Турция расположена в северном полушарии. На ее территории преобладает субтропический средиземноморский климат. Большое внимание в Турции уделяется сохранению природных богатств.
Рельеф России в основном равнинный, представленный низменностями, возвышенностями и плоскогорьями.
Климат страны отличается суровой зимой и сравнительно коротким летом. В России большую часть территории занимают экстремальные и дискомфортные условия, а основная часть населения проживает в прекомфортных и комфортных условиях.
Украина расположена в юго-восточной части Европы. В целом политико-географическое положение Украины благоприятно. Имеются хорошие предпосылки для экономического сотрудничества.
Осложняется политико-географическое положение страны некоторыми неразрешенными проблемами. Самая главная сегодня проблема — это резкое ухудшение отношений с Россией, неразрешенность политических вопросов по Крыму и Донбассу. Превращение Украины в «горячую точку» планеты существенно тормозит экономическое развитие страны и отрицательно сказывается на ее политическом имидже Транспортно-географическое положение Украины очень выгодное.
Грузия отличается от многих стран тем, что в ней на сравнительно небольшой территории сочетается большое разнообразие природных условий. Климат Грузии также разнообразен. Сочетание приморского положения, субтропического климата, хвойных лесов и минеральных вод являются прекрасными рекреационными ресурсами.
Индустрия туризма Турции за последние годы переживает интенсивный рост. Туризм становится важной отраслью турецкой экономики, приносящей растущие валютные доходы, увеличение числа рабочих мест, фактором, стимулирующим развитие отстающих регионов. Этот процесс стал возможен благодаря консолидации усилий разных ветвей и уровней власти, а также представителей бизнес-сообщества страны и их зарубежных партнёров.
По данным за 2017 г., основными странами — поставщиками туристов в Турцию являлись Германия, Россия, Великобритания, Болгария и Нидерланды.
Успех развития этой отрасли основывается на факторах и предпосылках, способствующих раскрытию потенциала рынка туристических услуг. Согласно официальной статистике, в 2017 г. 49 % всех посетителей ехали в Турцию с целью путешествия и развлечения.
2016 год был непростым для туристической отрасли, но проверку на прочность она успешно прошла. Самым серьезным испытанием стало закрытие Турции и Египта — наиболее популярных направлений последних лет. Специалисты провели анализ туристического рынка России за 2016 год и выяснили, что отдыхающих на родине стало на 18 % больше.
Исследование рынка туристических услуг показало, что неизменной популярностью пользуются также: курорты Краснодарского края: Сочи, Геленджик, Анапа, Греция, Тунис, Кипр и Болгария.
После отмены ограничений в отношении Турции, направление вернуло свои позиции. Всего за один месяц страну посетили более 200 тыс. россиян.
Эксперты, проводившие исследования туристического рынка России, отмечают, что на сегодняшний день около 50 % площадей, отведенных для санаторного лечения, используются недостаточно эффективно или не используются вовсе. На восстановление и модернизацию комплексов потребуется почти 40 млрд. рублей. Однако, при правильном подходе, доходы от них станут хорошей подпиткой для бюджетов регионов.
На фоне снижения курса рубля в 2016 году туристский рынок услуг в РФ стал более привлекательным для иностранных граждан. Например, по данным исследования, летом турпотоки возросли почти на 20 % по сравнению с 2015 годом. Это произошло на фоне снижения числа отдыхающих в самой Европе после серии терактов в странах ЕС, а также проблем с мигрантами.
Однако нужно отметить, что турпоток в РФ увеличился во многом благодаря туристам из Китая. Они с удовольствием пользуются групповым безвизовым режимом между странами.
Сегодня больше отдыхающих хотят посмотреть не только Москву и Санкт-Петербург, но и регионы РФ. При этом многие иностранцы признаются, что считают туризм в России наиболее безопасным.
Выезд россиян за рубеж в 2017 году вырос на 24 %, а непосредственно туристический поток — в полтора раза. После катастрофического падения на 30 % в 2015–2016 годах кризис в сфере туризма преодолен.
По данным Росстата, количество турпоездок российских граждан за рубеж в 2016 году снизилось почти на 8 %, составив 31,7 млн (по данным «Реального времени», 33,8 млн). При этом, как сообщалось тогда, уменьшение выездного турпотока в том же 2016 году замедлилось: в 2015 году снижение по сравнению с 2014-м вообще было 20-процентным. Это было связано с экономическим кризисом и девальвацией рубля, резко снизившими покупательную способность населения РФ.
Согласно рекомендациям Всемирной туристической организации (UNWTO), туристами считают не только тех, кто декларирует подобную цель поездки, но и «выезжающих по частному приглашению, по делам, на лечение, за продуктами или другими товарами» («турист — тот, кто тратит в стране деньги, которые он заработал вне пределов этой страны»).
В последнее время внутренний туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением Украины. Его развитие позволяет расширить политические, экономические, научные и культурные связи между городами и населением страны.
Стратегическая цель развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, способного максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия.
В 2017 году внутренний туризм в Украине вырос в среднем на 30–40 %. Наиболее предпочтительными городами для поездок по Украине остаются Киев, Львов, Одесса.
«За три летних месяца туристический поток на этих направлениях вырос на 30–50 %», — отмечает директор Центра развития туризма Владимир Царук.
В 2016 году город Киев посетили 1,8 млн. туристов, почти половина из них — иностранцы. В 2017 году эта цифра значительно не изменилась.
В 2017 году на Киев приходится больше половины всех онлайн — бронирований — 63 %, далее идет Львов — 17 %, Одесса — 11 %, в остальные 9 % вошли такие города, как Николаев, Ровно, Сумы, Полтава.
Больше всего людей приезжают в Киев во время крупных футбольных матчей, корпоративных мероприятий и государственных праздников.
В 2017 году доля украинцев во внутреннем туризме составила 81 %. А 19 % распределились между: немцами, турками, британцами, россиянами.
По уровню цен на отели Украина находится на 110 месте рейтинга туристической конкурентоспособности. Швейцария занимает 114 место. Несмотря на такой дисбаланс между ценами на отели и покупательной способностью украинцев, базы отдыха и гостиницы эконом-класса в 2014 году подняли цены в среднем на 20–30 %. Это связано в первую очередь с увеличение расходов, так коммунальные платежи подорожали почти 30 %.
Сегмент нижнего ценового диапазона начал развиваться только в последние пару лет, как следствие появилось большее количество мини-отелей, хостелов. В настоящий момент уже зарегистрировано более 30 хостелов в Одессе.
Стоимость аренды зависит от месяца и от спроса. Для Одессы самое горячее время — лето.
По данным центра развития туризма Украины, средняя длительность отдыха составляет семь дней. Большинство отдыхающих, около 60 %, едут в отпуск на неделю. Ранее отпуск среднестатистического украинца составлял 12–14 дней.
Развитию внутреннего туризма и повышению посещаемости способствует имидж туристических мест. В рамках проекта «Лучшие города для жизни в Украине» журнал «Фокус» представил двадцатку самых комфортных из них. Как это ни странно, но рейтинговый список возглавил не Киев, а Черновцы, с четвертью миллиона населения. Распределение происходило исходя из поставленных оценок самими жителями города.
Эксперты отмечают, что не очень высокое качество дорог и отелей — ключевая помеха для развития туризма в Украине. На сегодняшний день ни в Херсонской, ни в Николаевской, ни даже в Одесской областях нет ни одного сетевого отеля уровня Hilton или Hyatt (к примеру, в Батуми таких отелей три). Проблема плохих дорог касается таких лидеров внутреннего туризма, как Львовская и Одесская области.
На Кавказе развитие туристической отрасли можно рассматривать как одно из важных направлений для достижения странами региона Целей устойчивого развития на период до 2030 года. Уникальное разнообразие ландшафтов начиная с гор до Черноморского побережья, биоразнообразие флоры и фауны, благоприятные климатические условия — все это создает большой потенциал для развития разных видов туризма.
Всемирный фонд дикой природы признал, что ни одна страна Европы не обладает такой богатой флорой и фауной и таким разнообразием ландшафтов, как Грузия.
Для многих туристов Грузия привлекательна своим биоразнообразием. В Грузии, по сравнению с другими странами, обитает больше видов животных и растений, что обусловлено значительной площадью лесов и высокой альпийской зоной. Весьма многочисленны эндемики флоры и фауны, то есть растения и животные, распространенные в относительно небольшой области.
В «Стратегии развития туризма в Грузии — 2025» излагается видение развития отрасли на период 2015–2025 гг. вместе со стратегическим планом правительственных мер по повышению ценности и значимости туризма в интересах экономики страны и — в итоге — на благо ее граждан. Ожидается, что стратегия будет способствовать увеличению вклада индустрии туризма в экономическое развитие Грузии. В стратегии предусматривается, что к 2025 г. страна должна существенно увеличить поступление доходов от туризма: от 1,8 млрд лари (порядка 670 млн долл. США) до 5,5 млрд лари (2 млрд долл. США).
В период 2009–2013 гг. Грузия продемонстрировала один из самых высоких в мире темпов роста туризма: общее количество прибытий туристов в страну увеличилось более чем на 300 % — с 1,5 млн до 5,4 млн человек.
Увеличить туристские расходы предлагалось за счет разработки более диверсифицированных высококачественных туристических продуктов. Эти изменения позволят стране стать туристическим направлением мирового уровня, стимулирующим рост международного спроса за пределами соседних с Грузией стран.
Согласно данным статистики, в 2016 г. количество международных туристов, побывавших в Грузии, превысило 6,3 млн человек, что на 7,6 %, или 450 тыс. человек, больше по сравнению с 2015 годом. За 11 месяцев 2016 г. международные туристы осуществили платежные операции посредством иностранных платежных карт на сумму около 1,5 млн лари.
Первая тройка лидеров по числу посещений Грузии иностранными туристами в 2016 г. выглядит следующим образом: Азербайджан — 1,523 млн туристов; Армения — 1,496 млн; Турция — 1,2 млн и Россия — 1,03 млн человек. Примечательно, что количество международных туристов из России впервые превысило миллион.
Позитивная тенденция сохраняется и по числу прибывающих туристов из стран-членов Евросоюза. По последним данным, в период январь–май 2017 г. Грузию посетили уже более 2,3 млн зарубежных туристов, что на 9,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Привлечению иностранных туристов способствует визовая политика: гражданам 94 стран не требуется получать визы для приезда в Грузию. Кроме того, для 50 стран, включая США, ОАЭ, страны-члены ЕС и Израиль, визы также не нужны для лиц, обладающих правом на постоянное проживание.
Согласно национальной стратегии развития туризма, Грузия нацелена стать к 2025 г. ведущей туристической страной, способной предоставить обслуживание мирового уровня в любое время года.
Каждая страна стремится увеличить свой туристский потенциал, представить его как можно большему кругу потребителей за рубежом, привлечь максимально большее число иностранных туристов. Поэтому так важно знать для анализа воздействия туризма на экономику страны количество международных прибытий.
Международные туристские прибытия ежегодно растут достаточно быстрыми темпами.
Доход России от туризма в 2017 г. вырос до 3 трлн руб., что составляет около 3,47 % ВВП.
Общий вклад туризма в ВВП России в 2017 году составил 4,4 трлн рублей (4,8 % от общего объема ВВП). По прогнозам, к 2028 году он достигнет 6 трлн рублей (5,7 %). Прямой вклад туризма в ВВП в 2017 году составил 1,1 трлн рублей (1,2 %), к 2018–2028 гг. он достигнет 1,6 трлн рублей (1,5 %).
По данным исследования, траты россиян составили 74,4 % от всех расходов на туризм в России, иностранных гостей — 25,6 %. Траты туристов на отдых и развлечения достигли 80,5 %, расходы деловых туристов составили 19,5 %.
Также исследование показало, что в общей сложности в сфере туризма в 2017 году были заняты 4,5 % населения России. Ожидается, что к 2028 году показатель вырастет до 5,9 %.
Таким образом, можно констатировать, что в мировом хозяйстве четко прослеживается прямо пропорциональная связь между показателями реального ВВП мира, международных туристских прибытий и общего вклада туризма в мировой ВВП. При этом благодаря устойчивой тенденции увеличения числа международных туристских прибытий вклад туризма в ВВП растет более быстрыми темпами, чем объем самого ВВП.
Литература:
- О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы): постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 31.01.2017).
- Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31.
- Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 5.
- Приказ Минкультуры России от 01.09.2015 № 2323 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 24.11.2015 г.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Российская газета. 2004. № 144.
- ГОСТ Р 51005–96, Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества, Госстандарт России, Москва.
- Азар, В. И. Экономика туристского рынка: Институт Международного туризма / В. И. Азар, С. Ю. Туманов. М.: ИПК госслужбы, 2015.- с.254
- Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В. Новый экономический словарь. Издательство: Омега-Л, 2014г.- 1472с.
- Амирханова Е. А. Административно-правовое регулирование в сфере туризма: дис. канд. юрид. наук. М., 2014. С.140.
- Демьянович И. В. журнал «Актуальные вопросы экономических наук», выпуск № 11–2 Новосибирск., Научно-издательский центр “Открытие”, 2014 г.
- Демьянович И. В., Экспертные методы решения проблем качества транспортных услуг, Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2015г.
- Зорин, И. В. Разнообразие территориальных рекреационных систем и их типологизация. Теоретические основы рекреационного географии. / И. В. Зорин, В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин. -М., 2015., с.67
- Калашаова, М. К. Активизация развития туристско-рекреационного комплекса: факторы и регуляторы (на материалах Республики Адыгея): дис.... канд.экон.наук / М. К. Калашаова. -Майкоп, 2015. -с.89
- Коваленко В. В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2018. — № 2. — С. 68–75.
- Краснодарский край в цифрах: стат. сб. Краснодар, 2016., с.89