Декоративные сюжеты «игра в шахматы» и «борьба силачей» в архитектуре общинного дома динь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Чан, Куок Тхинь. Декоративные сюжеты «игра в шахматы» и «борьба силачей» в архитектуре общинного дома динь / Куок Тхинь Чан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 309-313. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57515/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сохранение и изучение исторических памятников актуально для любого современного общества, народная культура которого рассматривается как знак цивилизационной идентичности страны. Изучение истоков и основ народной культуры Вьетнама также важно в контексте исследования искусства Вьетнама в целом.

Особенности народной культуры Вьетнама выявляются в богатстве видов и сюжетов изобразительного искусства, в том числе и декоративной резьбой архитектурных деталей сельского общинного дома динь, особенно в областях равнин Северного района [3, c.84].

Архитектура динь подчеркивает его важную роль в духовной жизни деревенской общины и выражает религиозные верования сельского населения. Как архитектурный памятник павильон динь несёт в себе ценную информацию, свидетельствующую тектоникой и декором об истории становления хозяйства, общественных отношений, культуры, религиозной символики, эстетических воззрений и художественного мастерства, особенно резьбы по дереву. Выразительные горельефные и барельефные композиции часто располагались на продольных балках и позднее на главных колоннах общинного дома. Орнаментальные композиции украшали несущие столбы, колонны, балки перекрытия, подчеркивая конструктивно-композиционное значение этих форм.

Деревянная скульптура павильонов динь не только свидетельствует о высоком уровне искусства резьбы. Сюжетные композиции и орнаментальный декор, уместно вписанные в интерьер сооружения, представляю образную “запись” живой картины деревенской жизни Вьетнама в эпоху феодализма [2, c. 195–198].

В павильонах можно встретить такие сюжетные мотивы, сообразованные с религиозными верованиями, мифологией, обыденной жизнью. Деревенские мастера стремились создать в павильонах живую обстановку, поддержать светский дух привычного крестьянского быта. Этим павильон динь отличается от архитектурной концепции пагод, храмов, где в соответствии с религиозными канонами должна царить атмосфера священной холодности и строгости.

При строительстве общинного дома народные мастера умело использовали декоративные мотивы и сюжеты не только местных первобытных культов и религии, но и каждодневной жизни, с выражением чаяний и надежд народа. Два из самых популярных сюжетов — «игра в шахматы» и «борьба силачей».

Сюжет «игра вшахматы»

Игра в шахматы — одна из популярных игр в рамках программы культурных мероприятий.

На балках в павильоне Лиенхиеп (Ханой) вырезана картина, где в шахматы играют два человека (рис. 1).

Рис. 1. «Игра в шахматы». Динь Лиенхиеп (Ханой). XVII в. Дерево, резьба

На картине квадратная шахматная доска, круглые шахматные фигуры, один игрок перемещает фигуру на другую позицию, а его партнер сидит сложа руки, наблюдая за ходом игры. Шахматная доска и шахматные фигуры расположены аккуратно, как будто игра недавно началась. В сравнении с другими частями барельефа головы двух шахматистов слишком велики. Это преувеличение наивно утверждает идею о том, что игра в шахматы требует умственных усилий. Здесь вьетнамские художники использовали прием метафоры, усиливающей смысловую доминанту замысла. В кадре барельефа расположено изображение дракона с повернутой назад головой и открытым ртом, выполненное в технике ажурной резьбы. На балках в общинном доме Нгоксань (Виньфук) сценка «игра в шахматы» (рис. 2) представлена в квадратной рамке, в центре которой находится шахматная доска.

Рис. 2. «Игра в шахматы». Динь Нгоккань провинция (Виньфук). XVII в. Дерево, резьба

Два шахматиста касаются фигур, с намерением сделать ход, и на доске остаётся очень мало фигур, свидетельствующих о завершении игры. Кроме этого, на рельефе ещё есть два человека, сидящих у края шахматной доски. Кивая головой, они, по-видимому, оценивают позиции фигур. Главные персонажи выглядят крупнее других. Все четверо сидят боком и повернуты лицом к зрителю. Эту метафоричность мы встречаем только в изобразительном искусстве XVI — XVII вв. На барельефе «игра в шахматы» в общинном доме Нгоккань каждый герой, как в современной портретной живописи, находится в отдельном кадре. В картинке настоящие эмоции, чувства и желания отражают многостороннюю современную художнику жизнь [1, с. 42].

Сценка «игра в шахматы» встречается в архитектуре храма Лэхой (Хатинь), который представляет собой исторический памятник, находящийся на острове, окруженном морем. В нем много красивых барельефов XVIII века, отображающих демографические нюансы и изменения манеры резьбы по дереву. Этот барельеф называется «Дэтхик1 играет в шахматы» (рис. 3).

Рис. 3. «Дэтик играет в шахматы в храме». Храм Лэхой (провинция Хатинь). XVIII в. Дерево, резьба

В середине нижней балки вырезаны изображения двух добрых волшебников, играющих в шахматы, вокруг них вьется облачко. Протянувшийся из-под крыши храма луч света привносит в атмосферу наблюдения рельефа ощущение фантастичности и даже загадочности. Барельеф «игра в шахматы» (рис. 4) в общинном доме Хоаньшон (Нгеан) выполнен в четко по рисунку-резьбе.

Рис. 4. «Игра в шахматы». Динь Хоаньшон (провинция Нгеан). XVII в. Дерево, резьба

В отличие от двух прошлых столетий композиции барельефов, расположенных в общинных домах, построенных в XVIII веке, заметно изменены: увеличены размеры изображений, появились резные тексты. Особенность барельефов в общинных домах Хоаньшон, Чунгсан (Нгеан), храмах Тамланг, Лэхой (Хатинг), построенных в XVIII в., заключается в двуплановой по глубине композиции. Эти барельефы по качеству исполнения ближе к графической технике, чем к скульптурной.

Сюжет «борьба силачей»

Сельские праздники часто организуют весной на площадях общинных домов. «Борьба силачей» — один из самых интересных аттракционов, который не только тестирует здоровье игроков, но и наделяет почетом выигравшего среди жителей сельских поселений. Управляет борьбой судья — барабанщик. Борец выиграет, если повалит соперника на спину или поднимет его с пола. Борьба силачей является одним из видов традиционной вьетнамской борьбы «боке», который сохраняется, развивается и становится популярным видом спорта в современном обществе.

В декоративных конструкциях общинных домов сценка «борьба силачей» отражена по-разному, в зависимости от позиции персонажей, композиции и способа исполнения. Наблюдая эти барельефы, посетители могут не только почувствовать воинственный дух двух бойцов, но и испытывать чувство удовольствия и веселья. Народные мастера умеют создать впечатление динамичного движения, выраженного в рельефах. Сценка “борьба силачей” в дине Тэйданг (Ханой) изображает двух мускулистых силачей в набедренных повязках, которые вытянув руки и поджав ноги, приготовились к борьбе. В дине Фулыу (Бакнинь) расположен крытый красным лаком и позолотой барельеф, на котором изображены два маленьких силача среди драконов. В XVII веке сценка «борьба силачей» становится популярной среди сюжетов декоративной резьбы по дереву. В общинном доме Лиенхиеп (Ханой) (рис. 5) аналогичный сюжет представляет двух силачей в набедренных повязках; правый боец схватил противника за ухо и бьёт ногой, а левый — хватает ногу и руку соперника. Оба силача как будто отделяются от поверхности картины, создавая ощущение напряжения. В дине Хоангса (Ханой) в горизонтальном прямоугольнике панно два силача сгибаются в решительном бою. Один боец крепко держит за руку противника, а другой бьет его ногой. Эффект выразительности сюжета достигнут гипертрофией масштаба. Пользуясь возможностью детальной проработки рельефа, мастера стремятся к реалистичному отображению мышц спины и ног силачей.

Рис. 5. «Борьба силачей». Динь Лиенхиеп (Ханой). XVII в. Дерево, резьба

Расположенные в форме треугольника барельефы «борьба силачей» (рис. 6) в динях Фулао (Бакзянг), Сом (Футхо), Тхыонгкунг (Ханой) отличаются друг от друга отдельными деталями. Расположенные на узких выступах консоли и перемычках между распорными балками рельефы дали посетителям ощущение свободного движения борцов, разметавших ноги и руки.

Рис. 6. «Борьба силачей». Динь Фулао (провинция Бакзянг). XVII в. Дерево, резьба

В общинном доме Фунг (Ханой) были две сценки «борьба силачей» (рис. 7). На одной сценке два силача крепко держат друг друга. Верхний борец удерживает противника лежа на его груди, а нижний — руками тянет соперника за ноги. Лица обоих борцов сияют от радости и весь барельеф демонстрирует зрителю дружелюбие соперников.

Рис. 7. «Борьба силачей». Динь Фунг (Ханой). XVII в. Дерево, резьба

Мастера-резчики рассчитывают на тонкость ассоциативного мышления зрителей, которые должны «домыслить» наблюдаемый образ и усилить эмоциональный потенциал своих впечатлений, гиперболизируя в своем сознании психологические намеки художника. Эта особенность духовного резонанса между автором и зрителем вообще свойственна восточному искусству. Пример: графическая незавершенность китайской живописи го-хуа, японских линеарных гравюр, ну и «грубость» резных рельефов вьетнамских диней.

На надконсольной доске павильона Фонгкок (Куангнинь) барельеф «борьба силачей» (рис. 8) скомпонован из разных сценок, отличающихся техникой скульптурного исполнения. Рельеф сочетает в себе сюжет «борьбы» и окружающую ее среду. На картинке люди катаются на лошадях, толпы болельщиков наслаждаются борьбой и издают крики радости.

Рис. 8. «Борьба силачей». Динь Фонгкок (провинция Куангнинь). XVII в. Дерево, резьба

Каждый деревянный барельеф, органично увязанный с архитектурной композицией павильона, является тем не менее самостоятельным произведением деревянной скульптуры, выражающей эстетические взгляды своего времени, уровень технического мастерства, сюжетный репертуар, стилистическое единство решения интерьера. Народные мастера создают впечатление живого движения в пределах ограниченных кадров деревянной композиции (в форме треугольника, квадрата, прямоугольника, полукруга и т. д.). Такие барельефы у зрителей ассоциируются с народной гравюрой Донгхо «борьба силачей» (Бакнинь), композиция которой вписана в квадрат и треугольник. Каждая деталь соответствовала одному определённому кадру в картине.

Итак, павильон динь как исторический феномен синтеза архитектуры и резной скульптуры. Изучение и сохранение культурных ценностей является одним из способов проявления уважения к прошлому, бережного отношения к народному достоянию, созданному нашими предками. Это также является уроком уважения культурных ценностей, любви к Родине, гордости за свой народ, что становится особенно важным в условиях сегодняшнего международного сотрудничества и взаимовлияния мировых культур.

Литература:

  1. Нгуен Ван Кыонг (2000). Особенности общинных домов в Северном Вьетнаме // Культура и искусство (Ханой). 2000. № 7. С. 39–50.
  2. Нгуен Зу Чи (2001). Архитектура динь Вьетнама в «На пути поисков красоты прошлого». Институт Изящных искусств. Издательство Изящного искусства, 2001, с. 190–201.
  3. Тхай Ба Ван (1997). Соприкасаясь с искусством. Ханой: Картография, 1997, 165 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ханой, общинный дом, шахматы, дерево, игра, барельеф, резьба, сценка, шахматная доска, декоративная резьба.


Задать вопрос