Особенности государственного управления и корпоративной культуры в Китайской Народной Республике сложились в результате столкновения многих внешних обстоятельств с внутренней культурой и особенностями мышления (философией труда), которые были издревле присущи населению государства.
Китайские работники не приучены ставить собственное «я» на ведущую позицию и открыто заявлять о собственных желаниях и интересах. Для них на первом месте стоят коллективные и общественные задачи. К примеру, внутри китайской компании управление всегда советуется с главами департаментов и подчиненными, чтобы обеспечить строгое и всестороннее подчинение и дисциплину. В китайской культуре уклад и нравственные ценности коллектива ставятся выше, чем конкретного человека в отдельности. Поэтому здесь стоит отметить исполнительность и эффективность, необходимые для обеспечения общего синергического эффекта. Мощность экономических взаимосвязей через рыночно-административные механизмы позволяют китайским лидерам в области государственного управления сосредотачиваться на совершенствовании менеджмента и культуры компании [1].
Особенно бросается в глаза, что начальник в коллективе — это не просто должность, а личность с набором выдающихся характеристик, позволяющих компании достигать максимальной эффективности. Руководитель — самый умный, сознательный и грамотный сотрудник в коллективе.
Именно руководитель создает механизмы управления компании и обладает всей полнотой информации о положении предприятия. Мотивы и цели принятия решений находятся исключительно в руках менеджеров компаний. Это позволяет им держать определенную дистанцию и соблюдать строгий порядок в отношениях с работниками.
При этом, работая в китайской компании, трудно добиться от руководителя цели, которая сформулирована по принципу SMART. По большей части задач работникам требуется догадаться самим и сформировать собственный уровень понимания руководства. Искусство управления персоналом и корпорацией в Китае состоит в том, чтобы заставить других понимать или догадываться о том, что у тебя на уме. В Китае издавна сложилось так, что то, о чём не говорится, обычно важнее сказанного, люди нарочно говорят намеками, чтобы проверить человека, его целеустремленность. Также считается, что бдительный контроль полезен для дисциплины компании.
Коммуникации в китайской корпорации имеют свои особенности — каждый должен держать свое мнение при себе и стараться проглотить обиду ради согласия в коллективе. Постановка целей и задач унаследовала советские принципы работы в министерствах. В результате компании стремятся максимизировать и удовлетворять все потребности населения и экономики.
Персонал во время исполнения тактических и стратегических задач старается не обсуждать и не спорить с руководством, а постигать смысл поставленных целей и происходящего. Обмен мнениями и противодействие руководству — совершенно немыслимые вещи.
Основные принципы и особенности государственного управления в Китайской Народной Республики можно сформулировать следующим образом:
Действия должны быть рациональными и строго целенаправленными вне зависимости от правильности результата. Важна постановка задачи и ее исполнение.
Задачи должны ставиться так, чтобы персонал понимал нелинейность процесса выполнения стратегии и тактики.
Требуется заставить партнера раскрыть свои намерения раньше, чем конкуренты поймут в чем проблема.
Во время переговоров требуется поле для самостоятельного маневра.
При заключении договора требуется не торопиться исполнять его, а действовать по обстоятельствам.
Определяющую роль в управлении компанией в Китайской Народной Республике играют принципы непостоянства мира — новые обстоятельства полезнее и важнее, чем старые договоренности. Иными словами, для китайцев является нормальным иметь возможность договориться о поставке с одной компанией, а потом продать товары в другую. Здесь также играет роль то, что они стараются не обижать партнеров по бизнесу и стремятся укреплять деловые связи.
Управление персоналом является одной из важных функций менеджмента в связи с тем, что сотрудники являются основной творческой и производительной силой. Зачастую большая часть внимания уделяется вопросам автоматизации процессов производства и внедрения различных возможностей развития технологий.
Уже в 70–80-е годы ХХ века руководители организаций стали осознавать то, что наиболее эффективным направлениям развития компании является человеческий капитал.
Основная цель системы управления корпорацией — обеспечение качественного формирования и развития всех ресурсов деятельности. Это позволяет получить возможность усиления собственных позиций на рынке. Также данные процессы позволяют сделать компанию более конкурентоспособной и эффективной на реальном рынке.
На современном этапе развития китайской экономики большинство компаний стремится выработать основные принципы управления компанией с учетом экспортоориентированных отраслей за счет привлечения дешевой рабочей силы.
Управление компанией в КНР весьма специфично с точки зрения того, что культура предприятия основывается на структурной сбалансированной философии. Процесс управления внутри компании стремится к тому, чтобы достигнуть баланса во взаимодействии менеджмента и персонала, корпорации и контрагентов. Каждый руководитель предприятия стремится достигнуть особого уровня баланса для решения большого количества поставленных задач. Команда одного департамента должна иметь такую балансировку, чтобы иметь возможность дополнять характер, способности и активности отдельных членов общества.
По принципам управления в китайской корпорации такая команда является идеальной группой. Необходимо отметить, что в китайских компаниях поощряют студентов, которые проходят обучение за границей. Данный процесс связан с тем, что они, вернувшись на родину, открывают для компании дополнительные возможности использования технологий и взглядов, требуемых для различного уровня рынков и потребностей. Это все отражается на эффективности корпоративной культуры и управления внутри КНР.
Отделы управления кадрами внутри китайских компаний стараются уделять внимание профессиональной подготовке кадров. Стоит отметить, что в культуре КНР преобладает коллективизм. На протяжении всего времени существования китайская культура накапливала опыт и знания, которые обрели реальную силу и стали частью каждого китайца. Трудолюбие и сотрудничество ценится среди руководства китайской компании. В настоящее время успешно используется на практике культура традиционного менеджмента.
Говоря о ценностях государственного управления, можно выделить наиболее главные направления:
Гибкость и изменчивость для понимания национальных традиций и изменений.
Человек является основой деятельности компании. Деятельность менеджмента заключается в обеспечении возможности по достижению эффективности и результативности для всего коллектива, а не для отдельных акционеров. Развитие потенциала сотрудников направлено на рациональной подход к решению задач всех уровней сложности.
Культура компании тесно связана с семейными особенностями. Именно это позволяет пропорционально выстраивать взгляды на жизнь китайцев внутри компании как внутри семьи. Оптимальный режим и человеческое отношение являются базисом китайской модели государственного управления. Основные человеческие ресурсы Китая дают глобальный эффект, который еще не представлен в любой другой модели государственного управления.
В условиях данного управления практически исключаются вопросы фракционной борьбы и процветания интриг среди служащих. Важнейшей компетенцией менеджера считаются вопросы и решения по минимизации конфликтов среди персонала.
Таким образом, особенности модели государственного управления в Китае очень схожи с семейной моделью государственного управления и больше похожи на континентальную модели стратегического менеджмента, чем на западную (американскую) модель. Стремление удовлетворить потребности всех индивидов внутри общества или компании в сочетании с серьезной дисциплиной позволяют китайской модели управления составлять серьезную конкуренцию для западных компаний не только в производстве и торговле реальными товарами и услугами, но и на фондовом, срочном и валютном рынке.
Литература:
- Виногродский Б. Б.: Менеджмент в китайской традиции /Б. Б. Виногродский, В. С. Сизов//Вопросы новой экономики. — 2010. — № 1. — С.97–110.