Авторы: Нардин Дмитрий Сергеевич, Волошина Анастасия

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Нардин Д. С., Волошина А. Бюджетные ассигнования как источник финансирования капитальный вложений для субъектов малого предпринимательства Омской области // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.1. — С. 123-126.

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать[4].

Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса.

Профессиональные инвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса.

Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения.

Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса.

Поэтому в России государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект [1].

Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых технологий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве.

Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование [4].

В городе Омске реализуется целый комплекс мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, играющего важную роль в создании стабильной экономики города.

Для реализации муниципальной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства постановлением Мэра города Омска от 10 июля 2009 г. № 562-п утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 – 2015 годы».

Целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске. На реализацию мероприятий Программы из бюджета города Омска планируется направить 93,3 млн. руб.

В рамках Программы предусмотрены следующие виды муниципальной поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели города Омска:

1. Информационная поддержка;

2. Консультационная поддержка;

3. Имиджевая поддержка;

4. Финансовая поддержка;

5. Имущественная поддержка [2].

В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 23 декабря 2009 года на территории Омской области численность занятых в организациях малого бизнеса за последние 5 лет выросла на 60% и превысила 163 тысячи человек. Инвестиции в основной капитал малого и среднего бизнеса за 5 лет выросли в 5 раз.

Для поддержки предпринимателей в условиях финансово-экономического кризиса 30 предприятий получили финансовую помощь в размере более 7 млн рублей. С начала года в рамках целевой программы информационную и консультационную помощь получили более 3 тысяч предпринимателей, участвовавших в семинарах, «круглых столах», конференциях по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Эффективность использования потенциала города Омска во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2007 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0,6 по 8%; увеличение количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области, с 43 до 150 единиц; внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий.

Стратегией развития области намечено, что за 2006 – 2020 гг. доля занятых на предприятиях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40% от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров услуг увеличится с 7 до 25%.

Важную роль могут играть меры, способствующие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле; реализации межрегиональных международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса [6].

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010–2015 годы» Администрацией города Омска в течение трех лет предоставляются субсидии омским предпринимателям.

Суть субсидий – в возмещении затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в виде компенсации части:

- выплаченных процентов по кредиту;

- затрат на оформление патентов;

- затрат по участию в выставках;

- затрат на обучение персонала;

- затрат на реализацию инновационного проекта.

Получатель субсидии определяется комиссией по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на основе представленных документов, подтверждающих произведенные затраты. Решение о предоставлении субсидии на реализацию инновационного проекта принимается на основе оценки экспертов [3].

Специалисты Омского регионального бизнес-инкубатора в целях реализации ведомственной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда Омской области, а также во исполнение Приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области "Об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" в 2010 году совместно с представителями государственной службой занятости продолжают проведение консультаций и оценку бизнес-планов, представленных безработными омичами.

Содействие безработным гражданам в организации собственного дела на сегодняшний день стало наиболее востребованным направлением целевой Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на региональном рынке труда в 2010 году.

Содействие самозанятости осуществляется в виде выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Приоритетное право на выплаты имеют безработные граждане, уволенные в связи ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Выплата, направленная на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства предоставляется в размере 61740 рублей. Выплата направленная, на создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предоставляется в размере 58800 рублей. Срок использования выплат не может превышать 30 рабочих дней со дня её перечисления на банковский счёт гражданина. Выплаты не могут использоваться для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По словам начальника Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Михаила Дитятковского по состоянию на 19 ноября 2010 года на открытие собственного дела заключены договоры с 993 безработными гражданами (90,3 процента запланированной численности – 1100 человек), которые создали 903 рабочих места для трудоустройства безработных граждан [5].

В Омске развивается и венчурное финансирование. Общество с ограниченной ответственностью «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» (Фонд) создано 22 октября 2009 г. в рамках реализации Основных положений стратегии ОАО «Российская венчурная компания».

Фонд ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на российском и зарубежных инновационно-технологических рынках. Объем средств под управлением Фонда составляет 2 млрд. руб. Фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными инвесторами.

Фонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности Инновационной компании в денежных средствах и не более 25 000 000 рублей на первом раунде инвестирования.

Деятельность Фонда осуществляется при участии Венчурных партнеров и Инициаторов посевных инвестиций. В Омской области статус венчурного партнера получила ЗАО «Инновационная Бизнес группа», которую внесли в реестр партнеров Российской Венчурной Компании [3].

В общей сложности за 2010 г. соискателями грантовой поддержки стали 1807 жителей Омской области. По итогам первых трех конкурсов победителями признано 328 проектов. В рамках последнего конкурса лишь 218 заявок успешно прошли публичную защиту проектов и были направлены на экспертную оценку, по результатам которой конкурсная комиссия признала победителями 62 проекта. Каждый финалист получит денежные выплаты в сумме до 200 тыс. рублей.

Лидером по числу победителей является Тарский район: пять его представителей получат грант на организацию собственного дела. В Большеуковском, Колосовском, Омском, Полтавском, Русско-Полянском районах и городе Омске по 4 начинающих предпринимателя получат грантовую поддержку.

Цель конкурса – создание условий для реализации оригинальных научно-технических идей и бизнес-проектов, способствующих эффективному развитию экономики Омской области. По результатам конкурса на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела за 2010 год в общей сложности право на получение поддержки подтвердили 390 начинающих бизнесменов [5].

В РФ сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Государством предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуются федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства [1].

Литература:

1. Идентификация основных проблем развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления современного состояния [Электронный ресурс]. – [М.]., - [2010]. – Режим доступа: http://www.mbm.ru/content/document_r_32B9E5EF-74A7-4FA3-8960-E88D64E8E1C8.html

2. Меры муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2009]. – Режим доступа: http://www.omskcpp.ru/support

3. Официальный портал администрации города Омск [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/business/

4. Проблемы развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. – [б.м.]., - [2009]. – Режим доступа: http://smallbusinesses.ru/content/17/5/

5. Содействие предпринимательству и самозанятости безработных граждан Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа: http://rbi-omsk.ru/content/view/2636/130/lang,russian/

6. Телицына Н. Активизация инновационной деятельности малого предпринимательства в Омском регионе [Электронный ресурс]. – [Омск]., - [2010]. – Режим доступа:

http://www.sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2010_god/nomer_2_37/biznes_i_obrazovanie/

Основные термины (генерируются автоматически): малого предпринимательства, среднего предпринимательства, субъектов малого, малого бизнеса, Омской области, города Омска, развития малого, деятельности малого предпринимательства, поддержки малого предпринимательства, предпринимательства города Омска, субъектов малого предпринимательства, среднего предпринимательства города, инновационной деятельности малого, собственного дела, развития малого предпринимательства, субъекта малого предпринимательства, субъектам малого, малого предпринимательства Омской, «Развитие субъектов малого, Режим доступа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос