В статье рассматривается роль наставников в обучении и воспитании молодых дворян в XVIII веке. У дворянских детей на протяжении жизни было много наставников, которые сменялись по мере их взросления. Это были кормилицы, няни, бонны, гувернантки и гувернеры, а также учителя. Каждый из них выполнял свои функции и внес весомый вклад в образование и нравственное воспитание молодых дворян.
Ключевые слова: дворянские наставники, роль наставников, гувернеры, дворянское воспитание, дворянское обучение.
Во многих дворянских семьях XVIII века родители, как правило, не занимались непосредственным домашним воспитанием и образованием молодых дворян, преимущественно они лишь старались тщательно его контролировать. Единственное, чем должны были заниматься родители, чаще всего мать — это обучать детей принципам православной веры [8, с.37]. Упоминание об этом можно найти в воспоминаниях оставленных дворянами о своем детстве, например, Дмитриев М. А. описывает, как его мать каждое утро читала молитвы в его комнате вместе с ним [3, с.38].
Помимо матери формированием и развитием религиозных норм у молодого дворянина занимался специально нанятый для этого сельский священник или дьяк. Под его руководством дети знакомились с Законом Божьим, а также с основами грамотности по Часослову и Псалтыри [8, с.24–25].
По мере взросления дворянских детей менялись и их наставники, которые имели большое значение для домашнего воспитания и образования молодых дворян [5, с.251].
Самым первым домашним воспитателем являлась кормилица, она занималась ребенком весь первый год его жизни. На эту должность могли брать и представительниц бедных сословий, так как основной их заботой являлось лишь биологическое развитие ребенка.
Так как беззаботное детство у дворянских детей заканчивалось рано — обычно в четырехлетнем, либо пятилетнем возрасте, то с этого момента для их нравственного воспитания нанимали няню. Именно она занималась процессом воспитания, мать обычно всего лишь контролировала его. В настоящее время существует несколько мнений о том, в чем состояла основная роль няни: первое — это лишь поддержание здоровья ребенка, его купание, кормление, второе мнение — роль няни заключалась так же и в духовном воспитании ребенка [6, с.189].
Зачастую дворянские дети сближались с няней гораздо ближе, чем с собственной матерью. Своими радостями и переживаниями дети делились именно с няней, в связи с этим их эмоциональная связь была гораздо сильнее, чем с собственными родителями [7, С.21].
В шесть-семь лет происходило расширение программы домашнего воспитания и образования молодых дворян. В это время в систему воспитания и обучения включают общеобразовательные предметы. В связи с этим происходит и расширение количества наставников [2, с.58–60].
В этом возрасте к дворянским детям приставляют бонну, которая обязательно имела иностранное происхождение, в основном из Германии либо Франции. Ее точная роль в воспитании и обучении молодых дворян до конца не известна, существуют мнения некоторых исследователей, что ее обязанностью являлось обучение детей иностранным языкам [6, с.211].
В шесть-семь лет девочки начинают заниматься с гувернантками, а мальчики с гувернерами. Зачастую это были люди иностранного происхождения — в основном из Франции, Швейцарии, Германии либо Англии. В зажиточные дворянские семьи приглашали одновременно несколько гувернеров, которые имели разную национальность [1, с.19].
В обязанности гувернанток и гувернеров входило как умственное, так и нравственное воспитание молодых дворян. Они занимались с детьми изучением различных предметов — танцев, музыки, этикета, иностранных языков. Занимаясь нравственным развитием дворянских детей, они учили их правильному поведению, которое соответствовало бы их высокому происхождению и статусу в обществе. В соответствии с этим гувернеры приучали детей к соблюдению дисциплины, послушанию и уважению родителей, достойному и учтивому поведению не только в светском обществе, но и с низшими сословиями. Помимо выполнения своих обязанностей, гувернеры помогали детям с выполнением уроков, чтением книг, а также следили за здоровьем и внешним видом молодых дворян [10].
По сути, для многих дворянских детей гувернантки и гувернеры заменяли родителей. Во многих воспоминаниях дворян о своем детстве можно найти уважительные и теплые слова в адрес гувернеров, например, в мемуарах Вигеля Ф. Ф.: «Шевалье де-Ролен-де-Бельвиль… не слишком молодой, умный и весьма осторожный, сей повеса старался со всеми быть любезен и умел всем нравиться… Обхождение его со мною с самой первой минуты меня пленило… Он начал давать мне дружеские советы…я чувствовал себя совсем на свободе… Мало-помалу приучил он меня видеть во Франции прекраснейшую из земель, вечно озаренную блеском солнца и ума, а в ее жителях избранный народ, над всеми другими поставленный…. Он познакомил меня с именами Расина, Мольера и Буало, о которых я, к стыду моему, дотоле не слыхивал, и возбудил во мне желание их прочесть…» [9, с.131].
Так как в процессе домашнего воспитания и обучения молодые дворяне должны были освоить множество разнообразных предметов, то в дворянский дом нанимали учителей, которые обучали дворянских детей отдельным специальным дисциплинам [6, с.251]. Учителя так же занимали важное место в воспитании и обучении дворян, их обязательно было несколько. Одни занимались с детьми техническими предметами, такими как математика, механика, фортификация, артиллерия. Такие предметы были нацелены на развитие практических навыков у молодых дворян, что было необходимо для их будущей жизни в дворянском обществе [8, с.34].
Другие учителя занимались с детьми словесными предметами, такими как русский язык, орфография, зарубежная и русская литература. В обязанности других учителей входило физическое воспитание молодых дворян [6, с.252]. Эти учителя занимались с детьми гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, плаванием, танцами, все это было необходимо для развития ловкости и выносливости, которыми должен был обладать каждый достойный дворянин [4, с.59].
Таким образом, по мере взросления дворянских детей менялись и их наставники. Роль каждого из них в процессе домашнего воспитания и обучения молодых дворян в XVIII веке очень велика, по сути, они заменяли для дворянских детей родителей и занимались не только их биологическим развитием, но и морально-нравственным воспитанием и обучением молодых дворян.
Литература:
- 1.Барашев М. А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII — начала XIX веков. Очерки / М. А. Барашев.-Владимир: ВлГУ, 2005 — 56с.
- 2.Барашев,М. А. Домашние учителя в русской дворянской усадьбе второй половины XVIII–начала XIX веков/М. А. Барашев//Проблемы России: история и современность: сб.науч.ст. – Владимир: Ред.издат.комплекс ВлГУ,2003.-С. 58–60.
- Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни/М. А. Дмитриев; подготовка текста и примеч. К. Г. Боленко, Е. Э. Ляминой, Т. Ф. Нешумовой.- М.: Новое литературное обозрение, 1998.-752 с.
- Каменев А. И. Русское дворянское воспитание и этика/А. И. Каменев.–СПб:Век,1998.-295 с.
- Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России: Учебное пособие/Д. И. Латышина. - М.: Гардарики,2005.-603 с.
- Мальцев Д. И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в./Д. И. Мальцев.-М.: Пресса,2007.-376 с.
- Марасинова E. H. Русский дворянин второй половины XVIII в./Е. Н. Марасинова // Вестник МГУ. Сер. 8. История.-1991.-№ 1.-С. 17–28.
- Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина/О. С. Муравьева.-М.:Линка-Пресс,1995.-55 с.
- Подольская И. И. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век/сост. И. И. Подольская.–М.: Правда, 988.-560 с.
- Филина А. И. Особенности воспитания в дворянских семьях XVIII — XIX века /А. И. Филина//Гуманитарные научные исследования. URL:http://human.snauka.ru/2017/02/16739 (дата обращения: 21.03.2019).