Имидж в системе факторов конкурентоспособности региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 10.04.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Добровольская А. В. Имидж в системе факторов конкурентоспособности региона // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 195-197. — URL https://moluch.ru/archive/253/57969/ (дата обращения: 22.05.2019).



В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности региона. Сегодня в условиях «жесткой» борьбы за привлечение инвесторов, регионы крайне заинтересованы в формировании конкурентоспособной позиции. В связи с этим становится актуальной необходимость поиска новых факторов и инструментов повышения конкурентоспособности регионов. Одним из факторов повышения конкурентоспособности является имидж региона, который также рассматривается в статье. Одним из инструментов формирования имиджа региона является маркетинговая стратегия. В статье рассмотрены принципы маркетинговой стратегии и ее цели. Также в статье рассмотрен потенциал развития региональной конкурентоспособности Новосибирской области, проанализирована стратегия развития Новосибирской области, в рамках которой были выделены конкурентные преимущества Новосибирской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, факторы конкурентоспособности региона, имидж региона, маркетинг территории

Механизм функционирования современной рыночной экономики является очень многокомпонентным, многофакторным, а потому его функционирование представляет собой сложный алгоритм действий. Совокупность большого многообразия производственных, коммерческих, информационных и финансовых структур, а также способы их взаимодействия образуют рыночную структуру.

Согласно определению, рынок представляет собой высокоорганизованную структуру, которая выступает в качестве площадки для взаимодействия производителей и потребителей товаров, работ и услуг с одной стороны, а также соответствующих продавцов и покупателей с другой стороны, где в процессе такого взаимодействия формируются условия, устраивающие обе стороны.

На функционирование рынка оказывает влияние огромное количество факторов, как внутренних, так и внешних, как объективных, так и субъективных. Рыночная экономика предполагает огромное разнообразие продавцов различных товаров и услуг. Каждая сфера настолько укомплектована, что вновь возникающим участникам необходимо постоянно разрабатывать методы борьбы за успешное осуществление своей деятельности и извлечения из нее прибыли. В данном обстоятельстве как раз проявляется закон конкуренции.

Возрастающее санкционное давление, нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране значительно усложняют конкурентную борьбу, а федеративное устройство страны повлекло за собой возникновение различий в экономическом положении регионов, что сказывается на экономическом росте в целом.

Развитие конкурентоспособности регионов России можно рассматривать как один из факторов экономического роста страны. На современном этапе развития страны для, которого характерна конкуренция регионов, актуальна необходимость определения новых инструментов и факторов устойчивого развития субъекта РФ с целью стабильного долгосрочного повышения уровня его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [3, с.30].

Вместе с тем конкурентоспособность региона — это система, состоящая из таких элементов как конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека. [5, с.141]

Под фактором конкурентоспособности региона принято понимать причину, движущую силу, основное условие обеспечения конкурентоспособности региона. Р. А. Фатхутдинов называет следующие группы факторов, определяющих конкурентные преимущества региона:

  1. Конкурентоспособность страны, в которую входит регион;
  2. Природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;
  3. Предпринимательская и инновационная активность в регионе;
  4. Уровень соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
  5. Уровень международной интеграции и кооперирования региона [5, с.141].

В настоящий момент конкурентоспособность той или иной территории во многом зависит от правильно сформированного, положительного имиджа. Положительный имидж региона выступает в качестве нематериального фактора, способствующего через привлечение капитала, в частности, инвестиционных ресурсов, экономически и социально активного населения, стимулировать интенсивное развитие территории.

Для определения современного состояния, ведущих тенденций и перспектив в данной сфере необходимо рассмотреть понятие имидж региона. Под понятием «имидж региона» принято понимать целостное символическое представление о регионе, сложившееся в сознании представителей целевой аудитории на основе личного опыта либо в результате ряда информационных воздействий. Это не просто результат или следствие многих факторов регионального развития (политического, экономического, социально-культурного и т. п.), но и активный инструмент государственного управления с целью преобразований, повышения статуса и престижа данной территории, ее инвестиционной привлекательности. [6, с.15]

Во многом имидж региона зависит от правильно сформированной маркетинговой стратегии. При разработке стратегии маркетинга территории оценку потенциала территории целесообразно проводить комплексно, т. е. одновременно учитывать следующие составляющие [1]:

− экономическая ситуация на территории;

− социальная ситуация на территории;

− политическая ситуация на территории;

− ресурсная база;

− экология территории;

− уровень развития инфраструктуры;

− законодательная база;

− культурно-историческое наследие, менталитет жителей территории.

Традиционно выделяются четыре большие группы маркетинговых стратегий территорий, нацеленных на привлечение потребителей, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов. Эти стратегии условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала. [1, с.33]

Для маркетинга главное, что обеспечивает успех региона, это степень цивилизованности рыночных отношений в этом регионе. Здесь должно быть комфортно, жить, работать и развиваться, а для этого необходимо, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру. Территория реализует комплекс политических, правовых, научно-технических и других действий и акций, направленных на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни территории, соответствующей инфраструктуры. [2, с.16]

Основная цель маркетинга имиджа — это создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. [2, с.17]

Правильно выбранные стратегические линии позиционирования субъектов позволят региону оптимально планировать и реализовать программы, ориентированные на создание эффективного имиджа в представлении стратегических целевых групп [1, с.34]

У Новосибирской области огромный потенциал развития региональной конкурентоспособности, но она пока отстает именно на уровне программного подхода к управлению собственной репутацией и системности таких усилий.

На данный момент целевые программы и стратегическое планирование являются двигателями процесса формирования имиджа региона. Для дальнейшего развития региона сформирован стратегический план долгосрочная целевая программа развития региона с указанными в ней основные проблемы и пути их решения

Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития Новосибирской области является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей данного региона, выделяющих его среди остальных субъектов Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа.

Основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области, определяющие специфику данного региона по сравнению с другими сибирскими территориями, состоят в следующем:

  1. Концентрация научно-исследовательских институтов Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук и отраслевых НИУ
  2. Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области
  3. Новосибирская область обладает достаточно диверсифицированной структурой реального сектора экономики
  4. Новосибирская область имеет весьма сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства.
  5. Новосибирская область обладает огромным потенциалом в сфере профессионального образования

И это только часть конкурентных преимуществ Новосибирской области. Но их недостаточно сегодня для формирования положительного имиджа. Только в содействии с маркетинговыми стратегиями регион может сформировать положительный имидж. И можно отметить попытки Новосибирской области в создании имиджа. Конкретные попытки правительства Новосибирской области в формировании имиджа заключаются в создании ресурсно-информационной сети о Новосибирской области, также можно выделить работу музеев, которые формируют уличные тематические выставки о Новосибирской области, что тоже в свою очередь формирует положительный образ региона. [4, с.10–11]

Литература:

  1. Алякаева С. А., Газалиева Н. И. Региональный маркетинг и региональный интернет-маркетинг как перспективные направления социально-экономического развития региона // В сборнике: Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами Всероссийская научно-практическая конференция. 2016. С. 33–34.
  2. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. — М.: Издательство РАГС, 2002. С.16–17.
  3. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — С. 30.
  4. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года от 03.12.2007 № 474 С.10–11
  5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело. — С. 141.
  6. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity. 2006 № 1 С.15.
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, конкурентоспособность региона, имидж региона, территория, регион, положительный имидж, Российская академия, региональная конкурентоспособность, маркетинг имиджа, маркетинговая стратегия.


Похожие статьи

Маркетинг территории как инструмент повышения...

Ключевые слова: маркетинг территории, повышение конкурентоспособности малых городов, брендинг, «Добрянка

В маркетинге территории для улучшения имиджа туристического продукта разработаны и уже

‒ в основе туристического имиджа региона заложены ценности...

Конкурентоспособность региона: сущность и понятие

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности региона, выделены объекты региональной конкуренции. Также в работеданоавторскоеопределениеданногоявления.

Имидж организации как фактор и индикатор ее...

Положительный имидж выступает важнейшим конкурентным преимуществом предприятия, а исследование процесса формирования и оценки имиджа является актуальной научной проблемой, от решения которой зависит конкурентоспособность предприятия.

Повышение конкурентоспособности регионов в современных...

Поскольку развитие региона, прежде всего, зависит от конкурентоспособности

Конкретную оценку факторов конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям

Ресурсы Кузбасса являются природной базой конкурентоспособности и в значительной...

Конкурентоспособность регионов России | Статья в журнале...

Конкурентоспособность экономики региона является в настоящее время ключевым моментом обеспечения его поступательного развития.

Конкурентоспособность регионов России. Автор: Винокурцева Елена Александровна. Рубрика: Региональная экономика.

Особенности формирования конкурентоспособности региона

Способность российских регионов конкурировать является основным условием их устойчивого функционирования в нынешних условиях. Образование и развитие конкурентных преимуществ помогает ускоренному росту экономики региона...

Маркетинг как инструмент повышения туристической...

При этом применяются стратегии маркетинга имиджа, маркетинга достопримечательностей (привлекательности), маркетинга инфраструктуры и маркетинга населения (персонала). Название каждого из этих направлений говорит само за себя. В этих направлениях и следует...

Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы...

Интегральный уровень конкурентоспособности региона является относительным показателем, а, следовательно, не должен зависеть от размеров территории или численности населения региона. Поэтому все частные признаки конкурентоспособности включаются в расчет...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Ключевые слова: региональный маркетинг, маркетинговый потенциал региона, региональное развитие, Краснодарский край.

Для местного населения важны такие критерии конкурентоспособности региона, как наличие рабочих мест, уровень заработной платы и др.

Похожие статьи

Маркетинг территории как инструмент повышения...

Ключевые слова: маркетинг территории, повышение конкурентоспособности малых городов, брендинг, «Добрянка

В маркетинге территории для улучшения имиджа туристического продукта разработаны и уже

‒ в основе туристического имиджа региона заложены ценности...

Конкурентоспособность региона: сущность и понятие

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности региона, выделены объекты региональной конкуренции. Также в работеданоавторскоеопределениеданногоявления.

Имидж организации как фактор и индикатор ее...

Положительный имидж выступает важнейшим конкурентным преимуществом предприятия, а исследование процесса формирования и оценки имиджа является актуальной научной проблемой, от решения которой зависит конкурентоспособность предприятия.

Повышение конкурентоспособности регионов в современных...

Поскольку развитие региона, прежде всего, зависит от конкурентоспособности

Конкретную оценку факторов конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям

Ресурсы Кузбасса являются природной базой конкурентоспособности и в значительной...

Конкурентоспособность регионов России | Статья в журнале...

Конкурентоспособность экономики региона является в настоящее время ключевым моментом обеспечения его поступательного развития.

Конкурентоспособность регионов России. Автор: Винокурцева Елена Александровна. Рубрика: Региональная экономика.

Особенности формирования конкурентоспособности региона

Способность российских регионов конкурировать является основным условием их устойчивого функционирования в нынешних условиях. Образование и развитие конкурентных преимуществ помогает ускоренному росту экономики региона...

Маркетинг как инструмент повышения туристической...

При этом применяются стратегии маркетинга имиджа, маркетинга достопримечательностей (привлекательности), маркетинга инфраструктуры и маркетинга населения (персонала). Название каждого из этих направлений говорит само за себя. В этих направлениях и следует...

Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы...

Интегральный уровень конкурентоспособности региона является относительным показателем, а, следовательно, не должен зависеть от размеров территории или численности населения региона. Поэтому все частные признаки конкурентоспособности включаются в расчет...

Маркетинговый потенциал Краснодарского края

Ключевые слова: региональный маркетинг, маркетинговый потенциал региона, региональное развитие, Краснодарский край.

Для местного населения важны такие критерии конкурентоспособности региона, как наличие рабочих мест, уровень заработной платы и др.

Задать вопрос