Проблема трудовых ресурсов арктической зоны России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 11.04.2019

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Кузьмин, Е. П. Проблема трудовых ресурсов арктической зоны России / Е. П. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57985/ (дата обращения: 20.04.2024).



Арктика — северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане

Одной из основных проблем Арктики является отток населения, которое ежегодно убывает. Стоит труднорешаемая задача привлечения разнопрофильных трудовых ресурсов в макрорегион. В современной России не сформирован единый государственный подход к развитию Арктики. Принципы безопасности арктических территорий предполагает присутствие населения на данных территориях. Единого понимания у государства нет, отсюда следуют совершенно разные подходы. Если заселять — значит создавать новые города либо восстанавливать существующие, а если осваивать, то это прежде всего вахтовый метод.

Выступая на заседании одного из Госсоветов в 2017 года, президент России В. Путин заявил: «Уверяю вас, иногда вахтовый метод гораздо более эффективен, чем вложение миллиардов, а может, сотен миллиардов рублей в капитальное строительство». Вместе с тем, только вахтовым методом Арктику не освоить, т. к. важную роль здесь играют уже существующие города, поселения и местное население. Россия заинтересована в закреплении населения в Арктической зоне.

Российский Север в отличие от советского утратил свою привлекательность как место для жизни и работы, исправить ситуацию без помощи федерального центра у регионов не получится.

Действующее нормативно — правовое регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации в сфере привлечения трудовых ресурсов является декларативным.

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969 в рассматриваемой сфере предусматривают следующие меры по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации: обеспечение государственных гарантий оплаты труда; обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г. в целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, а также обеспечения положительных демографических процессов и необходимых социальных условий хозяйственной деятельности предусматривает: 1) обеспечение сбалансированности рынка труда, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации; 2) обеспечение занятости населения на основе переобучения трудоспособных безработных граждан, государственная поддержка различных форм самозанятости населения и предпринимательства, особенно в монопрофильных городах и поселках Арктической зоны Российской Федерации, а также среди коренных малочисленных народов; 3) дифференцированное регулирование миграции в зависимости от возраста и квалификации мигрантов, а также усиление приживаемости квалифицированных кадров и снижение социальных издержек внешней вахтовой миграции.

В качестве одного из механизмов реализации Стратегии предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в сфере формирования основ государственного управления Арктической зоной Российской Федерации, законодательного закрепления ее статуса как особого объекта государственного регулирования с уточнением перечня муниципальных образований, территории которых включаются в ее состав, а также в сфере установления особых режимов природопользования и охраны окружающей среды, государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути.

Основные характеристики социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности включают в себя: а) соотношение объема привлеченных дополнительных финансовых средств (с учетом иностранных инвестиций) на реализацию проектов в Арктической зоне Российской Федерации за счет развития государственно-частного партнерства, интенсификации международного сотрудничества и общего объема ассигнований федерального бюджета на эти цели; б) соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного и 10 процентов наименее обеспеченного населения Арктической зоны Российской Федерации (региональный децильный коэффициент); в) увеличение темпов роста производительности труда на предприятиях Арктической зоны Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, которая являясь ключевым документов также носит по сути декларативный характер.

Программа не содержит индикаторов, нет четких показателей, по которым можно судить об эффективности ее реализации, не предусмотрено финансирование программы из федерального бюджет. Документ в нынешнем виде не работает.

Несмотря на обилие основополагающих документов, декларирующих государственные принципы освоения и развития арктических территорий, принятых более 5 лет назад, в настоящее время отсутствует комплексное понимание, системно — программное регулирование, направленное на реализацию государственной политики на формирование базы трудовых ресурсов арктической зоны.

Так, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 декабря 2013 г. N 737 утвержден план мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по выполнению плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Указанным приказом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, расположенным в Арктической зоне Российской Федерации обеспечить: 1) разработку и реализацию комплексов мер, направленных на обеспечение субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, трудовыми ресурсами в соответствии с потребностью экономики; разработку и реализацию региональных программ по содействию занятости населения в субъектах Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации.

Функции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по реализации Стратегии сводятся к ежегодному проведению мониторинга разработки и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, трудовыми ресурсами в соответствии с потребностью экономики и подготовки доклада о ходе разработки и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, трудовыми ресурсами в соответствии с потребностью экономики.

Данный правовой акт свидетельствует об отсутствии реальных программных мер, направленных на обеспечение арктической территории государства трудовыми ресурсам. Разработка, планирование и реализация мероприятий по привлечению трудовых ресурсов в экономику северных территорий отдана на откуп субъектов Российской Федерации, у большинства которых отсутствуют финансовые возможности.

На сегодняшний день данные механизмы не способны привлечь достаточное количество работников в арктический регион. Это означает, что требуется корректировка действующей государственной политики.

Хотелось бы выделить ряд общих направлений по привлечению человеческих ресурсов и обеспечению роста макроэкономики, которые необходимо включать в государственные программы развития Арктики:

– развитие системы непрерывного образования с целью перераспределения людей в более эффективные и востребованные сектора экономики, что может быть обеспечено путем получения новых навыков, знаний, сменой профессии и пр.;

– привлечение высококвалифицированных специалистов посредством разработки особых программ иммиграции, упрощённого порядка получения рабочей визы;

– создание социальной инфраструктуры / благоприятной городской среды и улучшение устаревающей и ветшающей инфраструктуры (улучшение транспортной инфраструктуры в целях улучшения экономических связей между регионами и увеличения мобильности населения, развитие рынка жилья и снижение издержек, связанных с переездом на новые места, снижение энергоёмкости региональной экономики);

– развитие системы здравоохранения — расширение перечня услуг, оказываемых населению по программе медицинского страхования;

– адресная социальная поддержка — предоставление помощи семьям в кризисных ситуациях, развитие программы опекунства, расширение перечня предоставляемых пособий для поддержки людей пенсионного возраста, многодетных семей, помощи в трудоустройстве супруга.

– новационная фискальная политика, предусматривающая перераспределение налогов в пользу арктических регионов, снижение ставок подоходного налога для граждан, переезжающих в арктические регионы.

– создание стимулов для внутригосударственной миграции молодёжи;

– увеличение социальных гарантий для лиц, работающих и проживающих в арктической зоне России.

Указом Президента РФ от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации” на Минвостокразвития России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны России. При этом ведомство переименовано в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Теперь, с момента определения на федеральном уровне органа исполнительной власти, ответственного за развитие Арктической зоны России, хочется надеяться на реальное изменение положения дел.

В случае, если выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктики будет поручена должностным лицам нового Министерства, у которых отсутствует практический опыт жизни и работы в арктической зоне, на реальный прорыв по привлечению трудовых ресурсов в Арктику рассчитывать не придётся.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131
  3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145 — ФЗ
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  6. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969)
  7. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»
  8. Указ Президента РФ от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации
  9. https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, арктическая зона, Арктика, государственная политика, Арктическая зона России, вахтовый метод, обеспечение субъектов, потребность экономики, ресурс, Россия.


Похожие статьи

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в свойстве стратегической ресурсной основы РФ, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства; - сохранение уникальных экологических систем Арктики

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее

Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зоне

- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике.

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность...

Государственное регулирование территориального развития для...

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая применяется по

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном...

Актуальности Арктики как центра стратегических интересов России и других государств возрастает. Активное участие начинают принимать и страны, традиционно не относящиеся к Арктическому региону.

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Арктика располагает значительными природными ресурсами, и многие акторы исследуют

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Территория российской Арктики обладает богатым природно-ресурсным и экономическим потенциалом, способным в долгосрочной перспективе обеспечить потребности российской экономики в минерально-сырьевых ресурсах, а также сохранить обеспечить защиту...

Похожие статьи

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в свойстве стратегической ресурсной основы РФ, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства; - сохранение уникальных экологических систем Арктики

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее

Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зоне

- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике.

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность...

Государственное регулирование территориального развития для...

В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая применяется по

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном...

Актуальности Арктики как центра стратегических интересов России и других государств возрастает. Активное участие начинают принимать и страны, традиционно не относящиеся к Арктическому региону.

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Арктика располагает значительными природными ресурсами, и многие акторы исследуют

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия...

Территория российской Арктики обладает богатым природно-ресурсным и экономическим потенциалом, способным в долгосрочной перспективе обеспечить потребности российской экономики в минерально-сырьевых ресурсах, а также сохранить обеспечить защиту...

Задать вопрос