Автор: Макеева Ирина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Макеева И. А. Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 96-99.

Различия в степени социальной дезадаптации детей-сирот, а также в уровне социальной опасности, исходящей от их семей, определяют характер работы, проводимой с ними в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детском доме).

Понятие реабилитация раскрывается через ключевые слова – восстановление, возрождение, формирование (не получивших развития в определенный возрастной период свойств, качеств, опыта). Социальная реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный, предполагающий нормализацию процесса социализации детей и социальный, направленный на сокращение численности групп риска, уменьшение резерва преступности несовершеннолетних.

Социальная реабилитация предполагает преодоление последствий психологической или моральной травмы, создание условий, гарантирующих ребенку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций. Отсюда вытекают конкретные задачи реабилитационной работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые можно обозначить следующим образом.

Во-первых, необходимо дать социально обездоленному ребенку качественное изменение условий жизни: перестроить его представление об окружающем мире, о среде обитания, достойной человека, об отношениях с людьми, показать подлинные ценности, преимущества здорового образа жизни, т.е. дать представления, отличные от всего того, что ребенок знал, испытывал в прежней семейной, социальной среде.

Во-вторых, снять остроту психического напряжения, освободить ребенка от психологических последствий депривации и жестокого обращения, провести первичную адаптацию в социально здоровой среде.

В-третьих, восстановить и содействовать дальнейшему формированию важнейших для социального развития детей видов активности: игровой, познавательной, преобразующей. Многие дети не пережили в семье игрового этапа, не освоили игру в качестве ведущего вида деятельности дошкольника, их игровой опыт беден и нередко носит искаженный характер. В реабилитационной работе с ними игра выступает и как терапевтическое средство, позволяющее осуществить коррекцию их разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной, опорно-двигательной сфер, и как средство социализации, позволяющее им осваивать различные социальные роли, овладевать опытом социального взаимодействия.

Неотъемлемой и органической частью реабилитационного процесса в образовательном учреждении для детей-сирот является привлечение детей к общественно полезному и производственному труду. Решение этой задачи связано с необходимостью формирования у воспитанников мотивации, связанной с жизненными планами, с перспективой, преодолевать свойственный многим детям социальный инфантилизм, чреватый в будущем необоснованными претензиями к обществу, иждивенчеством.

В-четвертых, необходимо восстановить социальное взаимодействие детей с окружающими. Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка, а социальная дезадаптация ведет к значительному срыву коммуникативной деятельности. Ребенок, у которого нарушены коммуникативные связи, постоянно находится в зоне эмоционального неблагополучия – плохо ему, плохо и тем, кто рядом с ним. Если не восстановить коммуникативные связи ребенка, усложняется и восстановление других видов деятельности – трудовой, познавательной, игровой, поскольку взаимодействие с людьми присутствует в каждом из них.

Наконец, в-пятых, важнейшей задачей социальной реабилитации является восстановление статуса ребенка в семье, оказание помощи ребенку и родителям в воссоединении, а если это невозможно, найти способ компенсации семейных связей, предоставить ребенку возможность обрести опыт семейной жизни в замещающей семье [1].

Реабилитационная работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется сегодня на основе охранно-защитной концепции. Современный подход ориентирован на меры гуманистического характера, которые могут гарантировать каждому ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Изменение парадигмы реабилитационной работы ведет за собой гуманизацию принципов, на которых они базируются.

1.Принцип сотрудничества детей и взрослых. Известно, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, однако нередко он не обладает необходимой готовностью к ней, что особенно ярко проявляется у детей, воспитывающихся в детском доме. Это объясняется тем, что ребенок, выросший в условиях социально-психологической депривации, был лишен не только необходимых для развития впечатлений, возможно­стей для познания мира, развивающей деятельности, но и важнейшего «социального фермента» — полноценного взаимодействия со взрослым наставником, заботливым и любящим.

Успешному сотрудничеству взрослых и детей способствует ряд условий. Во-первых, установление контактного взаимодействия, прохождение вместе с ребенком всех его стадий, что позволяет «пробиться» к воспитаннику, расположить его к согласованным действиям. Во-вторых, безусловное, безоценочное принятие ребенка всеми сотрудниками, проявление ими искренней удовлетворенности тем, что он оказался с ними под одной крышей, забота о его благополучии. В-третьих, демонстрация общего позитивного отношения к ребенку, испытывавшему до поступления в детский дом дефицит позитивной поддержки (его хвалили редко, если вообще поощряли). Поэтому так важно корректировать неправильные или неправомерные действия детей, постоян­но заботясь о том, чтобы недовольство взрослого какими-то действиями ребенка не подрывало в нем чувства уверенности в том, что это «част­ности», «отдельные случаи», а, в общем, отношение к нему позитивное. Это укрепляет у ребенка ощущение благополучия, помогает снять психологическое напряжение, пробудить доверие к окружающим, активизировать его готовность к общению со взрослыми, сотрудничеству с ними.

2. Принцип индивидуального подхода к ребенку. Судьба каждого воспитанника детского дома, система его социальных связей, уровень развития и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер. Полноценная реализация принципа индивидуального подхода в образовательном учреждении возможна в том случае, если сотрудники, говоря словами К. Д. Ушинского, знают ребенка во всех отношениях.

3. Принцип комплексного подхода в работе с детьми предполагает, чтобы все компоненты процесса социальной реаби­литации ребенка — задачи, содержание, методы и формы — были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе. Достигнуть этого можно, если под термином «комплексный подход» подразумевать не просто сумму параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка.

Спектр форм взаимодействия специалистов детского дома достаточно широк и разнообразен. Использование их в практике реабилитационной работы с детьми имеет двоякий ре­зультат: с одной стороны, оно ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста, с другой — позволяет обеспечить внутреннее единство, целостность реабилитационного процесса, придает ему большую эффективность и целеустремленность.

4. Принцип взаимодействия субъектов реабилитационной деятельности рассматривает взаимодействие не как самоцель, а как средство, которое усиливает эффект совокупной деятельности субъектов. Реализация принципа взаимодействия субъектов реабилитационной работы становится возможной при условии гуманизации отношений к ребенку всех субъектов системы реабилитации; использовании разных форм взаимодействия, повышающих его продуктивность, обеспечивающих всесторонний подход к профилактике и реабилитации [2].

В настоящее время в систему реабилитационной работы активно включаются учреждения культуры. В ряде музеев России, как столичных, так и региональных, накоплен позитивный опыт реализации социально ориентированных проектов работы с проблемными детьми. В частности, в музеях Санкт-Петербурга и Москвы реализуются программы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами искусства. На базе Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Вологодской области уже в течение 5 лет осуществляется деятельность с детьми из социально-неблагополучных семей, помещенных в социально-реабилитационные центры и детские дома. Однако, несмотря на колоссальный потенциал музеев в социально-педагогической деятельности, реабилитационной работе принципы и опыт работы с проблемными детьми пока не аккумулированы и не приведены в систему.

Музей как носитель историко-культурных ценно­стей обладает в глазах населения довольно высоким авторитетом, который неизменно повышается, если музейное учреждение не ограничивается рамками привычной деятельности и традиционной проблемати­кой, а становится динамичной структурой, способной отслеживать проблемы сегодняшнего дня и отвечать на острые вопросы. Проекты социальной направлен­ности меняют представление о роли музея, который перестает сопрягаться лишь с прошлым (музей — это отражение прошлого) и предстает в общественном сознании как фактор преобразования действительно­сти, превращаясь, из простого хранителя в конструктора будущего.

При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведо­мые ему функции: социального ориентирования, адап­тации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и повышая свой обще­ственный престиж. Музей становится тем пространством, где учреждения культуры, образования и социального обеспечения, объединив свои усилия, получа­ют успешный результат по социализации проблемных детей. Музейно-выставочные проекты социальной на­правленности дают посетителям шанс сопоставить свое восприятие реальности с восприятием окружаю­щих в более широком контексте. Следовательно, музей участвует в реализации важной задачи, осуществляя механизм обратной связи между человеком и обществом, между личным опытом и историческим знанием.

Основой методики работы с проблемными детьми в музее является осознание того, что и музейный па­мятник, и порожденный им образ заставляет юного посетителя эмоционально, духовно и интеллектуально взаимодействовать с ним. При этом взаимодействии музейный педагог создает условия для духовной суб­лимации тех потребностей, которые не могут зачастую быть удовлетворены в реальной жизни.

Одна из основных задач музея – помочь ребенку осознать, что культура это живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование [3]. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов. Поэтому обучение, воспитание, социальная адаптация должны быть составляющими музейных занятий, в ходе которых для музейного работника открываются возможности, совместно с детьми и подростками, размышлять о смысле жизни, сегодняшней реальности.

Музей должен стать для детей картиной мира, оставаясь одновременно и другой реальностью и другим пространством, диктующим особые условия по­ведения, которые должны осознаваться не как принуж­дение, а как правила игры. Музей дает личности ребенка, несмотря на существующие пробле­мы в его развитии и поведении, мощный импульс к восприятию чув­ственного мира, формирует новые знания, навыки и умения, создает благоприятные условия для включения механизма развития творческих сил личности, выявле­ния ее дополнительных ресурсов.

Реабилитационная работа с детьми в ходе реализации музейно-педагогической программы должна носить комплексный характер включать исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др.

Лекционные занятия должны проводиться в форме ярких, эмоциональных бесед сотрудников музея с детьми, что позволяет создавать непринужденную, комфортную атмосферу, выстраивать разговор с детьми на взаимопонимании, уважении, заинтересованности.

Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Помимо сохранения вещественных памятников прошлых эпох, музей активно развивает интерактивные формы деятельности – фольклорный театр, театрализованные экскурсии, имитационные игры, что позволяет активизировать детей, сделать их непосредственными участниками и соавторами происходящего.

Существующий опыт реализации музейно-педагогических социальных проектов показал, что музей способствует созидательной активности детей, является стимулом для творческого развития, расширения диапазона их интересов, гуманизации мыслей и поступков, следовательно, музей представляет собой специфическую социально-воспитательную среду, в которой может осуществляться реабилитация детей. Музейная среда обладает определенными характеристиками, способствующими решению задач реабилитации, способная создавать условия для коммуникации, взаимодействия, проявления индивидуальных способностей, снятия эмоционального напряжения.


Литература:
  1. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков – социальных сирот //Работник социальной службы.– 2002.– №3.– С.39-44.

  2. Нагаев В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.– 2001.– №3.– С.40-46.

  3. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред Н.А.Никишин. – М.: Академия, 1999. – 218 с.

Основные термины (генерируются автоматически): реабилитационной работы, попечения родителей, реабилитационной работе, взаимодействия субъектов реабилитационной, проблемными детьми, образовательном учреждении, технологий социальной работы, Похожая статья, использования технологий социальной, ребенку реальное, социальной среде, субъектов реабилитационной деятельности, задачи реабилитационной работы, субъектов реабилитационной работы, социальной дезадаптации детей-сирот, социального развития детей, процесса социализации детей, социальной реаби­литации ребенка, социального развития ребенка, парадигмы реабилитационной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос