Изобретение радио в своё время преобразило и украсило жизнь человека. Благодаря радиоволнам человечество обрело возможность не только оперативно получать информацию из любого уголка земного шара, но и не чувствовать себя таким одиноким. Так, в 2003 году к одной из планетарных систем по соседству с созвездием Большой Медведицы был отправлен радиосигнал — и, как знать, быть может, он всё-таки был принят?
Каким же образом радио способно разнообразить коммуникативный опыт человека, расширить или укрепить круг его общения? Насколько популярен сегодня на радио разговорный формат? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой работе, предметом которой является радио, рассматриваемое именно как инструмент коммуникации.
С точки зрения науки, общение является основой любой человеческой деятельности, предполагающей приложение совместных усилий. В широком смысле общение — это процесс установления контактов между людьми, имеющий три важные составляющие: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Первая предполагает обмен информацией, вторая — обмен действиями, третья — восприятие и понимание партнёра. [2]
На радио общение включает все три эти составляющие, и может быть представлено эфирным диалогом между ведущим и его гостем (или гостями) во время передачи либо же диалогом между ведущим и позвонившим в студию слушателем (поводов для этого может быть множество — от желания заказать хорошую песню до желания обсудить с ним некие личные темы).
В качестве коммуникации выступает сам эфирный диалог, в качестве интеракции может выступать совершение звонка или выполнение тех или иных условий радиовикторины или радиомарафона, ну а перцепция является залогом успешного существования двух вышеназванных составляющих.
Российских радиостанций, прибегающих в эфире к разговорному формату, достаточно много. В их числе стоит назвать «Радио Культура», «Эхо Москвы», «Литературное радио», «Радио Маяк», «Вести FM».
Разговорные передачи радиостанции «Вести FM» заслуживают отдельного внимания. Особый интерес для социолога представляет передача «Интерактив», выходящая в эфир с сентября 2017 года. Её ведущие -Владимир Аверин, Екатерина Некрасова, Алла Волохина и другие — приглашают своих слушателей к обсуждению актуальных для российского общества тем. Любой желающий может позвонить в студию и поделиться своим мнением в отношении обсуждаемого вопроса. Слоган передачи звучит так: «Обсуждаем со слушателями самые злободневные темы». [2]
Так, во время одного из эфиров Владимир Аверин предложил своим слушателям ответить на вопрос «Занимаетесь ли Вы любимым делом?». Во время передачи в студию дозвонились 6 человек, и почти все они дали положительный ответ на вопрос. Правда, любимые дела у дозвонившихся, по их признанию, имели статус увлечений, хобби — и не совпадали с их работой. Причина этого проста — то, что любишь, в России скудно оплачивается.
Во время нашего исследования участникам-респондентам также был задан этот вопрос — в продолжение эфира Аверина. Им было предложено несколько вариантов ответа: «Да, конечно, каждый день; это моя работа/учёба», «Да, стараюсь в свободное время», «К сожалению, нет» и шутливый вариант «Ну разве можно любить дела?». Как раз последний оказался у опрошенных самым популярным, его предпочли 33 % респондентов. Ещё у 30 % на любимые занятия не хватает времени, а свою основную деятельность любят только 20 % участников опроса (рисунок 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы любимым делом?»
В предпринятом исследовании приняло участие 100 респондентов — жителей Таганрога, пользователей социальной сети «ВКонтакте» -опрошенных с помощью электронной анкеты Google Формы. Мужчин и женщин оказалось примерно поровну, наиболее многочисленными возрастными группами стали группы от 20 до 30 и от 30 до 40 лет.
Почти половина из опрошенных респондентов отдают предпочтение музыкальным передачам, треть новостным, а передачи разговорного формата предпочитают около 20 % людей, то есть каждый четвёртый выбирает волну, где может услышать интересный эфирный диалог.
При ответе на вопрос: «В каком бы случае Вы позвонили на радио?» наиболее популярным ответом стало «Передать привет или заказать для кого-то хорошую песню».
Однако же доля желающих обсудить в эфире интересную тему тоже довольно велика — она составила 30 % участников опроса.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «В каком случае Вы бы скорей позвонили на радио?»
Как показало проведённое анкетирование, общение на радио представляет собой довольно интересный для слушателей вид коммуникации.
Современные радиостанции способны предложить каждому слушателю именно тот вид коммуникации, который ему больше всего нравится — от развлекательных викторин до рассуждений на злободневные темы в прямом эфире. Именно поэтому передачи разговорного формата сохраняют свою привлекательность.
Люди с удовольствием обсуждают интересные темы, радуют друг друга радиоприветами и музыкальными композициями, получая с помощью радио эмоциональную и психологическую разгрузку.
Разговорный формат радиопередач может быть эффективен и для мгновенной оценки социального самочувствия слушателей и даже способствовать проведению ряда социологических измерений.
Формат общения на радио в дальнейшем, возможно, несколько изменится — например, уже сегодня традиционных телефонные диалоги активно дополняются интернет-чатами. Но ему уж точно не грозит исчезновение, поскольку всюду, где есть люди, в первую очередь будет цениться именно Слово.
Литература:
- Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4609/ОБЩЕНИЕ
- Электронный ресурс: http://radiovesti.ru/