Тенденции развития систем электронного документооборота в бюджетной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 1803 раза

Библиографическое описание:

Чеботарь, А. О. Тенденции развития систем электронного документооборота в бюджетной сфере / А. О. Чеботарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 126-130. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57927/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассмотрены тенденции развития рынка систем электронного документооборота в государственном секторе. Проанализирована стратегия развития цифрового правительства в России и значение системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях. Перечислены основные задачи и рекомендации по совершенствованию стратегии развития электронного правительства в России.

Ключевые слова: документооборот, бюджетные учреждения, государственный сектор, цифровое правительство, электронное правительство, система электронного документооборота (СЭД).

На сегодняшний день невозможно представить мир без активного использования информационных технологий, которые облегчили коммерческую деятельность предприятий в разы, а систему управления сделали более совершенной [1]. Именно по этой причине, научные исследования на тематику «цифровизации» имеют высокий уровень актуальности, поскольку анализируют новое направление экономической теории и практики.

Помимо этого, острым встает вопрос развития концепции электронного правительства Российской Федерации и совершенствования проекта «Цифровое правительство», в рамках которых формируется система электронного документооборота между государственными, бюджетными и муниципальными учреждениями.

В настоящее время в России реализуется концепция «электронного правительства», однако в апреле 2016 года Всемирный банк и Институт развития информационного общества представили для обсуждения проект «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России», в котором рекомендуется разработать концепцию «цифрового правительства» [2].

Концепция «электронного правительства» была принята еще в мае 2008 году. В ней «электронным правительством» называется новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации еще далеко до реализации своего проекта по адаптации к цифровому пространству. Так, по показателю Конкурентоспособности в сфере электронного правительства, страна занимает 35-е место в мировом рейтинге. По показателю Цифровой конкурентоспособности рейтинг еще худший — 42-е место [3].

При этом мы наблюдаем положительную тенденцию числа граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг путем электронной формы (Рис. 1).

Рис. 1. Доля граждан России, использующих механизм электронного доступа к государственным и муниципальным услугам, % в 2013–2017 гг. [4].

Помимо этого, есть и другие успехи, а именно создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти Российской Федерации, которая за 6 лет работы довела обработку общего количества транзакций до 20 млрд документов с заявками в год.

Тем не менее, ожидания граждан и бизнеса, формируемые на основе опыта более широкого использования технологий, а также новые цели, поставленные странами-лидерами в рамках стратегий развития цифрового правительства, свидетельствуют не только о том, что необходимо довести до логического конца все реализуемые мероприятия, но и заглянуть в будущее и наметить переход к разработке и реализации стратегии следующего этапа, а именно стратегии перехода к цифровому правительству, где система электронного документооборота в бюджетных учреждениях будет находиться на максимально оптимальных показателях [5].

Ключевой целью внедрения СЭД является повышение эффективности функционирования бюджетной организации. Согласно результатам исследования Siemens Business Services и ЭОС, внедрение системы электронного документооборота обеспечивает следующие экономические эффекты [9]:

− экономия рабочего времени сотрудников на 20–30 %;

− прост производительности труда сотрудников на 20–25 %;

− снижение стоимости обслуживания архивного отдела документов до 80 %;

− сокращение затрат на документооборот на 60 %;

− ускорение процедуры составления договоров, передачи заявлений, поиска и запроса нужной документации на 20 %;

− ускорение согласования указов на 50 %.

В рамках современного развития систем электронного документооборота в бюджетных учреждениях, наблюдаются следующие тенденции [7; 8]:

− расширение функциональности СЭД (современные версии систем могут решать мультизадачные процессы);

− интерес к облачным технологиям (благодаря им снижаются капитальные затраты на обслуживание удаленных офисов бюджетных учреждений, ведь подключение доступно с любого декстопа);

− политика импортозамещения (в связи с рекомендациями Минсвязи РФ все больше государственных заказов на СЭД отечественного производства);

− юридически значимый документооборот (внедрение цифровой подписи в СЭД);

− «умные системы» (использование интеллектуальных технологий для автоматизации процессов секретарей);

− создание полноценных электронных архивов документов государственных учреждений.

Однако, несмотря на экономические эффекты и современные тенденции, текущее качество развития системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях желает лучшего, в особенности в социально значимых сферах, как медицина.

Так, на сегодняшний день можно выделить следующие недостатки системы «1С: Документооборот», которая берется за основу для медицинских учреждений России [6]:

− отсутствие механизма отдельного поиска по реквизитам документов;

− для учета документов бумажного вида в организации необходимо выполнять вручную;

− для исходящих документов не предусмотрена работа с реестрами внешней отправки;

− функции архива учреждения не реализуются;

− в базовой конфигурации отсутствует учет проектов документов;

− нет возможности вести личные папки пользователями;

− отсутствуют встроенные средства просмотра прикрепленных файлов и документов.

С целью решения вышеперечисленных проблем рекомендуются следующие меры совершенствования системы электронного документооборота в бюджетных медицинских учреждениях России:

− привлечение аутсорсинговой компании и выделение на нее финансирования, которая упростит систему документооборота, оптимизирует ее под задачи учреждения и проведет доработку для работы с реестрами внешней отправки;

− создание возможности медицинскими специалистами использования электронной подписи;

− привлечение специалистов IT-сферы с целью кураторства над персоналом и сотрудниками медицинского учреждения по обучению и адаптации под работу с электронной системы документооборота;

− разработка и усовершенствование специализированного программного обеспечения;

− усиление мер по защите информации.

Также, необходимо выделить следующие задачи и рекомендации по развитию цифрового правительства Российской Федерации, которые напрямую влияют на развитие системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях:

− необходимо форсирование событий и создание программы-проекта по реализации цифрового правительства страны до 2021 года;

− необходимо построить новые элементы инфраструктуры по созданию цифрового пространства для государственного и муниципального управления, а также их документооборота;

− необходимо создать более комфортную институциональную среду для деятельности цифрового пространства;

− необходимо ускорить реализацию проекта «Цифровой экономики России», включая пункты, касаемо взаимодействия и коммуникации между обществом и правительством, а также между бизнесом и правительством, где главными субъектами государственного сектора выступают бюджетные учреждения;

− необходимо уделять серьезное внимание решению проблемы цифровой инклюзии с учетом масштабов территории России и демографических характеристик.

Таким образом, тенденции и перспективы развития систем электронного документооборота в государственном секторе предполагает использование новейших информационных технологий для автоматизации основных процессов бюджетных учреждений. Экономическая эффективность от внедрения новых СЭД доказана исследованием, а значит, даже такие риски, как нехватка квалифицированных кадров, оборудования или рост стоимости систем — не обязаны стать преградой к дальнейшему продолжению развития текущих тенденций.

Литература:

  1. Перпеляк А. И., Саломатина Е. В. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. — № 4(51).
  2. Архипова З. В. Трансформация «Электронного правительства» в «Цифровое правительство» // Известия БГУ. 2016. № 5.
  3. Косоруков А. А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. — 2017. — № 4.
  4. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. URL: https://fedstat.ru/indicator/43568 (дата обращения: 18.03.2019).
  5. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
  6. Дуплий Е. В., Шабашова В. О. Оптимизация системы электронного документооборота в флебологическом центре «Веносан» // Материалы ивановских чтений. — 2016. — № 4–2 (9).
  7. Основные тенденции развития систем электронного документооборота. URL: https://rkit.ru/blog/60/37305/ (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Усольцева В. В. Главные тренды российского рынка систем электронного документооборота // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 167–170.
  9. Экономическая эффективность внедрения СЭД. URL: http://www.sfx-tula.ru/news/infoblog/8458/ (дата обращения: 26.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, цифровое правительство, государственный сектор, Российская Федерация, Россия, учреждение, электронное правительство, цифровое пространство, внешняя отправка, медицинское учреждение России.


Похожие статьи

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные

Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу несколько лет назад [5], но...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия, исполнительная власть, гражданское общество...

Системы электронного документооборота в управлении...

В данной статье речь идет об особенностях систем управления документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость внедрения систем электронного документооборота в...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть

Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные

Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна...

электронное правительство, электронный документооборот.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1494 «Об утверждении Правил обмена

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет...

Похожие статьи

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные

Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу несколько лет назад [5], но...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия, исполнительная власть, гражданское общество...

Системы электронного документооборота в управлении...

В данной статье речь идет об особенностях систем управления документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость внедрения систем электронного документооборота в...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть

Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные

Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна...

электронное правительство, электронный документооборот.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1494 «Об утверждении Правил обмена

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет...

Задать вопрос