Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Ткачева, О. А. Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии / О. А. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57663/ (дата обращения: 25.04.2024).



А. В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность»

С первых дней жизни ребенок, осваивает пространство, в котором живет. Ребенок — человек в пути. Он рисует на странице, которая условна. Ребенок в этот прямоугольник пытается уместить тот мир, который воспринимает.

С самого рождения ребенок испытывает страх — первая человеческая эмоция при рождении. Это нормальная защитная реакция. Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни. С возрастом страхи увеличиваются за счет развития фантазии и увеличения знаний об окружающем мире. Для того чтобы избавиться или снизить диапазон страхов, существуют такие направления как: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия и куклотерапия. Наши предки интуитивно понимали полезность забав, и передавали их из поколения в поколение. Современные специалисты разных областей воплотили полученные знания в практику. Такое разнообразие арт-терапевтических методик обусловлено тем, что все люди на земле разные. Одни воспринимают информацию на слух, вторые — визуально, а третьи получают ее через тактильные ощущения. Ваше внимание я бы хотела остановить на сказкотерапии. [1]

Зачем человеку нужны сказки?

Они нужны не только для забавы и развлечения, они также помогают детям решать серьезные задачи, которые встают перед ними. Сказки могут стать для детей добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь и помогут в непростых жизненных ситуациях. В то же время, сказки являются своеобразной поддержкой для родителей, а так же воспитателей, педагогов и психологов, помогая воспитывать детей и обучать их чему-либо.

В некоторых случаях сказки могут даже вылечить человека, став для него не только полезным, но и очень приятным лекарством. Сказка, несомненно, влияет на мировосприятие детей, а также на их воображение. [2]

Существуют специальные сказки, избавляющие от страхов, которые можно придумать самим. Они должны хорошо заканчиваться и обладать доброй порцией юмора.

Возможные ритуалы вхождения всказку:

– Использование музыки, напоминающее журчание ручейка. При этом на пол можно положить веревочку, напоминающую ручей, пройдя по которому, ребенок как бы вбирает в себя волшебную силу. После того, как дети пройдут по «ручейку» они попадают в сказку.

Волшебный ветер, который может перенести любого в сказочную страну. Здесь используется вентилятор, мимо которого проходят дети.

Звон колокольчика

Необходимо закрыть глаза и внимательно послушать звук колокольчика, который так же переносит в мир сказки.

«Волшебный тоннель»

Стулья ставятся в ряд, образуя «тоннель», который ведет в сказку, (для правдоподобности можно включить лампу — свет в конце тоннеля). Детям необходимо проползти под стульями преодолев свой страх, при этом они получат волшебную силу.

Выход из сказки должен быть таким же, как и вхождение в нее. [2]

Сказки могут быть разными и носят в себе определенные цели, например:

  1. Дидактические сказки — обучающие.

Объясняют ребенку учебные дисциплины, превращая в сказку грамматическое правило или учебные дисциплины. Героями здесь становятся абстрактные понятия из школьных дисциплин: цифры, буквы, химические элементы, геометрические фигуры. Благодаря дидактическим сказкам ребенок проникается учебным материалом и проявляет интерес к учебе.

  1. Медитативные сказки — специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения психологических «медитаций». Сказки — медитации — сказки, в которых нет зла, нет отрицательных персонажей. В них хорошо, светло и уютно. Они успокаивают психику, снимают психоэмоциональное напряжение. Такие сказки не нуждаются в последующем обсуждении.

Сказочные медитации принято подразделять на два типа:

– Статическая медитация — человек находится в удобной позе сидя или лежа, на удобной поверхности. Используют тихую, спокойную мелодию. Здесь используют сказки о путешествии в прекрасную страну на мягком ковре-самолете или облаке.

– Динамическая медитация — отличается от статической более оживленной, веселой музыкой. Ребенок совершает определенные движения, что позволяет телу менять фазы напряжения и расслабления мышц. Такой вид медитации подходит для гиперактивных детей (продолжительность -5мин).

В сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок:

  1. Осознание себя настоящего в настоящем времени
  2. Раскрытие личностного потенциала и способствование самореализации. Они адресованы идеальному «Я», живущему в человеческой душе.
  3. Знакомство с «идеальными» отношениями с окружающими. Такие сказки подходят детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует недостаток человеческого тепла и эмоциональных связей. Эти сказки так же наглядно показывают, какие между людьми могут и должны быть отношения. [1]

Таким образом, можно сказать, что медитативные сказки — своеобразный отдых от проблем. Они так же подходят не только детям и подросткам, но и беременным женщинам и людям, проходящим реабилитацию после болезни.

Взрослому кажется, что сказки — чепуха. Для ребенка это составляющие жизни, которые делают ее радостной, полноценной. Сказки учат многим важным вещам нравственным основам и необходимым социальным навыкам, помогают снять излишнее психологическое напряжение, а также влияют на воображение детей, развивают фантазию.

Литература:

  1. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Киселева М. В. 2007–336 с.
  2. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся, играя/ О. Н. Капшук — Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011–221, [1] с. — (Школа развития).
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, волшебная сила.


Похожие статьи

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, скорее

При неудачах и бедах древние люди пытались обращаться к иным силам. Не имея возможности добиться этого естественным путем, люди...

Волшебная сила, магические предметы, такие как волшебная...

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, волшебный мир, детская литература, магия, волшебная палочка, сила

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок... В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях...

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка.

Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво...

Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого — свой кубик

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря. Мудрость и ценность сказки в том, что она...

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия...

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой

Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, относятся к XVIII веку.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от...

Влияние сказок на формирование личности младшего школьника...

Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным

(Библиотека младшего школьника. Читаем по школьной программе). - Грибачёв, Н. М. Волшебные очки. Лесные истории.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка — великая сила, но ребенка...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Важнейшим источником формирования экологических представлений детей является сказка. Сказка отражает жизнь человека, его быть

Сказка повествует о том, что заведомо невозможно и нереально. В каждой сказке есть нечто фантастическое или неправдоподобное (сказочные...

Похожие статьи

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, скорее

При неудачах и бедах древние люди пытались обращаться к иным силам. Не имея возможности добиться этого естественным путем, люди...

Волшебная сила, магические предметы, такие как волшебная...

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, волшебный мир, детская литература, магия, волшебная палочка, сила

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок... В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях...

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога...

«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка.

Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво...

Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого — свой кубик

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря. Мудрость и ценность сказки в том, что она...

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия...

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой

Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, относятся к XVIII веку.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от...

Влияние сказок на формирование личности младшего школьника...

Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным

(Библиотека младшего школьника. Читаем по школьной программе). - Грибачёв, Н. М. Волшебные очки. Лесные истории.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка — великая сила, но ребенка...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Важнейшим источником формирования экологических представлений детей является сказка. Сказка отражает жизнь человека, его быть

Сказка повествует о том, что заведомо невозможно и нереально. В каждой сказке есть нечто фантастическое или неправдоподобное (сказочные...

Задать вопрос