Тенденции развития систем электронного документооборота в бюджетной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 1517 раз

Библиографическое описание:

Чеботарь, А. О. Тенденции развития систем электронного документооборота в бюджетной сфере / А. О. Чеботарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 126-130. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57927/ (дата обращения: 22.10.2021).



В статье рассмотрены тенденции развития рынка систем электронного документооборота в государственном секторе. Проанализирована стратегия развития цифрового правительства в России и значение системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях. Перечислены основные задачи и рекомендации по совершенствованию стратегии развития электронного правительства в России.

Ключевые слова: документооборот, бюджетные учреждения, государственный сектор, цифровое правительство, электронное правительство, система электронного документооборота (СЭД).

На сегодняшний день невозможно представить мир без активного использования информационных технологий, которые облегчили коммерческую деятельность предприятий в разы, а систему управления сделали более совершенной [1]. Именно по этой причине, научные исследования на тематику «цифровизации» имеют высокий уровень актуальности, поскольку анализируют новое направление экономической теории и практики.

Помимо этого, острым встает вопрос развития концепции электронного правительства Российской Федерации и совершенствования проекта «Цифровое правительство», в рамках которых формируется система электронного документооборота между государственными, бюджетными и муниципальными учреждениями.

В настоящее время в России реализуется концепция «электронного правительства», однако в апреле 2016 года Всемирный банк и Институт развития информационного общества представили для обсуждения проект «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России», в котором рекомендуется разработать концепцию «цифрового правительства» [2].

Концепция «электронного правительства» была принята еще в мае 2008 году. В ней «электронным правительством» называется новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации еще далеко до реализации своего проекта по адаптации к цифровому пространству. Так, по показателю Конкурентоспособности в сфере электронного правительства, страна занимает 35-е место в мировом рейтинге. По показателю Цифровой конкурентоспособности рейтинг еще худший — 42-е место [3].

При этом мы наблюдаем положительную тенденцию числа граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг путем электронной формы (Рис. 1).

Рис. 1. Доля граждан России, использующих механизм электронного доступа к государственным и муниципальным услугам, % в 2013–2017 гг. [4].

Помимо этого, есть и другие успехи, а именно создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти Российской Федерации, которая за 6 лет работы довела обработку общего количества транзакций до 20 млрд документов с заявками в год.

Тем не менее, ожидания граждан и бизнеса, формируемые на основе опыта более широкого использования технологий, а также новые цели, поставленные странами-лидерами в рамках стратегий развития цифрового правительства, свидетельствуют не только о том, что необходимо довести до логического конца все реализуемые мероприятия, но и заглянуть в будущее и наметить переход к разработке и реализации стратегии следующего этапа, а именно стратегии перехода к цифровому правительству, где система электронного документооборота в бюджетных учреждениях будет находиться на максимально оптимальных показателях [5].

Ключевой целью внедрения СЭД является повышение эффективности функционирования бюджетной организации. Согласно результатам исследования Siemens Business Services и ЭОС, внедрение системы электронного документооборота обеспечивает следующие экономические эффекты [9]:

− экономия рабочего времени сотрудников на 20–30 %;

− прост производительности труда сотрудников на 20–25 %;

− снижение стоимости обслуживания архивного отдела документов до 80 %;

− сокращение затрат на документооборот на 60 %;

− ускорение процедуры составления договоров, передачи заявлений, поиска и запроса нужной документации на 20 %;

− ускорение согласования указов на 50 %.

В рамках современного развития систем электронного документооборота в бюджетных учреждениях, наблюдаются следующие тенденции [7; 8]:

− расширение функциональности СЭД (современные версии систем могут решать мультизадачные процессы);

− интерес к облачным технологиям (благодаря им снижаются капитальные затраты на обслуживание удаленных офисов бюджетных учреждений, ведь подключение доступно с любого декстопа);

− политика импортозамещения (в связи с рекомендациями Минсвязи РФ все больше государственных заказов на СЭД отечественного производства);

− юридически значимый документооборот (внедрение цифровой подписи в СЭД);

− «умные системы» (использование интеллектуальных технологий для автоматизации процессов секретарей);

− создание полноценных электронных архивов документов государственных учреждений.

Однако, несмотря на экономические эффекты и современные тенденции, текущее качество развития системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях желает лучшего, в особенности в социально значимых сферах, как медицина.

Так, на сегодняшний день можно выделить следующие недостатки системы «1С: Документооборот», которая берется за основу для медицинских учреждений России [6]:

− отсутствие механизма отдельного поиска по реквизитам документов;

− для учета документов бумажного вида в организации необходимо выполнять вручную;

− для исходящих документов не предусмотрена работа с реестрами внешней отправки;

− функции архива учреждения не реализуются;

− в базовой конфигурации отсутствует учет проектов документов;

− нет возможности вести личные папки пользователями;

− отсутствуют встроенные средства просмотра прикрепленных файлов и документов.

С целью решения вышеперечисленных проблем рекомендуются следующие меры совершенствования системы электронного документооборота в бюджетных медицинских учреждениях России:

− привлечение аутсорсинговой компании и выделение на нее финансирования, которая упростит систему документооборота, оптимизирует ее под задачи учреждения и проведет доработку для работы с реестрами внешней отправки;

− создание возможности медицинскими специалистами использования электронной подписи;

− привлечение специалистов IT-сферы с целью кураторства над персоналом и сотрудниками медицинского учреждения по обучению и адаптации под работу с электронной системы документооборота;

− разработка и усовершенствование специализированного программного обеспечения;

− усиление мер по защите информации.

Также, необходимо выделить следующие задачи и рекомендации по развитию цифрового правительства Российской Федерации, которые напрямую влияют на развитие системы электронного документооборота в бюджетных учреждениях:

− необходимо форсирование событий и создание программы-проекта по реализации цифрового правительства страны до 2021 года;

− необходимо построить новые элементы инфраструктуры по созданию цифрового пространства для государственного и муниципального управления, а также их документооборота;

− необходимо создать более комфортную институциональную среду для деятельности цифрового пространства;

− необходимо ускорить реализацию проекта «Цифровой экономики России», включая пункты, касаемо взаимодействия и коммуникации между обществом и правительством, а также между бизнесом и правительством, где главными субъектами государственного сектора выступают бюджетные учреждения;

− необходимо уделять серьезное внимание решению проблемы цифровой инклюзии с учетом масштабов территории России и демографических характеристик.

Таким образом, тенденции и перспективы развития систем электронного документооборота в государственном секторе предполагает использование новейших информационных технологий для автоматизации основных процессов бюджетных учреждений. Экономическая эффективность от внедрения новых СЭД доказана исследованием, а значит, даже такие риски, как нехватка квалифицированных кадров, оборудования или рост стоимости систем — не обязаны стать преградой к дальнейшему продолжению развития текущих тенденций.

Литература:

  1. Перпеляк А. И., Саломатина Е. В. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. — № 4(51).
  2. Архипова З. В. Трансформация «Электронного правительства» в «Цифровое правительство» // Известия БГУ. 2016. № 5.
  3. Косоруков А. А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. — 2017. — № 4.
  4. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. URL: https://fedstat.ru/indicator/43568 (дата обращения: 18.03.2019).
  5. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
  6. Дуплий Е. В., Шабашова В. О. Оптимизация системы электронного документооборота в флебологическом центре «Веносан» // Материалы ивановских чтений. — 2016. — № 4–2 (9).
  7. Основные тенденции развития систем электронного документооборота. URL: https://rkit.ru/blog/60/37305/ (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Усольцева В. В. Главные тренды российского рынка систем электронного документооборота // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 167–170.
  9. Экономическая эффективность внедрения СЭД. URL: http://www.sfx-tula.ru/news/infoblog/8458/ (дата обращения: 26.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, цифровое правительство, государственный сектор, Российская Федерация, Россия, учреждение, электронное правительство, цифровое пространство, внешняя отправка, медицинское учреждение России.


Ключевые слова

государственный сектор, документооборот, электронное правительство, бюджетные учреждения, цифровое правительство, система электронного документооборота (СЭД)

Похожие статьи

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные

Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу несколько лет назад [5], но...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия, исполнительная власть, гражданское общество...

Системы электронного документооборота в управлении...

В данной статье речь идет об особенностях систем управления документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость внедрения систем электронного документооборота в...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть

Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные

Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна...

электронное правительство, электронный документооборот.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1494 «Об утверждении Правил обмена

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет...

Похожие статьи

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

Начало развития системы электронного документооборота в государственных органах дала Федеральная

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Электронная подпись в России: состояние и перспективы

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные

Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу несколько лет назад [5], но...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган...

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России.

электронное правительство, Московская область, административная реформа, услуга, Российская Федерация, Россия, исполнительная власть, гражданское общество...

Системы электронного документооборота в управлении...

В данной статье речь идет об особенностях систем управления документооборотом в управлении информацией в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость внедрения систем электронного документооборота в...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть

Ключевые слова: электронное правительство, государственная политика, информатизация

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ, информационное общество, Электронная цифровая подпись, государственное... Система электронного документооборота в органах...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные

Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна...

электронное правительство, электронный документооборот.

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1494 «Об утверждении Правил обмена

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация

электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет...

Задать вопрос