В статье проанализировано 120 анкет студентов 3 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических навыков применения дефибрилляции во время проведения сердечно-легочной реанимации.
Ключевые слова: дефибрилляция, сердечно-легочная реанимация, клиническая смерть, студенты, ординаторы.
На догоспитальном этапе оказания доврачебной помощи, в течение одного часа, погибает больше половины всех случаев чрезвычайных состояний людей, связанных с сердечно-сосудистой системой.
Первичная остановка сердца у детей случается гораздо реже, чем у взрослых. Чаще всего она является следствием врожденной патологии.
Знание типичных и наиболее часто встречаемых ошибок при проведении сердечно-лёгочной реанимации, позволит существенным образом повысить вероятность выживания пострадавшего до момента приезда скорой помощи, так как закономерность очевидна: чем раньше начато оказание помощи и чем выше качество ее проведения и эффективность, тем выше вероятность спасения человека.
Для проведения мероприятий сердечно-легочной реанимации, необходимо понимать критерии клинической смерти. Основные критерии клинической смерти:
Клиническая смерть — это отрезок времени, между остановкой сердца и дыхания, и возникновение необратимых изменений в организме человека.
В случае клинической смерти необходимо приступить к проведению сердечно-легочной реанимации с последовательностью этапов
С — поддержание кровообращения (непрямой массаж сердца)
А — обеспечение проходимости дыхательных путей
В — искусственная вентиляция легких
D — введение лекарственных препаратов [6, с.4]
Виды остановки кровообращения:
Асистолия — прекращение деятельности сердца с исчезновением биоэлектрической активности.
Фибрилляция — разновидность наджелудочковой тахиаритмии с хаотической электрической активностью предсердий.
Электромеханическая диссоциация — отсутствие механической активности сердца при наличии электрической [5, с.121].
Цель: изучение остаточного знания у ординаторов и студентов 3 курса по теме применения дефибрилляции во время проведения сердечно-легочной реанимации. Проанализировать кто лучше осведомлён в данной тематике. Выяснить достаточное ли время уделяется по данной теме медицинским сотрудникам.
Материалы иметоды исследования. Было проанализировано 120 анкет студентов 2 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов в 2015 году, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических навыков применения дефибрилляции во время проведения сердечно-легочной реанимации.
Результаты иих обсуждение: при анкетировании было выяснено, что студенты в среднем оценивают свои знания на 6,5 балла, но реальный балл, на который они написали 4,2 (табл. 1). Ординаторы оценивают свои знания на 4,3 балла, но справились с анкетированием на 4,7 балла (табл. 1). 70 % студентов считают, что оптимальное количество занятий в семестре по данной тематике должно быть 3–4, в отличии от ординаторов (36 %), которые считают, что достаточно 1–2 занятия (табл. 1). 90 % студентов и 96 % ординаторов считают, что практическая отработка навыков в симуляционном классе положительно влияют на усвоение программы по данной теме (табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня знаний устудентов иординаторов по СЛР
Студенты |
Ординаторы |
Оценка своего уровня знаний по шкале от 1 до 10 |
|
− На оценку от 1 до 5 баллов оценили свой уровень знаний 21 % респондентов − На оценку от 6 до 9 баллов оценили свой уровень знаний 79 % респондентов − Ни один из респондентов не оценил свой уровень знаний на 10 баллов Самооценочный средний бал — 6,5 Реальный бал — 4,2 |
− На оценку от 1 до 5 баллов оценили свой уровень знаний 61 % респондентов − На оценку от 6 до 9 баллов оценили свой уровень знаний 35 % респондентов − На оценку 10 баллов оценили свой уровень знаний 4 % респондентов Самооценочный средний бал — 4,3 Реальный бал — 4,7 |
Положительный эффект от занятий в симуляционном классе |
|
− 85 % ответили, что это закрепление/повторение теоретического материала − 90 % ответили, что это отработка практических навыков СЛР на манекене − 30 % ответили, что это поддержание интереса к изучению темы − 30 % ответили, что это отработка взаимодействия с коллегами при проведении СЛР |
− 65 % ответили, что это закрепление/повторение теоретического материала − 96 % ответили, что это отработка практических навыков СЛР на манекене − 26 % ответили, что это поддержание интереса к изучению темы − 52 % ответили, что это отработка − взаимодействия с коллегами при проведении СЛР |
Оптимальное количество занятий от 1 до 10 и более в течение семестра, по мнению респондентов: |
|
− 1–2 занятия ответили 20 % − 3–4 занятия ответили 70 % − 5–6 занятия ответили 10 % − 7–8 занятия ответили 0 % − 9–10 занятия ответили 0 % − Более 10 занятий ответили 0 % |
− 1–2 занятия ответили 36 % − 3–4 занятия ответили 26 % − 5–6 занятия ответили 30 % − 7–8 занятия ответили 0 % − 9–10 занятия ответили 4 % − Более 10 занятий ответили 4 % |
Выводы:
- Ординаторы с анкетированием справились лучше, чем студенты 3 курса медицинского университета.
- Причем ординаторы недооценивают свои знания по сердечно-легочной реанимации, оценивая свои знания на 4,3 балла, в то время как по результатам анкетирования, их знания можно оценить на 4,7 балла.
- Студенты свои знания переоценивают на 6,5 балла, а исходя из анкетирования, их знания можно оценить на 4,2 балла.
- Большинство студентов и ординаторов считают, что необходимо закреплять свои знания по данной тематике в симуляционном классе.
- Количество теоретических и практических часов, отведённое по теме «Сердечно-легочная реанимация», недостаточно для усвоения студентами материала по данной теме.
Литература:
- Малышева В. Д. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь. М.: 2000. 407–469 с.
- Гурвич Н. Л. Основные принципы дефибрилляции сердца. М.: 1975. 232 с.
- Михельсон В. А., Гребенников В. А. Детская анестезиология и реаниматология (2-е издание). М.: 2001. 206–220 с.
- НеговскийВ. А. Очерки по реаниматологии. М.: 1986.256 с.
- Дарбинян Т. М., Звягин А. А., Цитовский Ю. И. Анестезия и реанемация на этапах медицинской эвакуации. М.: Медицина, 1984 год. С.108–122
- Франсуа Ж., Кара М., Пуавер М. Неотложная терапия. Анестезия и реанимация. 186–190 с.