Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Самошина К. В., Бурыкина М. Ю. Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение» // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 255-257. — URL https://moluch.ru/archive/252/57767/ (дата обращения: 18.10.2019).



В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники, дети с нарушением функционирования головного мозга, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, коррекционно-логопедическая работа.

В наше время возрастает количество неговорящих или малоговорящих детей, имеющих тяжелые речевыми нарушениями, такими как: алалия, афазия, дизартрия, речевые нарушения при аутизме, умственной отсталости. Для таких детей американским нейрофизиологом Г. Доманом был разработан метод «Глобальное чтение» и адаптирован А. Маниченко. Суть этого метода заключалась в том, что дети, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы, читали слова, словосочетания, короткие тесты. Затем ребенком самостоятельно определяется технология чтения любых слов и текстов [1].

Методика Г.Домана включает в себя 5 этапов.

1 этап. Чтение слов.

Занятия по чтению отдельных слов проводятся с интервалом в три дня, т. е. между логопедическими занятиями промежуток — два дня. Но, несмотря на это, родители каждый день отрабатывают материал, данный логопедом.

Словарь для ребенка должен иметь состав тех слов, которые наиболее часто употребляются в его жизни. В активном словаре должны быть не только существительные, но и глаголы и прилагательные.

Усадив ребенка перед собой, взять пять карточек, держа их стопкой перед ребенком, перекладывать карточки начиная с последней (последнюю вперед и т. д.). в это время громко, четко и весело произносится каждое слово. Все делается быстро и заканчивается эмоциональным выражением радости и похвалы. В день это следует повторить три раза. И так как логопедические занятия не проходят ежедневно, то он включает участие родителей.

Затем, на следующих занятиях, добавляется новый набор из пяти слов, а также повторяется материал предыдущих занятий.

В конечном итоге у ребенка будет достаточно слов для успехов в чтении словосочетаний.

Быстрый показ карточек — важный момент в данной методике. Как утверждает Г. Доман «Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно». [1]

2 этап. Чтение словосочетаний.

Этот этап является очень важным. Ведь это переходный этап от чтения простых слов к чтению предложений. В один прекрасный день слова из уже достаточно обширного словаря ребенка как будто захотят воссоединиться. И теперь вы уже показываете не «кошку», а «рыжую кошку», не просто «чай», а «горячий чай».

Работа на данном этапе очень схожа с предыдущим этапом. Ребенку все так же показываются карточки, но только уже с написанными словосочетаниями. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. Также продолжается и работа со словами, обогащая словарь ребенка различными частями речи.

3 этап. Чтение простых предложений.

Переход от словосочетаний к простому предложению сразу будет ясен. Количество изученных словосочетаний само подтолкнет к этому.

Для освоения предложений Г. Доман советует использовать сразу два способа.

1 способ. Использование карточек, состоящих из 2 слов. Предложение должно соответствовать стандарту их написания. Начало предложения с заглавной буквы, в конце предложения нужный знак препинания. Дальнейшие действия совпадают с описанием работы в момент этапа чтения словосочетаний. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. И так же добавляется по одному новому предложению в набор.

2 способ. Этот способ очень подробно описала Сесиль Лупан. [5]

Суть этого метода состоит в создании книги про ребенка и его жизнь. Подбираются фотографии ребенка. Фотографии клеятся на кусок картона или ватмана размером 25 х 25. В карточках пробиваются два отверстия, берется чистый лист того же размера и соединяются кольцами так, чтобы фотография была справа, а нетронутый лист — с лева. На обороте карточки с фотографией черными буквами пишется фраза: “Женя пьет молоко”, “Женя будит папу и маму”, “Женя сам моет чашку”. Количество слов для одной страницы соответствует нормам, рекомендуемым Доманом.

Ребенку показывается каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, и делается это так, чтобы малыш чувствовал, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем даются карточки с группами слов, которые составляют какую-либо фразу из книжки. Например: “Женя пьет” и “вкусное молоко”. После этого карточки кладутся на пол рядом со страничкой книги. Вместе с ребенком составляется и читается составленное предложение. Опираясь на него, можно предложить ребенку записать на чистой странице предложение используя фломастеры красного, черного и зеленого цвета. Разумеется, в процессе письма каждое действие озвучивается взрослым. Например: Сейчас мы напишем “Женя пьет молоко”. Имя Женя начинается на букву “ж”, а потом идет буква “е”. Получилось “Же”. Так как это имя, то пишем первую букву прописной, т. е. она больше других. К тому же это согласная буква, поэтому пишем ее черным фломастером, а “е” — гласная буква, и ее мы пишем красным фломастером. Теперь давай узнаем, что дальше: “Женя”.

4 этап. Чтение распространенных предложений.

Время перехода на данный тап определяется самим логопедом, по мере того, когда ребенок будет готов непосредственно к чтению распространенных предложений.

Карточки можно составлять вместе с ребенком, т. к. ребенку будет интересно наблюдать за тем, как вы пишете то или иное предложение. Составлять предложений нужно столько, сколько можно придумать исходя из уже имеющегося материала, т. е. на фоне слов, которые ребенок уже знает. Постепенно следует увеличить количество слов в предложении, а также уменьшить шрифт сначала до 2, затем до 1 см.

5 этап. Чтение книг.

Данный этап является как заключительным, так и начальным. Заключительным — потому что малыш уже прошел все нужные этапы для чтения слов, словосочетаний и предложений. Начальный — потому что ребенку открывается новый мир полный знаний и открытий, мир книг.

Глен Дома очень тщательно относится к выбору первых книг малыша. Параметры первых книг ребенка по рекомендациям Г.Домана:

1) Словарный запас в книге должен быть не менее 50 слов (рекомендовано от 50 до 100 слов);

2) В книге должно быть не более одного предложения на страницу;

3) Текст должен быть сопровожден иллюстрациями, но так что бы ребенок не видел иллюстрацию до прочтения текста;

4) Шрифт в книге должен быть не менее 1 см.

Р. Е. Левина и Т. Б. Филичева выделяют 4 уровня речевого недоразвития. Мы остановимся на втором уровне общего недоразвития речи.

Второй уровень речевого недоразвития — начальные элементы общеупотребительной речи, которые характеризуются бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. Активный словарь ребенка расширяется за счет прилагательных. В пассивном словаре у ребенка проявляются попытки изменять слова по числам, родам и падежам чаще всего оказываются неудачными. Такие дети не могут правильно соотнести имя существительное в роде, числе и падеже. Такие дети употребляют слова в основном только в именительном падеже. Дети со II уровнем речевого развития не знают части предметов, форм, цветов. [4].

Целью нашего исследования является содержание логопедической работы по активизации словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием методики глобального чтения.

Базой исследования послужил МБДОУ комбинированного вида № 9 “Красная шапочка” г. Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка. Трое из них имели диагноз — умственная отсталость и один ребенок имел диагноз — расстройства аутистического спектра (РАС).

Для реализации цели констатирующего эксперимента мы провели диагностику словаря каждого ребенка, основываясь на речевой карте Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, адаптированной нами для ребенка со 2 уровнем речевого недоразвития.

Для оценки успешности выполнения задания мы использовали балльную систему предложенную авторами данной речевой карты.

3 балла — самостоятельное и правильно выполненное задание;

2 балла — задание выполнено с помощью взрослого или с ошибкой;

1 балл — задание не выполнено [2].

Исходя из результата диагностики, максимальное количество баллов ровняется 60 б. Ни один ребенок в ходе обследования не набрал даже средний балл. Максимальное количество баллов, полученное ребенком во время обследования, составляло 28. Результат этого ребенка, а так же результаты остальных трех детей являются низким уровнем развития словаря. У 75 % детей были проблемы с распознанием цветов, форм. Так же у всех детей были сложности с обобщениями, узнаваниями некоторых предметов, а также их частей.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, имеющие тяжелые нарушения в развитии и 2 уровень общего недоразвития речи обладают бедным активным и пассивным словарем.

Следовательно, с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, а также общее недоразвитее речи, необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу по активизации словаря.

Проводя формирующий эксперимент, мы опирались на работы Г. Домана. Нами были разработаны индивидуальные планы коррекционного воздействия, а также конспекты занятий для каждого ребенка, соответствующее его этапу глобального чтения.

В перспективном плане активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи метода «Глобальное чтение» было описано:

  1. Тема занятий.
  2. Цели и задачи занятия.
  3. Оборудование.
  4. Этап глобального чтения у конкретного ребенка.

Для каждого ребенка были разработаны конспекты с такими темами, как: домашние животные, мебель, посуда. Различие данных конспектов было в том, что у детей были разнообразные этапы глобального чтения (2 ребенка находились на этапе чтения словосочетаний, 2 ребенка находились на этапе чтения слов). Конспекты для детей различались так же заданиями по глобальному чтению. Если детям, находящимся на этапе чтения слов, предлагались игры «Подбери слово к картинке», «Подбери пару», то детям на этапе чтения словосочетаний предлагались такие же усложненные задания, а также игра «Прочитай предложение». В данном задании ребенку предлагались предложения, состоящие из двух слов, которые подходят к сюжетным картинкам, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: девочка рисует (играет, умывается, спит), собака спит (ест, играет, бежит) и т. д. Задача ребенка прочитать предложение и сопоставить с определенной иллюстрацией.

В коррекционно-логопедической работе большое внимание уделялось переводу пассивного словаря ребенка в активный, а также обогащению пассивного словаря.

В процессе активизации словаря данных детей использовались различные лексические темы для более полного обогащения пассивного словаря, для перевода этих слов в активный словарь. Активизация слов происходила с помощью метода Г.Домана — глобальное чтение. В ходе занятий детям были предложены различные упражнения, связанные с данным методом, которые выполнялись ими с удовольствием и большим интересом.

Литература:

  1. И. В. Мальцева. Лучшие методики раннего развития: Мария Монтесори, Глен Доман, Николай Зайцев. От рождения до трех лет. — Москва, 2016.
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи. http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/0.pdf
  3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1967 http://pedlib.ru/Books/4/0286/4–0286–1.shtml
  4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999. http://pedlib.ru/Books/4/0409/4_0409–7.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, глобальное чтение, слово, предложение, общее недоразвитие речи, этап, пассивный словарь, речевое недоразвитие, коррекционно-логопедическая работа, активизация словаря.


Похожие статьи

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи тесно связана с

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети

Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного

Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного...

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие...

Этапы диагностики словаря, словоизменения и словообразования глаголов: 1. Пассивный и активный глагольный словарь.

Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на...

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие

Используя инновации в коррекционно-педагогической работе, мы ориентируемся на развитие у детей с нарушениями речи индивидуальных...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Развитие пассивного словаря признаков детей экспериментальной группы у пятерых детей (100

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика...

Похожие статьи

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Логопедическая работа по развитию лексического строя речи тесно связана с

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети

Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного

Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного...

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие...

Этапы диагностики словаря, словоизменения и словообразования глаголов: 1. Пассивный и активный глагольный словарь.

Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на...

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие

Используя инновации в коррекционно-педагогической работе, мы ориентируемся на развитие у детей с нарушениями речи индивидуальных...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Развитие пассивного словаря признаков детей экспериментальной группы у пятерых детей (100

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика...

Задать вопрос