Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Хаценович, Ж. В. Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре / Ж. В. Хаценович, Р. В. Куценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57738/ (дата обращения: 26.02.2021).



Что подразумевает личностно ориентированное обучение? Азимов Э. Г. предлагает следующее определение: «Личностно ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению» [1, с. 130]. Таким образом, при данном подходе важное внимание уделяется непосредственно личности ребенка, самобытность и самоценность, субъективный опыт которой сначала раскрывается учителем, а затем соотносится с содержанием образования. Данный подход сегодня довольно популярен, большой вклад в его разработку внесли Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинский, И. С. Якиманская, Ю. И. Турчанинова, В. В. Сериков, А. В. Петровский, Г. А. Цукерман и другие.

Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Мы считаем, что подобный стиль отношений учителя и учеников должен определяться такими векторами: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Мы полагаем, что личностно-ориентированный подход в обучении математике и физической культуре довольно разумен, одним из ведущих принципов его дидактики является учет индивидуальных особенностей. Таким образом, учебные задачи на уроках рассматриваются в качестве цели и средства обучения. Поэтому требования к усвоению того или иного раздела (темы) формулируются и задаются в виде заданий различного уровня сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения.

Для успешного проведения личностно-ориентированного урока необходимо учитывать такие важные факторы:

− Содержание учебного материала должно излагаться в интегрированной форме, что способствует обогащению личного опыта каждого отдельного учащегося;

− Важна вариативность решения задач и упражнений при подаче учебного материала;

− Личностно-ориентированный урок должен стимулировать детей к освоению новых способов изучения учебного материала.

Для оценки достигнутого уровня умения решать поставленные задачи можно выделить четыре уровня усвоения конкретной деятельности, отображающие развитие опыта учащегося в данной области знания: а) узнавание и понимание материала: выполнение решение задач по аналогии б) уровень: способность выполнять упражнения и решать задачи по имеющемуся алгоритму

в) продуктивный/эвристический: способность видоизменять алгоритм, решать задачу, создавая новые комбинации действий

г) творческий уровень: решение задач на основе имеющихся знаний, но без применения алгоритма, своим способом) [2].

Суть личностно-ориентированного подхода в рамках физической культуры предполагает умение учителя найти к каждому ученику подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить возможности, стимулирующие становление личности, ее самоутверждение и самореализацию, на основе физического совершенствования.

Несмотря на разность предметов, тем не менее, существует ряд общих основ, характеризующих именно личностно-ориентированный подход:

− Во-первых, и на уроках математики, и на уроках физической культуры перед учителем в рамках личностно-ориентированного обучения стоит задача верного определения уровня способностей, возможностей и знаний каждого учащегося;

− Во-вторых, исходя из уровня способностей, возможностей и знаний важно подобрать такие задания, которые будут посильными для конкретного учащегося;

− В-третьих, несмотря на различие обучения: так, математика развивает логику, мышление, именно умственные характеристики, а физическая культура направлена ра физическое совершенствование, — оба предмета своей глобальной задачей ставят воспитание гармонично развитой личности учащегося.

Как правило, большинство учащихся в классе на уроках математики способны выполнять учебные задания на репродуктивном и эвристическом уровнях, только единицы легко решают творческие задания. Именно по этому принципу мы и предлагаем подбирать для занятий учебный материал: начинать с простых заданий, выполняющихся по аналогии и постепенно вводить для учеников в ходе занятия задачи, требующие алгоритмических действий или творческого характера.

Несмотря на кажущуюся невозможность объединения таких предметов как математика и физическая культура, в практике использование синтеза данных предметов вполне возможно, хотя и с определенными вариациями. Так, нами в рамках личностно-ориентированного обучения проводятся бинарные связи между уроками математики и физической культуры. Для чего это нужно? Мы полагаем, что такая синкретичность способствует наполнению практических действий теоретической базой и в то же время, теория, благодаря живым примерам практического применения, становится для учащихся логична и ясна. Так, например, уроки математики и физической культуры в рамках тем «Метание мяча» (физическая культура) и «Решение тригонометрических уравнений» (математика). Так, математические сведения о тригонометрических уравнениях способствуют пониманию учащихся, что для наиболее дальнего броска мяча необходимо выбрать верный угол его полета и падения, то есть фактически тригонометрическое уравнение реализуется на практике в виде траектории полета мяча. В то же время использование практического примера — метание мяча на уроке физической культуры — очень полезно для урока математики, так как учащиеся начинают понимать, что тригонометрические уравнения не обязательно являются абстрактной теорией, они находят место в обычной жизни, в деятельности.

Рассмотрим задачу: «Небольшой мячик бросают под острым углом к плоскости горизонтальной поверхности земли. Максимальная высота полета мячика, выраженная в метрах, определяется формулой , где м/c — начальная скорость мяча, — ускорение свободного падения. При каком наименьшем значении угла (в градусах) мячик пролетит над стеной высотой 7, 45 м на расстоянии 1 м?» [6, с. 176].

Решая задачи из открытого банка заданий ЕГЭ, учащиеся совершенствуют себя в отработке знаний, умений и навыков решать тригонометрические уравнения, правильно выбирая максимальную высоту полета мяча в зависимости от угла наклона к плоской поверхности земли, а также при данной высоте могут рассчитать угол наклона.

Выше мы видим метапредметность в действии, а ведь именно метапредметность и интеграция являются важными категориями личностно-ориентированного подхода, так как цели и содержание предметов пробуждают у учащихся личностный смысл. Данный цикл уроков в синтезе способствует пониманию учеников для чего им нужно изучать данную тему, и как она реализуется в жизни, на практике. А наполнение материала личностным смыслом мотивирует учащихся к обучению и побуждает их к саморазвитию своего интеллектуального и физического потенциала, что, в свою очередь, ведет к реализации главной задачи личностно ориентированного подхода — воспитанию гармонично развитой личности.

Таким образом, личностно ориентированный подход способствует не только усвоению знаний, но также формированию условий для индивидуальной творческой деятельности учащихся, основывающейся на приобретенных конкретных математических знаниях и использовании их на практике на уроках физкультуры, что обеспечивает возможность познания и осознания окружающего мира.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Кравченко Т. В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе. — 2018. — № 1.
  3. Степанова Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с
  4. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физ. культуры. — 2017. — № 9. — С. 49–51.
  5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002. — 96 с.
  6. Федеральный институт педагогических измерений ЕГЭ. Математика. Профильный уровень /И. В. Ященко. — М.: Национальное образование, 2019. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок математики, личностно-ориентированный подход, учебный материал, учащийся, личностный смысл, решение задач, угол наклона, уровень способностей, физическое совершенствование.


Похожие статьи

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

В настоящее время правительство ставит перед системой образования следующие задачи — создание необходимых условий для получения качественного, направленное на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и...

Образовательная направленность урока физическая культура

Основные термины (генерируются автоматически) : физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Организация учебного процесса на уроках физической культуры по методу круговой тренировки для развития основных физических качеств учащихся. Для развития силы на занятиях «круговой тренировки» я использую упражнения, такие как, подтягивание на...

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся...

Что же представляет собой личностно ориентированный подход в учебном процессе? Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития ученика.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач (формирование знаний, умений и навыков, воспитание...

Формирование личностных универсальных учебных действий...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта. Чеботарёв Юрий Юрьевич, студент. Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал)...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–6 классов при обучении баскетболу на занятиях по физической культуре. Каракисеков Алдияр Мейрамбаевич, студент.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Личностные результаты обучения. Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств...

Можно отметить, что длительное время в коррекционной педагогике и психологии на первый, и часто единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы умственно отсталого ребенка.

Похожие статьи

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

В настоящее время правительство ставит перед системой образования следующие задачи — создание необходимых условий для получения качественного, направленное на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и...

Образовательная направленность урока физическая культура

Основные термины (генерируются автоматически) : физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Организация учебного процесса на уроках физической культуры по методу круговой тренировки для развития основных физических качеств учащихся. Для развития силы на занятиях «круговой тренировки» я использую упражнения, такие как, подтягивание на...

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся...

Что же представляет собой личностно ориентированный подход в учебном процессе? Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития ученика.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач (формирование знаний, умений и навыков, воспитание...

Формирование личностных универсальных учебных действий...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта. Чеботарёв Юрий Юрьевич, студент. Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал)...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–6 классов при обучении баскетболу на занятиях по физической культуре. Каракисеков Алдияр Мейрамбаевич, студент.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Личностные результаты обучения. Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств...

Можно отметить, что длительное время в коррекционной педагогике и психологии на первый, и часто единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы умственно отсталого ребенка.

Задать вопрос