Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 30.03.2019

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Меда, М. А. Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств / М. А. Меда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 199-200. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57642/ (дата обращения: 29.01.2022).



Законодательством Российской Федерации на физических и юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства, возложена обязанность иметь действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности (далее — ОСАГО). Более того, за невыполнение этой обязанности статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и наказание в виде административного штрафа.

ОСАГО представляет собой социально-правовую меру, направленную на обеспечение возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Отношения, возникающие в сфере страхования автогражданской ответственности регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Несмотря на то, что нормативный правовой акт, регулирующий рассматриваемые отношения, был принят еще в 2002 году, в настоящее время существует немало практических проблем, давно требующих анализа и разрешения на законодательном уровне. Речь идет о повышении качества системы защиты прав субъектов института ОСАГО.

Одной из распространенных проблем в сфере ОСАГО на сегодняшний день является отказ страховщика в выплате ввиду непредставления страхователем транспортного средства для осмотра и проведения независимой технической экспертизы.

В силу положений абзаца 1 пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.

Между тем, непредставление поврежденного транспортного средства страховщику не наделяет его правом отказа в страховой выплате, поскольку отказ с юридической точки зрения возможен в случае, когда ремонт или утилизация автомобиля до проведения оценки или независимой экспертизы не подтверждают наличие страхового случая или не позволяют определить стоимость восстановительного ремонта транспортного средства.

Интересна в этом вопросе позиция Верховного суда Российской Федерации, который в своём определении от 15.09.2015 по делу № 80-КГ15–15 пояснил, что непредставление поврежденной машины на осмотр не является безусловным основанием для отказа в выплате.

Поводом к судебному разбирательству послужил отказ страховой компании в страховой выплате в связи с тем, что поврежденный автомобиль не был представлен ей для осмотра.

Гражданин не согласился с таким отказом и обратился в суд. Суды первой и второй инстанций в иске отказали, указав, что на момент проведения судебной экспертизы автомобиль был отремонтирован, а в поврежденном состоянии не был представлен для осмотра ни страховщику, ни эксперту. Кроме того, ранее машина уже была повреждена в другом ДТП, и была ли она после него отремонтирована полностью, не установлено.

Верховный суд судебные акты нижестоящих судов отменил, отметив, нижестоящие суды исходили из недобросовестности страхователя. Между тем, добросовестность участников предполагается, пока не установлено иное.

«Судом не установлено обстоятельств недобросовестности страхователя. В частности, не установлено того, что страховщик предпринимал какие-либо меры к организации осмотра автомобиля истца и оценке ущерба, а истец уклонялся от этого», указал Верховный суд [3].

Таким образом, страхователь может намеренно не предоставить транспортное средство страховщику с тем, чтобы завысить стоимость восстановительного ремонта автомобиля и при возникновении спора в суде не будет лишен соответствующей выплаты.

Здесь стоит сказать и о другой сопутствующей проблеме — проведение экспертизы организацией или специалистом, не имеющими государственной аккредитации.

Аккредитация — это процедура официального подтверждения соответствия установленным критериям и стандартам, осуществляемая в отношении оценочных компаний, соответствующих требованиям статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и изъявивших желание получить признание своей компетентности в области предоставления услуг по оценке.

Экспертиза, проведенная некомпетентным специалистом, влечет за собой недостоверность его выводов, завышение или занижение стоимости деталей и восстановительных работ и, как следствие, нарушение прав субъектов страховых отношений, а это уже совершенно иная проблема, являющаяся следствием вышерассмотренных.

Решение рассмотренных в статье проблем видится в реализации комплексного подхода, направленного не только на внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, но и на реформирование институтов, осуществляющих правоприменительную практику, в том числе на усиление роли правоохранительных органов в вопросах правового просвещения населения, а также на повышение их взаимодействия со страховыми компаниями.

Литература:

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 18. Ст. 1720.

2. Хмелевский Д. А. Особенности правового регулирования ОСАГО как одного из видов страхования ответственности в России: проблемы и пути их преодоления/ Д.А, Хмелевский// Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 1. — С. -110–115.

3. Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2015 г. № 80-КГ15-15 // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 15.03.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Верховный суд, транспортное средство, автогражданская ответственность, обязательное страхование, отказ, страховая выплата, суд.


Похожие статьи

Злоупотребление правом в страховых правоотношениях

Пленум Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности

страховая сумма, ГК РФ, страховая стоимость, страховая премия, договор страхования, Российская Федерация, страховая выплата...

Об изменениях законодательства по вопросам обязательного...

Статья посвящена исследованию вопросов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Рассматриваются изменения законодательства в указанной области за последние два года...

Принцип свободы договора при установлении оснований...

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном

страховая сумма, ГК РФ, страховая стоимость, страховая премия, договор страхования, Российская Федерация, страховая...

Правовые проблемные вопросы страховщиков ОСАГО

Ключевые слова: страхование, транспортные средства, ОСАГО, страховая сумма, страховщик, страховые компании, дорожно-транспортное происшествие, возмещения ущерба, тарифы. Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности...

Правоприменительная практика возмещения ущерба потерпевшим...

слова: обязательное возмещение имущественного страхование ответственности, транспортных средств судебная практика.

Требования взыскании страхового по договору страхования, неустойки, на оценочные согласно сложившейся практики на Российской...

Суброгация и регресс по ОСАГО | Статья в журнале...

Федеральный Закон «Об Обязательном Страховании Гражданской Ответственности Владельцев Транспортных Средств» от 25

обязательное государственное страхование, обязательное страхование, ГК РФ, страховая сумма, Российская Федерация, вина...

ОСАГО, актуальные проблемы и пути их решения

ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования вводится как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами...

Формирование системы обязательного страхования...

Формирование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ на

В 2001 г. депутатами Госдумы было введено обязательное страхование автогражданской ответственности путем принятия ФЗ РФ от...

Автоюристы против страховщиков: кто победит в этой борьбе?

Ключевые слова: страхование, ОСАГО, автоюристы,страхование автогражданской ответственности, мошенничество, выплаты, убытки, суд.

– установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой: это фактически полностью...

К вопросу о мошенничестве в сфере ОСАГО | Статья в журнале...

ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

амортизационный износ, Санкт-Петербургский городской суд, полная гибель, транспортное средство, Верховный суд, страховое возмещение, страховая сумма...

Похожие статьи

Злоупотребление правом в страховых правоотношениях

Пленум Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности

страховая сумма, ГК РФ, страховая стоимость, страховая премия, договор страхования, Российская Федерация, страховая выплата...

Об изменениях законодательства по вопросам обязательного...

Статья посвящена исследованию вопросов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Рассматриваются изменения законодательства в указанной области за последние два года...

Принцип свободы договора при установлении оснований...

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном

страховая сумма, ГК РФ, страховая стоимость, страховая премия, договор страхования, Российская Федерация, страховая...

Правовые проблемные вопросы страховщиков ОСАГО

Ключевые слова: страхование, транспортные средства, ОСАГО, страховая сумма, страховщик, страховые компании, дорожно-транспортное происшествие, возмещения ущерба, тарифы. Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности...

Правоприменительная практика возмещения ущерба потерпевшим...

слова: обязательное возмещение имущественного страхование ответственности, транспортных средств судебная практика.

Требования взыскании страхового по договору страхования, неустойки, на оценочные согласно сложившейся практики на Российской...

Суброгация и регресс по ОСАГО | Статья в журнале...

Федеральный Закон «Об Обязательном Страховании Гражданской Ответственности Владельцев Транспортных Средств» от 25

обязательное государственное страхование, обязательное страхование, ГК РФ, страховая сумма, Российская Федерация, вина...

ОСАГО, актуальные проблемы и пути их решения

ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования вводится как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами...

Формирование системы обязательного страхования...

Формирование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ на

В 2001 г. депутатами Госдумы было введено обязательное страхование автогражданской ответственности путем принятия ФЗ РФ от...

Автоюристы против страховщиков: кто победит в этой борьбе?

Ключевые слова: страхование, ОСАГО, автоюристы,страхование автогражданской ответственности, мошенничество, выплаты, убытки, суд.

– установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой: это фактически полностью...

К вопросу о мошенничестве в сфере ОСАГО | Статья в журнале...

ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

амортизационный износ, Санкт-Петербургский городской суд, полная гибель, транспортное средство, Верховный суд, страховое возмещение, страховая сумма...

Задать вопрос