Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Марданова И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/253/57971/ (дата обращения: 20.05.2019).



Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольник, старший дошкольный возраст.

Актуальность исследования. Важнейшей психической функцией человека является речь, поскольку специфически человеческие способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речевым общением. На их основе формируются высшие формы познавательной деятельности [Тищенко, 2006, 98с.]. В связи с этим, проблемы и отклонения в речевом развитии не только затрудняют общение, но и негативно сказываются на психическом развитии ребенка в целом [Горчакова, 2006, С.5–12].

В процессе развития речи от ребенка необходимо слуховое восприятие речи, дифференциация и воспроизведение ее отдельных элементов, запоминание услышанного речевого материала, контроль собственной и чужой речи для выявления ошибок [Лалаева, 2004, 296 с.]. Комплексное решение вышеуказанных вопросов возможно при развитии фонематического восприятия. Недостатки фонематического восприятия ребенка-дошкольника ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми [Калашникова, 2013, 107 с.].

Таким образом, вопросы нарушений и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием являются актуальными [Волкова, 2006, 144с.].

Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Объект исследования: фонематическое восприятие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

1. На основе теоретического анализа специальной литературы изучить особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2. Подобрать методику, направленную на исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Провести диагностику уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.

В ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Эксперимент.
  3. Анализ результатов исследования.

База исследования:МБДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. В эксперименте принимали участие 26 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Возраст обследуемых на момент диагностики составил 5,5–6 лет. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования установлен индивидуальный контакт.

Эксперимент состоял из пяти блоков заданий.

I блок включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

II блок включает повторение слогов с оппозиционными звуками.

III блок включает задания на обследование способности к дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

IV блок включает задания на обследование способности к дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

V блок включает обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Максимальное количество баллов — 25. В связи с этим, были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития — 25 б.

Выше среднего — 21–25 б.

Средний уровень развития — 11–20 б.

Низкий уровень развития — 0–10 б.

После проведенного обследования фонематического восприятия был осуществлен анализ полученных результатов, выполненных старшими дошкольниками каждого задания.

В результате обследования восприятия и дифференциации изолированных звуков было выявлено, что 12 % детей (3 ребенка) справились с заданием: без ошибок выделили звук в звуковом ряду.

У 23 % детей (6 детей) были обнаружены затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически, но с заданием справились без дополнительной стимуляции.

При анализе результатов был выявлен средний уровень у 50 % детей (13 детей). В целом дети справились с задачей выделения звука в звуковом ряду, но были допущены ошибки в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически.

Сложности вызвали пробы I блока: ошибки в выделении звука в звуковом ряду, затруднения в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически и в дифференциации заданного звука от звуков далеких артикуляторно и акустически, что позволило выделить низкий уровень у 15 % детей (4 детей).

По результатам обследования способности повторения слогов с оппозиционными звуками были получены следующие результаты: 15 % (4 детей) имеют высокий уровень, не допустив ни одной ошибки и, набрав максимальное количество баллов (25 б.): точное и правильное воспроизведение слоговой структуры.

Уровень выше среднего показали 31 % детей (8 детей) — при выполнении проб из данного блока воспринимали первый слог правильно, а второй уподобляли первому.

39 % детей (10 детей) показали средний уровень. Дети неточно воспринимали слоги, переставляли их, заменяли, пропускали.

У 15 % детей (4 детей) был выявлен низкий уровень сформированности данного компонента, дети дали большинство неверных ответов. У детей обнаружилось неточное восприятие пробы с перестановкой слогов, заменой, пропуском.

Анализируя полученные данные при выполнении заданий III блока, было обнаружено, что 73 % детей (19 детей) в основном справились с представленными заданиями, не допустив ошибок и набрав максимальное количество баллов.

27 % детей (7 детей) справились с заданиями, в некоторых случаях путем самокоррекции.

Средний и низкий уровни в данном блоке выявлен не был ни у кого из испытуемых. Задания данного блока не вызвали каких-либо сложностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

По результатам обследования способности дифференцировать звуки, смешиваемых в произношении, можно сделать следующие выводы: большинство дошкольников с ФФН не испытывали трудностей при выполнении заданий IV блока: 54 % человек (14 детей). Верно указывали картинки, которые соответствовали той или иной пробе.

Уровень выше среднего имеют 35 % детей (9 детей): детям в целом при выполнении проб не испытывали значительных сложностей, однако несколько детей показывали картинки после небольшой стимуляции логопеда.

11 % детей (3 детей) при ответах на вопрос воспринимали некоторые слова как одинаковые, что свидетельствует о среднем уровне развития способности дифференцировать звуки, смешиваемые в произношении.

Низкий уровень сформированности данного навыка не был обнаружен.

По результатам обследования способности восприятия и дифференциации звуков в словах было выявлено, что 15 % детей (4 детей) без ошибок справились с предложенными заданиями.

У 46 % детей (12 детей) был выявлен уровень выше среднего. Дети допускали незначительные ошибки и сами их исправляли.

27 % детей (7 детей) имеют средний уровень сформированности — они справились с заданием, но допускали ошибки: меняли свои ответы, прежде чем прийти к окончательному варианту ответа.

Низкий уровень сформированности данного навыка был характерен для 12 % детей (3 детей). При выборе необходимых картинок у 1 ребенка присутствовал отказ от задания в виде: «я не знаю».

После проведенного обследования фонематического восприятия по пяти блокам был осуществлен анализ полученных результатов, что позволило выявить состояние сформированности фонематического восприятия, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности фонематического восприятия

Уровень сформированности фонематического восприятия

Фонематическое восприятие

Количество детей

%

Высокий

4

15 %

Выше среднего

6

23 %

Средний

12

47 %

Низкий

4

15 %

По результатам исследования уровня развития фонематического восприятия у детей было обнаружено, что у 15 % детей фонематическое восприятия соответствует норме, однако 85 % детей нуждаются в коррекции фонематического восприятия в разной степени.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования, было выявлено, что с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием должна проводиться коррекционная работа.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г. А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 144 с.
  2. Горчакова A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 5 (22). — С.5–12.
  3. Калашникова И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И. Л. Калашникова // Логопед. — 2013. — март. 107 с.
  4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. — М.: Гардарики, 2004. — 296 с.
  5. Тищенко В. В. Фонематическое процессы в онтогенезе детской речи и методика диагностики их нарушений: методические рекомендации / В. В. Тищенко. — Киев, 2006. — 98 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, ребенок, фонетико-фонематическое недоразвитие, уровень, блок, заданный звук, уровень развития, III, старший дошкольный возраст, задание.


Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи детей с...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению

Нами было обследовано 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, затем дети

Рис. 1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия ЭГ по балльной шкале.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Развитие фонематического восприятия в системе...

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.

Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

«Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [4]...

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи детей с...

Развитие фонематического слуха у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок...

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению

Нами было обследовано 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, затем дети

Рис. 1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия ЭГ по балльной шкале.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Развитие фонематического восприятия в системе...

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.

Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического слуха и восприятия напоминают предметно — урочную...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

«Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» [4]...

Задать вопрос