В статье проанализированы основные положения Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ, регулирующие возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами, выявлены основные недостатки законодательства по данной проблеме и разработаны предложения по их преодолению.
Ключевые слова: гражданско-правовое возмещение, государство, органы государственной власти, вред, должностные лица.
the article analyzes the main provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Civil Code of the Russian Federation, regulating the state compensation for damage caused by public authorities and their officials, identifies the main shortcomings of the legislation on this problem and developed proposals to overcome them.
Keywords: civil compensation, state, public authorities, harm, officials.
Согласно статье 53 Конституции РФ [1], каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Таким образом, у каждого гражданина, который считает, что ответственное должностное лицо допустило то или иное нарушение, имеет право на обращение с соответственным заявлением в суд или в прокуратуру.
Важнейшее условие наступления ответственности органов публичной власти и их должностных лиц за причиненный вред заключается в квалификации незаконности их действий (или бездействий). В рамках современного законодательства вопрос о том, на кого возлагается бремя доказывания правомерности действий соответствующего органа и должностных лиц установлено, что в спорных случаях, это — задача государственных органов и других субъектов, наделенных властными полномочиями,что регламентируется частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ [2].
Статьей 1069 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлено [3], что вред, который был причинен в результате действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц, должен возмещаться за счет средств из казны Российской Федерации или казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования. А в соответствии со статьей 1071 ГК РФ [3] от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, к которому и должны быть предъявлены требования по возмещению вреда. При предъявлении иска со стороны гражданина непосредственно органу исполнительной власти, который допустил нарушение его прав, суд не имеет права отказать в принятии данного заявления. В данном случае судом привлекается в качестве ответчика финансовый орган или другой орган, юридическое лицо или гражданин (пункт 3 статьи 125 ГК РФ) [2].
Важно отметить, что на основании статьи 1081 ГК РФ [3], у субъекта РФ, органа местного самоуправления, который возместил вред, причиненный сотрудником в рамках исполнения им своих служебных обязанностей, возникает право на то, чтобы в обратном порядке требовать у этого лица возмещение, в размере, выплаченном гражданину, если иной размер не установлен действующим законодательством.
В качестве противоправных, как установлено в статье 53 Конституции РФ [1], могут выступать не только действия государственных органов и их должностных лиц, но и их бездействия, которые выражаются в не совершении ими тех действий, которые они обязаны исполнить, что и повлекло причинение вреда гражданину или юридическому лицу.
Действующее законодательство (статья 1070 ГК РФ) особо регламентирует ответственность за вред [3], причинённый со стороны правоохранительных органов (органы дознания, органы предварительного следствия, органы прокуратуры и органы суда). Ответственность наступает в таких случаях, как:
− незаконное осуждение;
− незаконное привлечение к уголовной ответственности;
− незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
− незаконное применение административных наказаний в виде ареста или приостановления деятельности юридических лиц (пункт 1 статьи 1070 ГК РФ) [4].
Возмещение вреда, причиненного вышеуказанными действиями, осуществляется за счет казны Российской Федерации, а в случаях, которые предусматриваются законом, за счет казны субъектов Российской Федерации или казны муниципальных образований. При этом особо подчеркнута необходимость о возмещении такого вреда в полном объеме, что регламентируется пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ, включая и компенсацию морального вреда, на основании статьи 1100 ГК РФ. Особенностью данной ответственности является то, что она наступает независимо от вины должностного лица соответствующего правоохранительного органа [5].
В пункте 3 и 3.1 статьи 1081 ГК РФ указано, что субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в случае возмещения вреда, причиненного должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (пункт 1 статьи 1070 ГК РФ), также обладают правом регресса к этому лицу, если его вину установили приговором суда, который вступил в законную силу [3].
По нашему мнению, российское законодательство в сфере ответственности государства за вред, причиненный органами государственной власти, обладает следующими недостатками. Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность решения вопросов компенсации ущерба в досудебном порядке. Поэтому мы предлагаем в ст. 16.1 ГК РФ [2] добавить пункт о возмещении ущерба в досудебном порядке, путем заключения мирового соглашения между государственным органом или должностными лицами, которыми был причинен вред и гражданином или юридическим лицом. В рамках такого мирового соглашения должны быть оговорены основные условия по возмещению вреда, сроки и размер компенсации.
Во-вторых, в законодательстве не установлены размеры возмещения. Статья 16.1 ГК РФ [2] гласит: «В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации». Но по размерам возмещения ущерба не сказано ничего, соответственно, мы предлагаем в ст. 16.1 ГК РФ [2] добавить пункт, в котором будут регламентированы четкие нормы по размерам возмещения вреда, причинённого государственными органами и их должностными лицами, будут определены размеры и по материальному и по моральному возмещению. Размер возмещения предлагаем установить по материальному ущербу, в полном объеме, что регламентируется пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ [3], а компенсацию морального вреда установить исходя из общей оценки ситуации, в которую попал пострадавший, в размере от 25 до 50 % от материального ущерба. Также предлагается уточнить, что взыматься должна компенсация по судебным издержкам пострадавшего лица, таким как издержки на оплату услуг адвоката, оплату государственных пошлин.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15./6, ст. 53
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 32., ст. 16.1, 125, 249
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 33., ст. 1070, 1071, 1081, 1100
- Любимова Р. Н. Ответственность органов власти за вред, причиненный актами, несоответствующими закону, незаконными» действиями (бездействием) // Вестник ВАС РФ. 2016. № 3., С. 12–15.
- Сухарева Н. В. Возмещение убытков или вреда в споре с властью // Право и экономика. 2017. № 11., С. 23–34.