Компьютерные технологии как средство художественно-эстетического развития обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, С. Н. Компьютерные технологии как средство художественно-эстетического развития обучающихся / С. Н. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2748/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием во внеурочной деятельности обучающихся музыкально-компьютерных технологий. Применение программы GarageBand во внеурочной деятельности может стать основой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Применение музыкально-компьютерных программ дает широкие возможности приобщить к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих ребят, не имеющих никакой музыкальной подготовки, что способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.

Базовый компонент в системе школьного образования не предполагает дополнительного времени для творческой самореализации личности, следовательно, эту проблему может разрешить внеурочная деятельность. Ведущими принципами в этой деятельности выступают: развитие творческих способностей учащихся, доступность информации, использование элементов проектно-исследовательской деятельности, возможность видеть полезность своей деятельности.

В соответствии с активным внедрением в образовательные учреждениях г.Волгограда ИКТ, появлением музыкально-компьютерных технологий и электронного музыкального оборудования, возникла необходимость их использования в образовательном процессе. Проблема в овладении учащимися музыкально-компьютерных технологий на базе компьютеров Макинтош, операционной системе Mac OS X 10.4.4 и овладение midi-технологией, актуализировала разработку курса «Овладение навыками компьютерной аранжировки» и его реализации в системе образовательного процесса. Данный курс был разработан для учащихся 5-8 классов МОУ лицея №9 г.Волгограда, имеющих и не имеющих специальное музыкальное образование. Включение курса «Овладения навыками компьютерной аранжировки» позволило дополнить музыкальную деятельность школьников новой составляющей — аранжировкой и сочинением.

Программа GarageBand с позиции ее функциональности позволяет редактировать и обрабатывать звук и музыку (основа редактора, составляющая большинство его функций); имеет специальные возможности по подготовке подкастов (небольших аудиофайлов с музыкой и дикторским текстом, которые впоследствии загружаются в проигрыватель iTunes и на плееры iPod); обладает специальными возможностями по озвучиванию видеоряда, создаваемого в программе iMovie.

Работа внеурочной деятельности организована таким образом, что все созданное в результате деятельности учащихся может быть использовано на уроках музыки как наглядный или дополнительный материал.

Цель программы - развитие личности ребёнка, создание условия для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками по созданию музыкальных композиций в программе GarageBand.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • развить творческую фантазию, творческое воображение учащихся,

  • создавать музыкальные композиции в программе GarageBand,

  • использовать MIDI-клавиатуру для создания собственной музыкальной композиции,

  • знакомство с общими принципами создания компьютерной музыки, знакомство с общими принципами композиции,

  • создание собственных аранжировок и инструментальных композиций,

  • развитие эстетического вкуса, чувства меры и гармонии.

Программа предполагает изучение способов записи простой мелодии; изменение тональности, размера, темпа; свойства треков; создание аккомпанемента к мелодии; громкость и стереоэффекты; сочинение произведений; форматы музыкальных файлов.

Занятия предусматривают индивидуальное выполнение заданий. По окончании курса обучающиеся приобретают знания: о возможностях компьютерной программы; о способах создания музыкального проекта и установок настройки проекта (темп, тональность, размер);

умения: записывать с использованием микрофона или электронного музыкального инструмента; создавать аранжировку музыки в шкале времени; микшировать проект и добавлять эффекты; записывать и проигрывать собственные сочинения; использовать музыку в презентациях.

Для создания условий, способствующих творческой самореализации обучающихся, овладению навыками компьютерной аранжировки разработан учебно-методический комплект, включающий в себя учебную программу и рабочую тетрадь «Азбука компьютерной аранжировки» для обучающихся, разработанную в виде пошаговой инструкции овладения навыками компьютерной аранжировки. В реализации этой программы были выделены ситуации структурирования, проектирования, моделирования, преобразования, самооценки. Рабочая тетрадь позволяет овладевать данным курсом в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. Рабочая тетрадь «Азбука компьютерной аранжировки» состоит из 6 разделов «Создание музыкального проекта», «Запись вокала и музыкальных инструментов», «Воспроизведение и запись виртуальных инструментов», «Работа с нотной записью», «Экспорт проектов», «Аранжировка и редактирование музыкальных произведений».

Рабочая тетрадь содержит иллюстрации и текстовые пояснения. При составлении рабочей тетради мы руководствовались принципами: доступности; наглядности; личностного участия (соучастия), направленный на стимулирование осознания учащимися в учебной деятельности личностного смысла; вариативности, который предполагает осуществление в учебной деятельности различных вариантов решения педагогических задач.

Рассмотрим возможности реализации музыкально-компьютерных технологий в процессе овладения навыками компьютерной аранжировки. В качестве примера приведем использование технологии компьютерной аранжировки с учащимися 6 классов. Результатом использования этой технологии является создание музыкальных аранжировок классических музыкальных произведений.

Тема: создание музыкального проекта на основе аранжировки классических музыкальных произведений.

Цель: - сформировать понимание роли музыкальной аранжировки в раскрытии музыкального содержания; научить вычленять завершенную музыкальную мысль в звучании произведения, используя добавление петель Apple; возбудить интерес к интерпретации классических музыкальных произведений.

Задачи: научить определять в звучании оригинального музыкального произведения особенности музыкального языка; научить вслушиваться в петли Apple и подбирать из коллекции петель необходимые для музыкальной аранжировки; обучить разным способам создания аранжировки; научить самостоятельно работать с рабочей тетрадью и выполнять пошаговую инструкцию; побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов; возбудить интерес к осознанному вычленению музыкальной мысли в звучании произведения.

Оборудование: компьютер Macintosh, совместимая MIDI-клавиатура для исполнения с виртуальными инструментами и их записи, рабочая тетрадь «Азбука компьютерной аранжировки», фрагменты музыкальных произведений (midi).

Создание аранжировки классического музыкального произведения осуществлялось в соответствии с разработанным нами алгоритмом, который включал несколько последовательных шагов. Рассмотрим алгоритм создания компьютерной аранжировки.

Шаг 1. Проделайте путь: «Файл» > «Новый» (перед вами проект с пустыми дорожками).

Шаг 2. Прослушиваем разные фрагменты классических музыкальных произведений (midi), выбираем понравившийся фрагмент.

Шаг 3. Экспортируем файл midi в программу GarageBand.

Шаг 4. Прослушиваем вариант midi. Определяем качество записанных инструментов, тембры инструментов. Обращаем внимание на темп проекта (программа определяет темп автоматически). Выделяем те дорожки, которые на наш взгляд требуют изменения.

Шаг 5. Изменяем инструменты (в правом нижнем углу кликнем мышью на значок i). Используем режим наушники, чтобы прослушать партию инструмента и в случае необходимости изменить. Прослушиваем каждую дорожку. Некоторые дорожки можно удалить (дорожка-выделить необходимую дорожку, кликнув на нее мышью-удалить дорожку).

Шаг 6. Прослушиваем полный вариант и используем добавление петель Apple ( обратите внимание на темп петель, он должен быть max приближен к темпу проекта).

Шаг 7. Прослушиваем получившийся вариант музыкальной аранжировки и экспортируем проект на CD-диск. Проект готов.

Шаг 8. Сравниваем получившееся музыкальное произведение (аранжировку) с оригинальным музыкальным произведением. Выделяем особенности музыкального языка и музыкальное содержание.

В результате применения технологии компьютерной аранжировки учащимися 5,6 классов были созданы варианты аранжировок классических музыкальных произведений. (Антонио Вивальди «Времена года»).

Музыкально-компьютерные технологии позволяют обучающимся не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, создавать свои музыкальных композиции и аранжировки музыкальных произведений, но и дают возможность соприкоснуться с миром искусства, в единстве различных ее видов: живопись, музыка, литература.

Овладение основами компьютерной аранжировки позволило создавать обучающимся мультимедийные проекты, в основе которого лежали внутренние взаимосвязи живописи и музыки. Одним из таких проектов стало создание «виртуальной галереи» изображений знаменитых живописных полотен, объединённых одной темой, сопровождающейся музыкальной композицией, усиливающей эмоциональное восприятие художественно – компьютерного ряда. В качестве темы мультимедийного проекта учащимися были предложены живописные полотна И.К. Айвазовского, в центре внимания которого идея паруса. Связующим звеном, объединяющим различные живописные полотна, явилась реалистическая композиция, где парусы предстали как «воины», защищающие отечество. Эмоциональное восприятие художественной композиции усилила музыка Н.А. Римского-Корсакого. В создании мультимедийного проекта нами были использованы программы GarageBand и iMovie.

Одной из форм внеурочной деятельности обучающихся явилось выполнение творческих проектов (мультимедийный проект на тему «Рождественский вертеп как символ рождества»).

Известно, что процесс глубокого познания искусства происходит за счёт вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. Для создания проекта обучающимися 6 класса была сделана подборка изображений «Рождественского вертепа», музыкальных произведений – рождественских песнопений. В процессе создания мультимедийного проекта, используя программы GarageBand и iMovie, обучающиеся находили информацию о традиции создания рождественских вертепов на Руси и в Европе.

Практика использования возможностей компьютерных технологий в образовательном процессе, показывает, что овладение компьютерными технологиями позволяет расширить у обучающихся представления о взаимосвязи различных видов искусств, углубить знания о живописи и музыки, знакомство с ее лучшими образцами; развить художественно-творческие способности, возбудить интерес к новым цифровым технологиям в интерпретации музыкально-художественного замысла; развить и совершенствовать эстетический вкус.


Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная аранжировка, рабочая тетрадь, мультимедийный проект, программа, внеурочная деятельность, музыка, музыкальная аранжировка, музыкальный проект, образовательный процесс, овладение навыками.


Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Данная статья посвящена обоснованию метода проекта во внеурочной деятельности в рамках дисциплины «музыкальная литература», оптимизирующих процесс самоактуализации и самореализации личности учащихся.

Мультимедийные образовательные технологии как...

Внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов — музыкантов медиакомпетентности, умение обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ.

Помимо печатных пособий (учебников, рабочих тетрадей, раздаточного материала), ставшими традиционными, я на...

Компьютерные нотные редакторы как средство развития...

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном

Процесс освоения программы Finale возможен через создание учащимися собственной музыки.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Знакомство с музыкальными инструментами и техникой исполнения. - Сделать аранжировку всего произведения в целом и отдельных элементов в частности.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.

Информационные технологии в музыкальном образовании

программа, компьютерная техника, учебно-воспитательный процесс, метод обучения, теория музыки, образовательный процесс, музыкальное образование, музыкальная литература, компьютерная грамотность...

Информационно-коммуникативные технологии — инновационная...

ИКТ — технологии успешно зарекомендовали себя не только в процессе урочного времени, но и во внеурочной деятельности, прочно заняв

5. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.

Экспериментальная авторская образовательная программа...

Музыка М. А. Игнатовой, Аранжировка Т. В. Шевелёвой.

Мельникова Е. Г. Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательном процессе.

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Использование проектного метода в классе специального...

− выучит нотный текст, улучшит свои технические навыки, овладеет необходимыми приёмами звукоизвлечения, средствами музыкальной

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.

Похожие статьи

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Данная статья посвящена обоснованию метода проекта во внеурочной деятельности в рамках дисциплины «музыкальная литература», оптимизирующих процесс самоактуализации и самореализации личности учащихся.

Мультимедийные образовательные технологии как...

Внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов — музыкантов медиакомпетентности, умение обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ.

Помимо печатных пособий (учебников, рабочих тетрадей, раздаточного материала), ставшими традиционными, я на...

Компьютерные нотные редакторы как средство развития...

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном

Процесс освоения программы Finale возможен через создание учащимися собственной музыки.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Знакомство с музыкальными инструментами и техникой исполнения. - Сделать аранжировку всего произведения в целом и отдельных элементов в частности.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.

Информационные технологии в музыкальном образовании

программа, компьютерная техника, учебно-воспитательный процесс, метод обучения, теория музыки, образовательный процесс, музыкальное образование, музыкальная литература, компьютерная грамотность...

Информационно-коммуникативные технологии — инновационная...

ИКТ — технологии успешно зарекомендовали себя не только в процессе урочного времени, но и во внеурочной деятельности, прочно заняв

5. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.

Экспериментальная авторская образовательная программа...

Музыка М. А. Игнатовой, Аранжировка Т. В. Шевелёвой.

Мельникова Е. Г. Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательном процессе.

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Использование проектного метода в классе специального...

− выучит нотный текст, улучшит свои технические навыки, овладеет необходимыми приёмами звукоизвлечения, средствами музыкальной

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.

Задать вопрос