Менеджмент в современном музее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 27.03.2019

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Музалёва О. В. Менеджмент в современном музее // Молодой ученый. — 2019. — №13. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/archive/251/57554/ (дата обращения: 14.12.2019).



Ключевые слова: музейное учреждение, менеджмент, управление музеем, маркетинг, SWOT-анализ.

В современной России и мире в целом проблема управления музеем является очень актуальной. Личностные качества руководителя и модели управления, которые он применяет, становятся особым ресурсом для выживания музейной сферы.

Исходя из общепринятого определения, содержание термина «менеджмент» обозначает систему принципов, способов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Говоря иначе, менеджмент — это теоретическая и практическая части управления организацией и персоналом.

Менеджмент музея — это система принципов, способов, средств и форм управления музейным учреждением и его персоналом.

Главные задачи менеджмента — это создание и совершенствование основы управленческой деятельности, увеличение эффективности работы команды,создание и внедрение новых результативных методов управления и создание миссии, целей и задач компании, в данном случае музея.

Существуют определённые функции менеджмента, которые относятся именно к социально-культурной сфере.Такими функциями являются отслеживание социально-культурных потребностей людей, выстраивание целей организации, основываясь на тенденции развития данных потребностей и удовлетворение социально-культурных потребностей общества.

Одним из важнейших видов деятельности в рамках управления музеем является планирование.Суть планирования в том, чтобы, исходя из целей музея и способов их достижения, наиболее оптимально распределить имеющиеся ресурсы.

Многие российские музеи имеют достаточно высокий социальный статус, неоспоримые достижения, однако, если сопоставить уровень финансирования главных музеев мира и наших музейных учреждений, то выяснится, что в России этот уровень значительно ниже, а также наблюдается отставание информационно-технологической базы российских музеев.

Отсутствие должного финансирования или же его централизация является огромной проблемой для музеев, в особенности для тех, которые находятся в дали от больших городов. В таких затрудненных обстоятельствах музейное учреждение не может приобрети необходимые экспонаты или создать для их содержания соответствующие условия.

Однако очевидно, что в современном обществе наиболее приоритетными сферами для капиталовложения должны быть сферы образования, культуры и науки. Ведь совершенствование и распространение социально-культурной деятельности, а затем и повышение уровня культурного развития граждан — это те аспекты, которые имеют общественную значимость. Поэтому так важно, чтобы финансирование сферы культуры и музейной деятельности в частности, стало одной из ключевых задач государства.

Порядка 75 % от общего числа музеев во всех регионах Российской Федерации находятся в аварийных зданиях. В связи с невысокой оплатой труда в музейной сфере, высококвалифицированные сотрудники, которые там трудятся, вскоре находят себе более высокооплачиваемую работу. Также проблемой является и то, что из-за невысокого уровня художественно-эстетических требований к расположению экспонатов и формированию пространства музея, экспозиция часто становится однообразной, скучной и не вызывает интереса у посетителей музея.

Однако часто причина не в заниженных требованиях к экспозициям и не в отсутствии финансирования, а в том, что у многих жителей нашей страны нет потребности и желания прикоснуться к сокровищам истории и культуры, они не научились воспринимать и обрабатывать информацию, оценивать процессы и явления. Множество наших соотечественников годами не ходят в музей, по большей части они из отдаленных городов, но даже жители крупных мегаполисов часто не чувствуют в себе потребности к этому.

Огромному числу россиян абсолютно неинтересны шедевры мирового искусства, они не владеют необходимыми знаниями для полного их восприятия и не имеют потребности к их изучению.

Поэтому на современный музей, несомненно, оказывают огромное воздействие социально-экономические факторы, особенности работы с культурными ценностями в условиях рыночной экономики и т. д.Развитие и успешная деятельность музея в ХХI веке зависит, в первую очередь, от достижений научно-технического прогресса и возможности применить его на практике, а также от умения сотрудников музея выполнять в музейной деятельности не только поисково-охранительную и научно-просветительную функции, но и возможность привлечь и задействовать посетителей в процессе экскурсии.

Помимо вышеуказанного, руководству музея следует использовать в своей деятельности различные маркетинговые приемы. В первую очередь, необходимо определить целевую аудиторию музея, а затем уже, исходя из этого, выбирать коммуникативный подход, соответствующий этой аудитории.

К тому же существуют эффективные современные методы, которые позволяют проанализировать различные факторы музея и на основе результатов анализа добиться более успешного и эффективного функционирования в дальнейшем. Таким методом по праву можно считать SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это универсальная методика стратегического менеджмента. Она является обязательным предварительным этапом при составлении маркетинговых и стратегических планов.

Объектом SWOT-анализа может быть музейное учреждение, производственная компания, продукт или услуга и даже человек. Данная методика — это эффективный инструмент в управлении рисками и принятии управленческих решений, т. к. она помогает оценить положение организации и начать необходимую работу в конкретном направлении, учитывая слабые и сильные стороны музея.

Согласно рекомендациям, необходимо проводить SWOT-анализ минимум раз в год в период стратегического планирования и формирования бюджетов.

Таким образом, применение маркетинговых методик, в частности SWOT-анализа, поможет руководству музея определить, в каком положении находится их учреждение в данный момент времени. После этого менеджер сможет, не теряя времени, приложить усилия на то, чтобы улучшить те сферы деятельности, которые помогут достичь более высокого результата.

В заключении следует отметить, что управление музеем — это особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его особенностей, его специфики. Наиболее сложно управлять организацией в период, когда практически отсутствует государственное финансирование, особенно это касается малых, провинциальных музеев.

Для того, чтобы развивать свое музейное учреждение, менеджерам нужно постоянно отслеживать тенденции рынка, достижения научно-технического прогресса и самое главное потребности своей целевой аудитории.

Литература:

  1. Основы музееведения /Под ред. Э. А. Шулеповой, 4-е изд. М., 2015.
  2. Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев: интернет-журнал «Вестник СПБГУКИ» № 3 (32) сентябрь 2017.
  3. Современная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/
  4. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): музейное учреждение, музей, управление музеем, форма управления, система принципов, руководство музея, научно-технический прогресс, музейная сфера, музейная деятельность.


Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Для обучения в музее осуществляются такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные уроки, занятия, кружки, клубы, студии и пр. В этом случае приобретение умений и навыков происходит в процессе музейной коммуникации.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы. Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно...

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной

Отбор производится не по принципу значимости экспоната в данной тематике музея, а по принципу эмоционального воздействия на ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место проведения, музейная деятельность, современный посетитель, зрелый возраст. Новейшие технологии в музейном пространстве.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурно – образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов.

Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно – просветительская работа»...

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и...

Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа. Музей как инновационное образовательное пространство школы.

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

музей — открытая социально-педагогическая система; – музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания; – музей формирует свою деятельность на принципах педагогики сотворчества музейных специалистов и посетителей, то есть создает у последних...

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное. школьный музей, образовательное учреждение, учреждение образования, музей, Российская Федерация, музейная деятельность...

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Для обучения в музее осуществляются такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные уроки, занятия, кружки, клубы, студии и пр. В этом случае приобретение умений и навыков происходит в процессе музейной коммуникации.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы. Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно...

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной

Отбор производится не по принципу значимости экспоната в данной тематике музея, а по принципу эмоционального воздействия на ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, экспозиция, место проведения, музейная деятельность, современный посетитель, зрелый возраст. Новейшие технологии в музейном пространстве.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурно – образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов.

Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно – просветительская работа»...

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и...

Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа. Музей как инновационное образовательное пространство школы.

Педагогический потенциал музея в системе нравственного...

музей — открытая социально-педагогическая система; – музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания; – музей формирует свою деятельность на принципах педагогики сотворчества музейных специалистов и посетителей, то есть создает у последних...

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное. школьный музей, образовательное учреждение, учреждение образования, музей, Российская Федерация, музейная деятельность...

Задать вопрос