Роль художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 08.04.2019

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Роль художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, В. А. Ворончихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57873/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье дается анализ результатов диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Так как художественная литература является доступной темп пониманию ребенка быть старшего куда дошкольного куда возраста, на формирующем этапе было разработано тематическое планирование на месяц с опорой на модель комплекса мероприятий по развитию связной речи.

Ключевые слова: речь, художественная литература, старшие дошкольники, связная речь, художественная литература, развитие речи.

В соответствии с ФГОС ДО и «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот — путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Цель исследования — теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития связной речи средствами художественной литературы.

В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 — экспериментальная, 20 — контрольная группа).

Для определения роли художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:

1. Констатирующий этап.

Цель: определение уровня развития связной речи у дошкольников.

Для диагностики связной речи у дошкольников нами использовалась методика В. Н. Макаровой [3, с.6].

он Задание: пересказать текст как можно подробнее. В ходе обследования выявлялось умение детей пересказывать незнакомый текст (рассказ В. Сутеева «Под грибом»).

Рис. 1. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Исходя из результатов обследования, в экспериментальной группе выявлено 5 % (1 ребенок) дошкольников с высоким уровнем образного воспроизведения текста, тогда как в контрольной группе выявлено 15 % (3 ребенка). Выделена группа дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека), которые не справились с заданием, не сумели самостоятельно воспроизвести текст. По 75 % дошкольников экспериментальной и контрольной группы (15 человек) выполнили задание на среднем уровне: помощь экспериментатора и наводящие вопросы способствовали воспроизведению текста, дети только со второго раза сумели сформулировать основную мысль.

В результате выявлено, что 20 % дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека) затруднялись воспроизводить текст, тяжело формулировали смысл текста.

Из анализа результатов видно, что наблюдается неумение передавать содержание, из-за недостаточного, бедного словаря. Самостоятельные высказывания характеризуются ненужными паузами, разговорными штампами, искажением звуковой структуры слов.

Дети затруднялись составлять рассказ, даже имея в наличие стимульные картинки, многим требовалась помощь со стороны взрослых в виде наводящих вопросов, подсказок слов.

Анализ результатов указывает на следующие ошибки у детей: при переходе из одной части в другую отсутствовал связующий элемент, резкий скачок. В повествовании наблюдались множественные аграмматизмы.

Все дети частично составляют рассказ из 3 частей, отмечались неумышленные расширения, либо сужения сюжета. Дети при составлении рассказа в основном пользуются простыми предложениями, неправильно оформляют их.

Полученные результаты исследования старших дошкольников позволили нам разработать и апробировать занятия по развитию связной речи посредством художественной литературы.

2. Формирующий этап.

Цель: развитие связной речи посредством художественной литературы у старших дошкольников.

Во втором параграфе второй главы (формирующем этапе исследования) мы описали этапы формирования связной речи у старших дошкольников, посредством художественной литературы.

Развитие связной речи у старших дошкольников производилось посредством чтения и обсуждения таких классических произведений как:

«Аленький цветочек» С. Аксакова, русской народной сказки «Снегурочка» и «Никита Кожемяка», «Загадочное исчезновение гуся» В. Сутеева, «Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Четыре желания» К.Ушинского.

Таким образом, при изучении художественной литературы дети научились:

– строить связно свои высказывания;

– использовать образность высказываний;

– пополнили и развили словарный запас.

3. Контрольный этап.

Цель: определение динамики в развитии связной речи у дошкольников после проведения формирующего этапа посредством художественной литературы. На данном этапе мы описали результаты исследования, проведённого по той же методике В. Н. Макаровой.

Рис. 2. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Из анализа результатов видно, что у дошкольников экспериментальной группы наблюдается повышение умения воспроизводить содержание услышанного текста. Количество детей, сумевших самостоятельно сформулировать основную мысль текста, легко воспроизвести прослушанный текст увеличилось в экспериментальной группе на 25 %, в контрольной — на 15 %.

Детей, которые не справились бы с заданием, не осталось, что свидетельствует о положительной динамике и правильно выбранных коррекционных мероприятиях.

Количество детей со средним уровнем в контрольной и экспериментальной группе снизилось на 5 %.

Таким образом, обследовав 2 выборки дошкольников, мы пришли к следующим выводам, что в экспериментальной группе динамика по развитию связной речи лучше, у них наблюдается уменьшение количества логических ошибок, отсутствует «застревание» на второстепенных деталях, главные события выступают на первый план повествования при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента указывают на положительную динамику.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2017. — 400c.
  2. Гербова В. В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Свет, 20144. — 94 с.
  3. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 80 с.
  4. Ушакова О.С, Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей. — М.: Просвещение, 2015. — 200 с.
  5. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. — М.: Академия, 2013. — 90 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, художественная литература, дошкольник, контрольная группа, ребенок, формирующий этап, экспериментальная группа, анализ результатов, старший дошкольный возраст, дошкольное детство.


Похожие статьи

Художественная литература как средство развития...

Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ

Для изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы

Анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным

В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Наше дошкольное образовательное учреждения МАДОУ № 112 «Мозаика» города Набережные Челны в основу своей работы положило развитие связной речи дошкольников. Рассматривая уровень сформированности связной речи у дошкольников среднего возраста по методике В...

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Старший дошкольный возраст — это самый ответственный период в воспитании и

Старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет можно охарактеризовать, как период

Для реализации данной цели и задач мы организовали три этапа экспериментального исследования.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8

Таким образом, в период дошкольного детства в процессе занятий театром в мышлении...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ...

Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста... А также выполнение заданий творческого характера...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Похожие статьи

Художественная литература как средство развития...

Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ

Для изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы

Анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным

В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Наше дошкольное образовательное учреждения МАДОУ № 112 «Мозаика» города Набережные Челны в основу своей работы положило развитие связной речи дошкольников. Рассматривая уровень сформированности связной речи у дошкольников среднего возраста по методике В...

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Старший дошкольный возраст — это самый ответственный период в воспитании и

Старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет можно охарактеризовать, как период

Для реализации данной цели и задач мы организовали три этапа экспериментального исследования.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8

Таким образом, в период дошкольного детства в процессе занятий театром в мышлении...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ...

Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по...

Развитие образности речи дошкольников средствами...

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста... А также выполнение заданий творческого характера...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Задать вопрос