множество подмножеств каждого из этих понятийных моделей можно обнаружить глубокие корни, идущие к новым образованиям из одного и того же концепта. [1]

Таким образом, не трудно заметить, что концепт country life является далеко не таким простым, и не может быть интерпретирован просто как «сельская жизнь», в этот концепт с течением времени укладывалось огромное количество многогранных понятий, продиктованных временем и спецификой условий в которых проживали британские подданные. Данный концепт является общим для всех членов общества, однако, обладает географической и демографической зависимостью. Но, несмотря на это, так или иначе, призма слова country ощущается на всех аспектах жизни Англии. Начиная с архитектуры и национальной музыки, и заканчивая особыми акцентами, хобби, и занятиями присущим отдельным областям. Изучение данного вопроса означает детальное изучение самых глубоких уголков души британца. Чтобы понять менталитет, культурные ценности и жизненные принципы, сформированные социально-психологической стороной важно понимать, что кроется и подразумевает под собой понятие, со столь широким охватом. Более того, важность и интерес к данному концепту вызывает и его поразительная «глубина», пересекающаяся с крайне эмоциональными понятиями с разными знаками, что позволяет понять не только сам концепт, но и увидеть мир глазами британцев. В современном мире, на фоне многогранности политических отношений и участников, представляющих свои интересы, очень важно знать и понимать истинные национальные интересы, стремления и мировоззрение, продиктованное как осознанными стимулами, так и подсознательными. Концепт country life — это не просто сборник идей, обобщенных одной темой. Это настоящий феномен, стихийное явление, образовавшееся вокруг эмоционально-психологического фактора, укрепившееся и образовавшее целую культуру, особенно актуальную сейчас, когда все большее число урбанизированных британцев стремиться приобрести свое жилье за городом.

Литература:

1. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабова Я. В. Иная ментальность. — М.: Гнозис, 2005. — 352 с.

2. Короткова О. А. Лингвокультурные особенности названий английских пабов // Lingua mobilis. — 2011. — № 5(31). — С. 50–57.

3. Синцева Ж. А. Концепт «дом» в английской языковой картине мира // Человек, общество и государство в современном мире Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. — С. 81–119.

4. Шурыгина Е. Н. Понятие «картина мира» в лингвокультурологическом освещении // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 3. — С. 184–187.

5. Эшли У.Дж. Сравнительная экономическая история и английское землевладение // Terra economicus. — 2013. — № 1. — С. 100–108.

6. Юрина О. Ю. Народные британские концепты как основные единицы британского мировоззрения в когнитивной лингвистике // Научный альманах. — 2016. — № 5–2(19). — С. 411–414.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-238):
Часть 3 (стр. 163-243)
Расположение в файле:
стр. 163стр. 235-238стр. 243

Молодой учёный