Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Клинова, О. В. Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе / О. В. Клинова, Н. М. Салия. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 240-244. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57880/ (дата обращения: 08.03.2021).



Как известно, семья была, есть и будет важнейшим фактором в полноценном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, физических качеств, умственных процессов. Однако, катастрофическая занятость родителей, связанная в основном материальным аспектом — необходимостью добывания денег, порождает потребность в квалифицированной педагогической помощи. Помимо этого, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, простейшими педагогическими знаниями, зачастую родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, что не приведет к позитивным результатам. Хотя статья 44 Федерального закона «Об образовании» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1].

Таким образом, огромная роль во всестороннем воспитании детей отводится детскому саду, где непосредственно происходит его социализация.

Однако для полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей, что также отражено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [1]. Данный закон обязывает педагогов и родителей быть не только равноправными, но и ответственными в равной мере участниками образовательного процесса.

Так, взаимодействие родителей воспитанников и педагогов, по мнению профессора И. Г. Галушко, следует рассматривать «как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов» [4].

Вышеизложенное позволяет нам говорить о необходимости взаимодействия педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, что и является одной из основных задач как в дошкольных образовательных учреждениях. В наши дни педагог обязан суметь выстроить такие отношения с родителями, в основе которых будет взаимопонимание.

Во ФГОС ДО говорится о взаимодействии с родителями (законными представителями) как о важном психолого‐педагогическом условии реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условии, необходимым для создания социальной ситуации развития детей [2].

Термин «взаимодействие» был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания по решению задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [9].

Основу взаимодействия ДОО и семьи представляет сотрудничество педагогов и родителей. По мнению Т. В. Кротовой, сотрудничество предполагает участие в общем деле, основанное на осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, указывать, и на стремлении к взаимопониманию [8, с. 25].

Основной целью всех видов и форм взаимодействия ДОО с семьей является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Педагоги и родители должны быть объединены в одну команду.

В свою очередь педагоги стремятся к наиболее полному использованию всего педагогического потенциала традиционных форм взаимодействия с семьей и поиску новых, современных форм сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

В первую очередь, педагог в обязательном порядке должен изучить семью воспитанника. Здесь мы подходим к системно-структурному подходу процесса взаимодействия педагога и родителей, предложенного Т. И. Бабаевой [3].

Системную структуру взаимодействия можно рассматривать как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов. Системообразующим звеном становится центральная связь «цель–результат». В содержательном компоненте раскрываются цели, описываются средства и способы совместной деятельности субъектов по достижению результатов. Коммуникативный компонент — как условие реализации содержательного и целевого компонентов. Только согласованность данных компонентов сделает процесс взаимодействия эффективным.

Т. Доронова говорит о взаимодействии с родителями, который основан на структурно-функциональной модели, включающей в себя три блока [5]:

1. Информационно-аналитический блок, в котором предполагается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. В качестве форм работы могут выступать: опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.

Например, начав работу с родителями с анкетирования «Давайте познакомимся», педагог получит реальную развернутую картину, анализ которой позволит ему оценить особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Все это непременно поможет педагогу выбрать ту или иную тактику общения с каждым родителем, лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.

Построение работы этого блока происходит в двух направлениях: просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.

2. Практический блок, который содержит информацию, направленную на решение комплексных задач, связанных со здоровьем и развитием детей.

Сюда же мы относим и ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами ДОУ. Из традиционных форм просветительской деятельности можно выделить различного рода наглядную информацию. Например, организованные в холле детского сада и каждой группы в отдельности родительские уголки, где источником информации являются информационные стенды, методическая литература, папки-передвижки и т. п. Просветительская деятельность, носящая обучающий характер, происходит при помощи бесед, консультаций, круглых столов, родительских собраний.

Возвращаясь к Стандарту, отметим, что в нем предполагается не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, что непосредственно связано с созданием такой среды в детском саду, где все субъекты образования принимали бы активное участие в совместной интегративной деятельности, объединяясь таким образом. Таким образом, у педагога и родителей вырабатывалась общая система ценностей в воспитании ребенка, в общении с ним и другими, в саморазвитии и самореализации [2].

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста должно осуществляться не только в процессе приобщения родителей к педагогическому процессу, а также в расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения. Педагог должен суметь создать условия для их творческой самореализации.

Можно выделить формы активности родителей:

– участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ и группы,

– помощь в организации досуговой деятельности;

– совместная работа на родительских собраниях;

– совместная деятельность с детьми (экскурсии, игры, литературные вечера, конкурсы, досуги);

– оформление группы и д/с;

– участие в творческих выставках детско-родительских работ;

– благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; оформление участков в летний период; изготовление фигур из снега).

Каждый из вариантов предполагает у родителей возможность обмена опытом друг с другом, обучения друг у друга определённым навыкам, что способствует появлению у родителей большего опыта по решению вопросов воспитания своего ребенка.

3. Контрольно-оценочный подразумевает анализ проводимых воспитателями мероприятий.

И педагогам, и родителям необходимо помнить, что объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. Именно поэтому детским садом и семьей в воспитании осуществляются одни и те же функции: информационная, собственно воспитательная, контролирующая.

Проанализировав особенности взаимодействия дошкольного учреждения и семьями воспитанников, мы можем выделить следующие условия, способствующие качественному взаимодействию современного дошкольного учреждения и семьи:

1) педагоги должны быть готовы к взаимодействию с родителями. Педагог — это профессионал в своей области. Именно он должен выступать инициатором данного взаимодействия. В арсенале педагога различные методы и приемы вовлечения родителей в жизнь ребенка в детском саду. Роль педагога как наставника заключается в обогащении представлений родителей о возрастных особенностях детей, методах и приемах воспитания.

2) родители должны быть настроены на воспитание своих детей совместно с педагогом. Однако инициатором диалога в построении индивидуальной траектории развития ребенка является педагог.

3) взаимодействие педагогов и родителей должно осуществляться согласно определенным целям и задачам, в основе которых учет индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,

4) должны быть созданы материальные условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Помимо этого, для положительного взаимодействия педагога с родителями решающим условием являются доверительные отношения. Как мы уже не раз говорили необходимо добиваться того, чтобы у родителей возник не просто интерес к процессу воспитания, а потребность добиться успеха и уверенность в собственных силах. Для этого педагогу следует, опираясь на положительный опыт воспитания той или иной семьи, планомерно, ненавязчиво формировать активную педагогическую позицию родителей, вооружать их педагогическими знаниями и умениями [10, c. 24].

Успех взаимодействия родителей и воспитателей определяют взаимные установки семьи и педагогов. Наиболее оптимальный путь заключается в осознании обеими сторонами необходимости целенаправленного воздействия на ребенка и доверия друг к другу. Важным аспектом является и то, что у родителей должна быть уверенность в хорошем отношении педагога к ребенку, они должны чувствовать его компетентность в вопросах воспитания [10]. При этом педагог должен обладать такими личностными качествами, как доброта, чуткость, заботливость. Воспитатель завоюет доверие родителей своим неравнодушным отношением к их детям, само собой оно не придет.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста должен происходить в системе «Педагог-Дети-Родители», в которой отношения должны быть выстроены на основе взаимоуважения, взаимопомощи и доверии. Происходящий в этой системе сбой влечет за собой непонимание сторон, что приводит к появлению конфликтов. На более глобальном уровне на возникновение конфликтов влияет падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в дошкольном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в дошкольном социуме, невротический стиль общения во многих семьях [7, c. 238].

Доверие родителей к воспитателю не приходит само собой: воспитатель должен завоевать его благодаря доброму, неравнодушному отношению к ребенку, умению растить в нем хорошее, великодушию и милосердию [7, c. 235]. При этом педагогу следует помнить о необходимой культуре общения с самими родителями, тактичности и взаимопонимании, что сделает картину психологии доверия достаточно полной.

Конструктивное общение педагога ДОО с родителями не всегда возможно в силу некоторых причин.

В первую очередь, это связано с тем, что у родители не располагают достаточным для этого количеством времени, что обусловлено современным темпом жизни — утром, приводя ребенка, торопятся на работу, вечером, забирая его, как и все люди после работы испытывают чувство усталости и спешат домой отдыхать. Однако, зачастую это не является основной причиной нежелания вступать в диалог с педагогом. Существуют более серьезные барьеры в общении между педагогом и родителями.

Так, не все родители позитивно настроены на контакт с воспитателем по вопросам воспитания их детей. Рассмотрим причины этого.

  1. Недоверие родителя к воспитателю как к человеку. То есть в случае, когда воспитатель оценивает деятельность его ребенка, его поведения, дает некоторые рекомендации по вопросам его воспитания, родитель субъективно принимает все замечания на свой счет, примеряя и оценивая слова относительно его ребенка к себе. Или же родителя считает, что тем самым воспитателей принижает его родительскую состоятельность. Как правило, подобного рода чувства способны вызвать у родителей неоправданную агрессию в отношении педагога, что непременно ведет к созданию конфликтной ситуации. Основную массу родителей, провоцирующих конфликты с педагогом на этой почве, составляют родители, ведущие асоциальный образ жизни — любое действие педагога вызывает с их стороны активное сопротивление.
  2. Недоверие родителя к воспитателю как к педагогу связано с неуверенностью родителя в его профессиональной компетентности, то есть не уверены в его полноценных знаниях в вопросах воспитания и обучения детей. Такого рода недоверие ведет к потере имиджа педагога в целом. Согласно, А. О. Кадайловой, имидж педагога для предъявления родителям воспитанников, может состоять, из таких компонентов таких, как:

– габитарная культура, к которой она относит культуру личности, включающую в себя индивидуальность, которая определяет физические и психофизиологические особенности; стиль и моду.

– речевая культура, предполагающая личностную культуру, развивающуюся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, а также чувство стиля;

– социальная и средовая (окружение и аксессуары) [6, c. 59–60].

  1. Педагог и сам может быть виновником недоверия к нему родителей в связи с отсутствием у него коммуникативной компетентности, заключающейся в неумении строить диалог, в отсутствии установки на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, в тактичности, уважительности и т. п. Неумение педагога вступать в контакт родителями может привести к тому, что в сознании родителей сложится мнение о «навязывание» своей точки зрения педагогом, особенно, если педагог высказывается в достаточно категоричной форме, что само собой разумеется, очень негативно воздействует на родителей.
  2. Излишняя озабоченность родителей нахождением своих детей в стенах детского сада нередко бывает причинной возникновения барьеров в общении с педагогом. Болезненная реакция родителя даже на небольшую царапину, принесенную ребенком из детского сада, может вызвать ряд претензий к воспитателю, который, по их мнению, «недосмотрел» за ребенком. Также родитель может полагаться на слова своего ребенка, особенно, если его возраст 5–6, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми, чем искусственно создают конфликт между родителем и педагогом во имя удовлетворения собственного любопытства.

Таким образом, общение педагога с родителями воспитанников с глазу на глаз сближает воспитателя с родителями, помогает лучше друг друга узнать и понять, если такое общение будет выстроено на принципах доверия, диалога, партнерства, с учетом интересов родителей и их опыта в воспитании.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения:15.10.2018).
  2. ФГОС ДО № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 21.09.2018).
  3. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». — 1998. — № 1. — С. 56–71.
  4. Галушко И. Г. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2014. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-vzaimodeystviya-dou-s-semiey (дата обращения: 21.09.2017).
  5. Доронова Т. Д. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2002. — 120 с.
  6. Кайдалова А. О. Особенности имиджа педагога дошкольной образовательной организации // Научное сообщество студентов: материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 59–63.
  7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2000. — 416 с.
  8. Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дис.... канд. пед. наук. — М., 2005. — 254 с.
  9. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 112 с.
  10. Слепцова С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов // Молодой ученый. — 2010. — № 3. — С. 238.
  11. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагог, детский сад, ребенок, воспитатель, семья, воспитание, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, коммуникативный компонент.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание

Ключевые понятия: дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная деятельность, воспитатель.

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей...

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание

дошкольный возраст, старший воспитатель, гендерное воспитание, родитель, дошкольная образовательная организация, детский сад, развитие...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст...

Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс...

детский сад , дошкольное учреждение , родитель , ребенок...

Ключевые слова : дошкольный возраст, воспитатель, инновационные формы, родитель

В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций

родитель , Ребенок , детский сад , воспитатель , семья , Педагог, дошкольное учреждение...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание

Ключевые понятия: дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная деятельность, воспитатель.

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей...

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание

дошкольный возраст, старший воспитатель, гендерное воспитание, родитель, дошкольная образовательная организация, детский сад, развитие...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст...

Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс...

детский сад , дошкольное учреждение , родитель , ребенок...

Ключевые слова : дошкольный возраст, воспитатель, инновационные формы, родитель

В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций

родитель , Ребенок , детский сад , воспитатель , семья , Педагог, дошкольное учреждение...

Задать вопрос