Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта развития по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Колобова, А. В. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта развития по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» / А. В. Колобова, Т. Н. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57712/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье освещаются вопросы создания условий для развития двигательной активности ребенка со сложной структурой дефекта развития в процессе подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку как средства социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья продиктовано современными требованиями к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и в группе компенсирующей направленности, в частности.

Для детей — инвалидов со сложной структурой дефекта развития, необходимо создание специальных психолого-педагогических, материально-технических, средовых условий, так как, данная особенность развития ребенка представляет собой не сумму первичных и вторичных дефектов, но качественное своеобразие аномального развития сенсорных, моторных, интеллектуальных функций и определяет трудности в обучении и воспитании [1].

Практика показала, родители (законные представители) детей с интеллектуальными нарушениями чаще уделяют внимание познавательному и речевому обучению своих малышей в ущерб их физическому развитию. В результате снижение двигательной активности приводит к нарушению становления у ребенка чувства проприоцепции. Данную нестабильность можно минимизировать при использовании специально подобранных физических упражнений, которые, с одной стороны, способствуют развитию психических функций ребенка, а с другой — обеспечивают устойчивость его умственной работоспособности. Исходя из этого, нами поставлена задача вовлечь семьи в занятия по развитию двигательной активности детей, помочь им увидеть положительную динамику ребенка в процессе освоения движений.

Надо отметить, что развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта мы понимаем, как условие содействия максимально возможному введению ребенка — инвалида в социум, формированию у него способности жить самостоятельно, осознания себя равноправным членом общества [2].

При решении проблемы мы обратили внимание на методические материалы Программы «Молодой атлет» Специальной Олимпиады России, адаптировав их для детей со сложной структурой дефекта и трансформировав в авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать» (далее — Программа).

Цель Программы: вовлечение детей со сложной структурой дефекта в занятия по развитию двигательной активности для их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

1) содействовать поддержанию и укреплению здоровья детей;

2) создать условия для развития проприоцептивной чувствительности, координации, тонкой моторики руки, ориентировки в пространстве;

3) способствовать формированию в процессе двигательной деятельности различных видов мышления;

4) помочь развитию у ребенка морально — волевых качеств, умения действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

Создавая условия организации образовательной деятельности в рамках Программы,мы разработали содержание занятий, при проведении которых задействуем взрослых, оказывающих поддержку детям. Занятия проводятся энергично, с большим энтузиазмом, в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при позитивном общении взрослых и детей. Для достижения эффективности родители получают видео с фрагментами занятий, содержание игр и заданий и занимаются с ребенком дома.

Для занятий мы используем оборудование, которое имеется в группе, спортивном зале: различные по величине, цвету и материалу мячи, конусы, гимнастические палки и скамейки, дуги, мишени, кегли, коврики из полипропилена, клюшки, ракетки для тенниса, мягкие модули, детские спортивные тренажеры.

Кроме того, совместно с родителями изготовлены пособия: напольные метки из фетра и линолеума в форме геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), платки из шифона разной величины для подбрасывания, атласные ленты, сенсорная дорожка «Река» для хождения босиком или в тонких носках.

Особенностью детей со сложной структурой дефекта развития является отсутствие вербальных средств общения, непонимание ими речевых инструкций. Учитывая это, мы опирались на технологию визуализации учебной информации и разработали карточки– зрительные схемы с изображениями игровых заданий. Данное пособие помогает ребенку увидеть необходимые действия и конечный результат, тем самым стимулирует его на мыслительную, самостоятельную двигательную деятельность.

Рис. 1. Карточки — зрительные схемы

В общей сложности для проведения занятий разработаны 24 плана– конспекта в логичной последовательности, с включением нового материала и постоянным повторением уже знакомого.

Все занятия имеют одинаковую пяти частную структуру:

1) Приветствие;

2) Песенка-разминка как объединяющее упражнение;

3) Игровые задания на развитие основных двигательных навыков;

4) Игры-упражнения с использованием тренажеров;

5) Заключительная песенка с движением для позитивного эмоционального настроения ребенка и сплочения детского коллектива.

Первая и последняя части занятий практически неизменны, третья часть определяет тематику всей образовательной деятельности и состоит из подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку. Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных двигательных, ментальных возможностей каждого ребенка, согласуются с врачом и инструктором по адаптивной физкультуре [3].

Занятия объединены в восемь тематических блоков по три в каждом:

1 блок. В нем игры и задания, направлены на развитие у детей физических качеств, здорового восприятия собственного тела и навыков визуального слежения. Так же дети знакомятся и могут научиться обращаться с оборудованием.

Занятия 2 блока помогают детям развивать умение ходить и бегать.

В 3 блок включены игры и задания на развитие контроля над телом, равновесия, зрительно-моторной координации, прыжков.

Игры и физические упражнения 4 и 5 блока, направленны на развитие у детей навыков захвата, ловли, метания, становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

В 6 и 7 блоках дети приобретают навыки ударов по мячу ногой.

Участвуя в образовательной деятельности 8 блока, дети могут применить навыки, полученные на предыдущих занятиях, для участия в подвижных играх с элементами футбола, тенниса, баскетбола, хоккея.

Все игры и двигательные режимы способствуют развитию у детей адаптивных способностей следования инструкциям, имитации движений.

Реализуя авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать», мы заметили, что воспитанники приобрели двигательные навыки в метании, прыжках, ловли мяча, они стали слышать и выполнять инструкции как вербальные, так и с помощью карточек — схем, проецировать подвижные игры в самостоятельную деятельность. Это позволило нам сделать вывод: у детей вырос интерес к физическим упражнениям и играм, они стали активнее, более открытыми к общению и взаимодействию, что и являлось нашей целью. Таким образом, развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» стало для них ступенью к выходу в широкий мир социума.

Литература:

1. Калинникова, Л. В. К вопросу об индикаторах качества жизни детей с множественными нарушениями развития — междисциплинарный подход / Л. В. Калинникова, М. Магнуссон // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 148–153

2. Программа «Молодой атлет» // Специальная Олимпиада России. URL: http://www.specialolympics.ru/o-nas/programmy.html (дата обращения: 02.10.2018)

3. Тарасова, Т. А. Занятия физическими упражнениями для детей с особыми образовательными потребностями / Т. А. Тарасова. — Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010. — 167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, сложная структура дефекта, авторская адаптированная игровая программа, двигательная активность детей, занятие, образовательная деятельность, сложная структура дефекта развития, двигательная активность.


Похожие статьи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Организация межпредметных связей на занятиях по развитию...

Все занятия по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта я планирую и провожу в игровой, доступной форме.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной)спомощью игр и упражнений. Исходя из цели работы...

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение...

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь...

Понятие «сложная структура дефекта» не имеет однозначной трактовки. В большинстве случаев оно рассматривается как некое

В нашей статье сложная структура дефекта понимается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игра для ребенка является важнейшим видом деятельности, в процессе которой он овладевает нормами и правилами взаимоотношений между людьми, усваивает различные

Совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов. В обучении детей с особыми образовательными потребностями...

Похожие статьи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Организация межпредметных связей на занятиях по развитию...

Все занятия по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта я планирую и провожу в игровой, доступной форме.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной)спомощью игр и упражнений. Исходя из цели работы...

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение...

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь, контур дерева, развитие, возможность ребенка, внимание ребенка, социализация детей, умственная отсталость.

ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь...

Понятие «сложная структура дефекта» не имеет однозначной трактовки. В большинстве случаев оно рассматривается как некое

В нашей статье сложная структура дефекта понимается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игра для ребенка является важнейшим видом деятельности, в процессе которой он овладевает нормами и правилами взаимоотношений между людьми, усваивает различные

Совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов. В обучении детей с особыми образовательными потребностями...

Задать вопрос