Учет национальных и международных требований при проведении внутреннего аудита в области поддержания летной годности воздушных судов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Антонова, Т. В. Учет национальных и международных требований при проведении внутреннего аудита в области поддержания летной годности воздушных судов / Т. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57585/ (дата обращения: 20.04.2024).



В соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 13.08.2015 № 246, эксплуатант обязан осуществлять поддержание летной годности эксплуатируемых воздушных судов, то есть выполнять комплекс мер для обеспечения соответствия воздушного судна требованиям к летной годности и его поддержания в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении всего срока службы. Требования летной годности могут предъявляться государством эксплуатанта, государством регистрации воздушного судна, а также международными организациями гражданской авиации, например, ИАТА при регистрации эксплуатанта в реестре IOSA (IATA Operational Safety Audit). Некоторые эксплуатанты России осуществляют коммерческие перевозки пассажиров и грузов на воздушных судах, зарегистрированных в таких странах, как Бермуды и Республика Ирландия. Согласно данным Бермудского департамента гражданской авиации (Bermuda Department of Civil Aviation) в настоящее время в реестре Бермуд зарегистрировано 870 воздушных судов (государства эксплуатантов не уточняется) [2]. В Ирландии зарегистрировано в общей сложности 1441 воздушное судно, среди которых имеются самолеты российских авиакомпаний [3]. В реестре IOSA в настоящее время значится 12 российских операторов [5]. Самолеты российских эксплуатантов, зарегистрированные в Ирландии и на Бермудах, эксплуатируются на основании соглашений, заключенных в соответствии со статьей 83 бис Конвенции о международной гражданской авиации. Данными соглашениями разграничены функции государств в области контроля поддержания летной годности.

В то же время федеральные авиационные правила устанавливают требование по обеспечению выполнения процедур системы качества в области технического обслуживания и ремонта воздушных судов в соответствии с утвержденным Руководством по организации Технического обслуживания (РОТО). Приоритетной задачей системы качества является возможность подразделения по ПЛГ обеспечивать лётную годность воздушных судов и демонстрировать соответствие с требованиями в области поддержания летной годности. Неотъемлемой частью системы качества является внедрение процесса внутреннего аудита. Для выполнения данного требования компания разрабатывает план внутренних аудитов, целью которых является установление степени соответствия деятельности подразделения, выполняющего функции по управлению поддержанием летной годности воздушных судов, применимым требованиям в данной области, таким как EASA Part-M Subpart G, OTAR Part 39, стандарты IOSA, ISO 9001, Федеральные авиационные правила, утверждённые Приказами Минтранса России № 128 от 31.07.2009 и № 246 от 13.08.2015. Определение применимых требований зависит от условий конкретной авиакомпании, в том числе ее политики в области поддержания летной годности, качества и безопасности полетов, наличия воздушных судов, зарегистрированных за пределами России и эксплуатируемых согласно соглашениям, заключенным в соответствии со статьей 83 бис Конвенции о международной гражданской авиации, регистрация компании в реестре IATA Operational Safety Audit и пр. Рассмотрим порядок учета применимых требований в процессе внутреннего аудита на примере российской авиакомпании, эксплуатирующей воздушные суда, зарегистрированные на Бермудах, занесенной в реестр эксплуатантов IOSA, также в соответствии с политикой компании учитываются некоторые пункты требований Европейского агентства по безопасности полетов EASA Part M. Предварительно необходимо определить перечень всех применимых требований в области деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Требования по поддержанию летной годности, применимые для авиакомпании РФ, эксплуатирующей воздушные суда, зарегистрированные на Бермудах, занесенной в реестр эксплуатантов IOSA

Проведение отдельного внутреннего аудита для установления соответствия каждому отдельному блоку требований в данном случае является чрезвычайно трудо- и времязатратным. В связи с этим требуется интеграция всех требований в единый стандарт, на соответствие требованиям которого будет проводиться проверка. Среди возможных подходов по интеграции требований выделим два: по подразделениям и по процессам. На рисунке 2 приведены примеры интеграции требований. В связи с тем, что структурное подразделение может выполнять обширное количество функций, объединение требований по данному пункту может быть затруднительным. Ввиду этого объединение требований предлагается производить по процессам поддержания летной годности, например, управление записями по техническому обслуживанию, разработка и внедрение программы технического обслуживания воздушных судов, учет наработки авиационной техники, внедрение доработок и директив летной годности и т. д.

Рис. 2. Возможные варианты интеграции требований

Для удобства и обеспечения эффективности процесса отслеживания требований целесообразно составить матрицу перекрестных ссылок, включая внутренние нормативные требования, национальные и международные стандарты и рекомендуемые практики. Рассмотрим объединение требований в отношении процесса управления записями по техническому обслуживанию (табл. 1).

Таблица 1

Объединение требований в отношении процесса управления записями по техническому обслуживанию

Управление записями по техническому обслуживанию

Внутренние нормативные документы компании

Применимые пункты руководств, инструкций, процедур.

IOSA Standard Manual Section 4 [5]

  • MNT 3.1 Aircraft Maintenance Records / (Записи по техническому обслуживанию воздушных судов)
  • MNT 3.2 Aircraft Technical Log (ATL) / (Бортовые технические журналы воздушных судов)
  • MNT 3.4 Airworthiness Directives (Директивы летной годности)

OTARs Part 39 [6]

Subpart D — Aircraft Records / (Записи воздушного судна)

EASA Part M [4]

  • M.A.305 Aircraft continuing airworthiness record system

(Система документации по поддержанию летной годности)

  • M.A.306 Aircraft technical log system (Система бортовых технических журналов)
  • M.A.307 Transfer of aircraft continuing airworthiness records (Передача записей по поддержанию летной годности)

ФАП 246 [1]

48. Эксплуатант обеспечивает хранение формуляров, паспортов и этикеток воздушных судов и их компонентов в течение эксплуатации воздушного судна, компонента.

В зависимости от того, насколько детально проработана внутренняя нормативная документация эксплуатанта в области поддержания летной годности, допускается проведение проверки на соответствие внутренним документам с приведением перекрестных ссылок на соответствующие «внешние» требования (табл. 2).

Таблица 2

Объединение требований с приведением перекрестных ссылок на внешние требования

Управление записями по техническому обслуживанию

IOSA MNT

OTAR Part 39

EASA Part M

ФАП 246

Требование в соответствии с внутренней нормативной документацией

MNT 3.1

MNT 3.2

MNT 3.4

Subpart D

M.A.305, M.A.306,

M.A.307

48

Учет национальных и международных требований при проведении внутреннего аудита в области поддержания летной годности воздушных судов является важной задачей, стоящей перед эксплуатантами при проведении внутреннего аудита. Поиск решения проблемы интеграции требований обусловлен спецификой работы организации, ее структурой, параметрами основных производственных и управленческих функций. Эффективная интеграция требований в единую систему внутреннего аудита является важным элементом системы гарантии качества управления поддержанием летной годности, а также обеспечения постоянного соответствия предъявляемым к организации требованиям посредством проведения внутренних проверок.

Литература:

  1. Приказ Минтранса России от 13.08.2015 № 246 Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» — Режим доступа: https://www.favt.ru/dokumenty-federalnye-pravila/
  2. Официальный сайт Бермудского департамента гражданской авиации [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.bcaa.bm
  3. Официальный сайт авиационных властей Ирландии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.iaa.ie/commercial-aviation
  4. Официальный сайт Европейского агентства по безопасности полетов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.easa.europa.eu
  5. Официальный сайт международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.iata.org
  6. Требования по поддержанию летной годности OTARs Part 39 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.airsafety.aero/Requirements-and-Policy/OTARs/
Основные термины (генерируются автоматически): летная годность, IOSA, MNT, техническое обслуживание, EASA, требование, внутренний аудит, объединение требований, суд, IATA.


Похожие статьи

Современные методологические подходы к управлению качеством...

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов обладает

Аудит эксплуатационной безопасности IOSA является одним из важнейших инструментов

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, IOSA, техническое обслуживание...

Перспективы участия российских авиакомпаний в международных...

Эти требования касаются как стандартов обслуживания пассажиров, уровня эксплуатационной безопасности, технологической

IOSA — программа аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний (Operational Safety Audit), которая предназначена для оценки систем...

Организация и управление процессами наземного обслуживания...

International Air Transport Association, сокр. IATA), Министерства транспорта РФ, и

Организацию и контроль наземного обслуживания ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты

Ответственность и контроль выполнения всех необходимых требований по безопасности и за...

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте: проблемы...

[1] EASA (European Aviation Safety Agency) Европейское Агентство по Безопасности Авиации – агентство Европейского Союза...

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время, гражданская авиация, летная годность.

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

28 апреля 2016 года в сети Интернет появилась следующая новость: «Ространснадзор оштрафовал «Победу» за отсутствие камер видеонаблюдения». [1]. Действительно ли существует данный вид нарушения?

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

В данной статье речь пойдет о необходимости автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании, внедрении специализированных систем управления летной работой...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной авиационной...

Анализ отечественной гражданской авиации по каждому из представленных требований показывает отставание от мирового уровня

Оно выражается в отсутствии, либо низком уровне развития системы по условиям поставки и по уровню послепродажного обслуживания и...

Системный подход к разработке и интеграции системы гибридной...

Процессы управления требованиями и интерфейсами имеют ключевое значение в связи с наличием в составе системы одновременно

В соответствии с требованиями системной инженерии архитектура системы должна соответствовать ее функциональным требованиям.

Обзор существующих систем планирования и управления летной...

В данной статье речь пойдет о различных, существующих на сегодняшний день, системах автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании. Будут рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки.

Похожие статьи

Современные методологические подходы к управлению качеством...

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов обладает

Аудит эксплуатационной безопасности IOSA является одним из важнейших инструментов

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, IOSA, техническое обслуживание...

Перспективы участия российских авиакомпаний в международных...

Эти требования касаются как стандартов обслуживания пассажиров, уровня эксплуатационной безопасности, технологической

IOSA — программа аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний (Operational Safety Audit), которая предназначена для оценки систем...

Организация и управление процессами наземного обслуживания...

International Air Transport Association, сокр. IATA), Министерства транспорта РФ, и

Организацию и контроль наземного обслуживания ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты

Ответственность и контроль выполнения всех необходимых требований по безопасности и за...

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте: проблемы...

[1] EASA (European Aviation Safety Agency) Европейское Агентство по Безопасности Авиации – агентство Европейского Союза...

Россия, воздушный транспорт, США, авиационная безопасность, авиационная отрасль, время, гражданская авиация, летная годность.

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

28 апреля 2016 года в сети Интернет появилась следующая новость: «Ространснадзор оштрафовал «Победу» за отсутствие камер видеонаблюдения». [1]. Действительно ли существует данный вид нарушения?

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

В данной статье речь пойдет о необходимости автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании, внедрении специализированных систем управления летной работой...

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной авиационной...

Анализ отечественной гражданской авиации по каждому из представленных требований показывает отставание от мирового уровня

Оно выражается в отсутствии, либо низком уровне развития системы по условиям поставки и по уровню послепродажного обслуживания и...

Системный подход к разработке и интеграции системы гибридной...

Процессы управления требованиями и интерфейсами имеют ключевое значение в связи с наличием в составе системы одновременно

В соответствии с требованиями системной инженерии архитектура системы должна соответствовать ее функциональным требованиям.

Обзор существующих систем планирования и управления летной...

В данной статье речь пойдет о различных, существующих на сегодняшний день, системах автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании. Будут рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки.

Задать вопрос