Бюджетные ассигнования как источник финансирования капитальный вложений для субъектов малого предпринимательства Омской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Нардин, Д. С. Бюджетные ассигнования как источник финансирования капитальный вложений для субъектов малого предпринимательства Омской области / Д. С. Нардин, Анастасия Волошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 1. — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2705/ (дата обращения: 09.12.2024).

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать[4].

Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса.

Профессиональные инвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса.

Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения.

Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса.

Поэтому в России государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект [1].

Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых технологий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве.

Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование [4].

В городе Омске реализуется целый комплекс мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, играющего важную роль в создании стабильной экономики города.

Для реализации муниципальной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства постановлением Мэра города Омска от 10 июля 2009 г. № 562-п утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 – 2015 годы».

Целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске. На реализацию мероприятий Программы из бюджета города Омска планируется направить 93,3 млн. руб.

В рамках Программы предусмотрены следующие виды муниципальной поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели города Омска:

1. Информационная поддержка;

2. Консультационная поддержка;

3. Имиджевая поддержка;

4. Финансовая поддержка;

5. Имущественная поддержка [2].

В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 23 декабря 2009 года на территории Омской области численность занятых в организациях малого бизнеса за последние 5 лет выросла на 60% и превысила 163 тысячи человек. Инвестиции в основной капитал малого и среднего бизнеса за 5 лет выросли в 5 раз.

Для поддержки предпринимателей в условиях финансово-экономического кризиса 30 предприятий получили финансовую помощь в размере более 7 млн рублей. С начала года в рамках целевой программы информационную и консультационную помощь получили более 3 тысяч предпринимателей, участвовавших в семинарах, «круглых столах», конференциях по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Эффективность использования потенциала города Омска во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2007 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0,6 по 8%; увеличение количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области, с 43 до 150 единиц; внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий.

Стратегией развития области намечено, что за 2006 – 2020 гг. доля занятых на предприятиях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40% от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров услуг увеличится с 7 до 25%.

Важную роль могут играть меры, способствующие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле; реализации межрегиональных международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса [6].

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010–2015 годы» Администрацией города Омска в течение трех лет предоставляются субсидии омским предпринимателям.

Суть субсидий – в возмещении затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в виде компенсации части:

- выплаченных процентов по кредиту;

- затрат на оформление патентов;

- затрат по участию в выставках;

- затрат на обучение персонала;

- затрат на реализацию инновационного проекта.

Получатель субсидии определяется комиссией по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на основе представленных документов, подтверждающих произведенные затраты. Решение о предоставлении субсидии на реализацию инновационного проекта принимается на основе оценки экспертов [3].

Специалисты Омского регионального бизнес-инкубатора в целях реализации ведомственной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда Омской области, а также во исполнение Приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области "Об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" в 2010 году совместно с представителями государственной службой занятости продолжают проведение консультаций и оценку бизнес-планов, представленных безработными омичами.

Содействие безработным гражданам в организации собственного дела на сегодняшний день стало наиболее востребованным направлением целевой Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на региональном рынке труда в 2010 году.

Содействие самозанятости осуществляется в виде выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Приоритетное право на выплаты имеют безработные граждане, уволенные в связи ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Выплата, направленная на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства предоставляется в размере 61740 рублей. Выплата направленная, на создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предоставляется в размере 58800 рублей. Срок использования выплат не может превышать 30 рабочих дней со дня её перечисления на банковский счёт гражданина. Выплаты не могут использоваться для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По словам начальника Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Михаила Дитятковского по состоянию на 19 ноября 2010 года на открытие собственного дела заключены договоры с 993 безработными гражданами (90,3 процента запланированной численности – 1100 человек), которые создали 903 рабочих места для трудоустройства безработных граждан [5].

В Омске развивается и венчурное финансирование. Общество с ограниченной ответственностью «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» (Фонд) создано 22 октября 2009 г. в рамках реализации Основных положений стратегии ОАО «Российская венчурная компания».

Фонд ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на российском и зарубежных инновационно-технологических рынках. Объем средств под управлением Фонда составляет 2 млрд. руб. Фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными инвесторами.

Фонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности Инновационной компании в денежных средствах и не более 25 000 000 рублей на первом раунде инвестирования.

Деятельность Фонда осуществляется при участии Венчурных партнеров и Инициаторов посевных инвестиций. В Омской области статус венчурного партнера получила ЗАО «Инновационная Бизнес группа», которую внесли в реестр партнеров Российской Венчурной Компании [3].

В общей сложности за 2010 г. соискателями грантовой поддержки стали 1807 жителей Омской области. По итогам первых трех конкурсов победителями признано 328 проектов. В рамках последнего конкурса лишь 218 заявок успешно прошли публичную защиту проектов и были направлены на экспертную оценку, по результатам которой конкурсная комиссия признала победителями 62 проекта. Каждый финалист получит денежные выплаты в сумме до 200 тыс. рублей.

Лидером по числу победителей является Тарский район: пять его представителей получат грант на организацию собственного дела. В Большеуковском, Колосовском, Омском, Полтавском, Русско-Полянском районах и городе Омске по 4 начинающих предпринимателя получат грантовую поддержку.

Цель конкурса – создание условий для реализации оригинальных научно-технических идей и бизнес-проектов, способствующих эффективному развитию экономики Омской области. По результатам конкурса на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела за 2010 год в общей сложности право на получение поддержки подтвердили 390 начинающих бизнесменов [5].

В РФ сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Государством предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуются федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства [1].

Литература:

1. Идентификация основных проблем развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления современного состояния [Электронный ресурс]. – [М.]., - [2010]. – Режим доступа: http://www.mbm.ru/content/document_r_32B9E5EF-74A7-4FA3-8960-E88D64E8E1C8.html

2. Меры муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2009]. – Режим доступа: http://www.omskcpp.ru/support

3. Официальный портал администрации города Омск [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/business/

4. Проблемы развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. – [б.м.]., - [2009]. – Режим доступа: http://smallbusinesses.ru/content/17/5/

5. Содействие предпринимательству и самозанятости безработных граждан Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа: http://rbi-omsk.ru/content/view/2636/130/lang,russian/

6. Телицына Н. Активизация инновационной деятельности малого предпринимательства в Омском регионе [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа:

http://www.sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2010_god/nomer_2_37/biznes_i_obrazovanie/

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Омская область, малый бизнес, Омск, инновационная деятельность, предпринимательство города Омска, развитие малого, Развитие субъектов малого, Российская Венчурная Компания, Россия.


Похожие статьи

Анализ результативности использования финансово-кредитных ресурсов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники финансирования

О некоторых аспектах введения страховых взносов в Государственные Внебюджетные фонды РФ

Особенности применения финансовых методов поддержки малого бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой политики субъектов федерации

Оценка инвестиционной привлекательности городов и районов Красноярского края как основа планирования сети структурных подразделений коммерческого банка

Оптимизация налоговой нагрузки физических лиц как экономическое обоснование введения налога на недвижимость

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику

Похожие статьи

Анализ результативности использования финансово-кредитных ресурсов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники финансирования

О некоторых аспектах введения страховых взносов в Государственные Внебюджетные фонды РФ

Особенности применения финансовых методов поддержки малого бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой политики субъектов федерации

Оценка инвестиционной привлекательности городов и районов Красноярского края как основа планирования сети структурных подразделений коммерческого банка

Оптимизация налоговой нагрузки физических лиц как экономическое обоснование введения налога на недвижимость

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику

Задать вопрос