Развитие обычного права народов Азербайджана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Т. Р. Развитие обычного права народов Азербайджана / Т. Р. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2604/ (дата обращения: 18.04.2024).

Сегодня чрезвычайно актуальны проблемы воспитания подрастающего поколения. С одной стороны, оно должно иметь крепкие национальные корни, а с другой стороны, отличаться новизной мышления и подходов. В этом аспекте актуально изучение многих нераскрытых страниц нашей истории, поиск ответов многих судьбоносных для нашего независимого государства вопросов. Несмотря на все трудности, нелёгкие реалии жизни переходного, мы смогли за короткое время раскрыть очень ценные страницы нашего исторического прошлого. Наш народ, всё глубже изучая своё историческое прошлое, доставшееся ему культурное наследие, начинает испытывать чувство безграничной гордости от сопричастности к столь богатой истории. Он, несомненно, по праву гордится этим [1].

Из истории нам известно, что правовое развитие любого государства свидетельствует о том, что в обществе осуществляется реформирование существующей правовой системы, т.е. возрастает интерес к обычному праву. Именно поэтому мы имеем все основания утверждать, что обычное право того или иного народа, никогда не утрачивала и не утратит своего существования, фундаментального значения и развитие в наше время и в будущем.

Обычное право, совокупность стихийно возникающих неписаных норм – обычаев (правил поведения), санкционированных государственной властью.

Любопытна также история учения о признаках юридического обычая. Для юристов особую актуальность имеет разработка в рамках юридических наук, в частности соотношение обычного права с законом, нормативно-правовыми актами и источниками права, того или иного закона.

Однако, чтобы сформулировать и теоретически обосновать основополагающие категории теории обычного права, нужно обратить внимание к анализу обычно-правовых систем конкретных народов того или иного государства.

Также нужно отметить, что обычное право по своей сущности представляет собой правовое явление, оно из древнейших времен, следовательно, и в настоящее время является, объектом пристального внимания не только представителей исторической и этнографической науки, но и представителей юридических наук. При этом хотелось бы отметить, что, несмотря на весь богатейший материал, который был собран и введен в теоретически не обобщенным в рамках юридической науки, а также обычное право многих народов еще небыли изучены в настоящее время.

Остановимся конкретно на обычном праве народов Азербайджана, которое, как и у многих народов не было изучено.

Древние этносы, принимавшие участие в формировании азербайджанского народа, сыграли важнейшую роль в создании возникшей в указанном регионе древней культурной среды, в том числе в формировании Шумеро-Вавилонской культуры, а также в целом в военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока. Эта историческая реальность очень ярко подтверждается проводимыми в нашей стране и за рубежом научными исследованиями, и в особенности археологическими раскопками. Территория Азербайджана крайне богата археологическими памятниками, доказывающими наличие в этом крае древнейших поселений первобытного человека. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахчыван), а также в других памятниках, в том числе часть нижней челюсти Азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад – в Ашельский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека. За эту редкую находку территория Азербайджана была нанесена на карту "Древнейшие жители Европы".

Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы, еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Появившиеся здесь древнейшие азербайджанские государства сыграли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период истории Азербайджана существовала тесная взаимосвязь между оставившими глубокий след в мировой истории древними государствами Шумер, Аккард и Ашшур (Ассирия), расположенными в долинах Деджля и Ферат, а также государством Хетт, расположенным в Малой Азии.

В I тысячелетии до нашей эры – начале I тысячелетия нашей эры на территории Азербайджана существовали такие государственные образования как Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.

Вместе с тем, обычное право по существу ни когда не отступало свои позиции в качестве регулятора общественных отношений народов Азербайджана. Более того, обычаям придается свойство правовых силу, т.к. обычаи имели важные значение в жизни Кавказских народов.

Если будем говорить о степени важности развития обычного права народов Азербайджана, необходимо отметить, что оно еще недостаточно исследовано не только в рамках теории права и государства, но и юридических, а также представителями других наук.

Особое внимание надо уделять вопросам судоустройства и судопроизводства в обычно-правовой системе народов Азербайджана, рассматривая конкретные общественные отношения, регламентируемые ее нормами, характеризуют этапы ее взаимодействия с Азербайджанским законодательством и шариатом, а также возможность взаимодействия с российским законодательством, выделяют особенности различных правовых институтов обычного права народов Азербайджана. Однако до сих пор отсутствует комплексный теоретико-правовой анализ всей обычно-правовой системы народов Азербайджана.

В ходе исследования данной темы нужно непосредственно обращаться к научным трудам отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, психологии, теории права и государства, истории, этнографии, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, а также к методологическим разработкам и материалам научно-практических конференций, посвященных данной теме. Следует использовать конкретные фактические материалы и документы, введенные в научный оборот различными исследователями, а также архивные источники.

Очень важно отметить, что научная новизна данной темы состоит в том, что в ней в качестве самостоятельного предмета исследования выступают субъекты обычного права народов Азербайджана, правовой статус которых впервые подвергается комплексному анализу, обосновывается понятие, признаки и внутренняя структура норм обычного права народов Азербайджана.

Из различных источников знаем, что в социальной структуре Азербайджанского народа в качестве субъектов обычного права выделяются: сословные группы-tayfa, Азербайджанская община-ağsaqqallar şurası, а также семья-ailə и индивиды.

Нормы обычного права, в том числе и обычного права народов Азербайджана, представляют собой преемственно сложившиеся, конкретизированные требования, регламентирующие поведение субъектов обычного права в их взаимоотношениях. Следовательно эти нормы признаются общеобязательными, имеют общий характер, заключающийся в том, что эти требования действуют постоянно при всех однородных условиях, носят повелительно-предоставительный характер, то есть требуя соблюдения определенных обязанностей, они предусматривают и предоставление определенных прав.

Классификация норм обычного права народов Азербайджана позволяет выделить группы норм в зависимости от предмета регламентируемых ими отношений. Так, в системе норм обычного права народов Азербайджана выделяются нормы, регламентирующие отношения властвования, процессуальные отношения, международные отношения, семейно-брачные отношения, имущественные отношения, а также нормы, определяющие конкретные деяния как правонарушения. В зависимости от метода правового регулирования в нормативной системе обычного права Азербайджанского народа можно вычленить нормы императивного и диспозитивного характера, а в зависимости от характера прав и обязанностей, закрепленных в норме: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Таким образом, обычное право любого государство имеет важные аспекты в истории и развитии государство. Хочу отметить, что мы являемся обладателями уникального наследия. Каждый гражданин, стараясь быть достойным этого наследия, должен с чувством глубокой ответственности подходить как к прошлому, настоящему, так и к будущему своей страны, обладающей большим историческим прошлым, богатой культурой, высокой нравственностью.

Актуальность исследования обычного право дает обеспечение стабильности функционирования государственно-правовой системы, требует планомерного развития законодательства, повышения уровня правосознания граждан. Эта проблема очень актуальна для любого современного государство. Одним из путей ее решения, безусловно, является дальнейшее всестороннее развитие правовой системы государство и исследование истории правовых систем ее субъектов. Значимость изучения норм обычного права для современного государственно-правового строительства состоит в том, что именно в них нашли отражение важнейшие вопросы правового, политического и социально-экономического устройства и развития общества.

Обычное право направлено на регулирование общественных отношений в определенной местности для данной этнической или социальной группы населения. Важно отметить, что здесь в роли средств воздействия выступает общественное мнение, являющееся принудительной силой по обеспечению норм обычного права при их нарушении. Здесь надо иметь в виду, что обычаи занимали особое место в истории права народов.


Литература:
  1. Гейдар Алиев – Азербайджанская государственность с древнейших времен до принятия ислама. http://azerbaijan.az/portal/History/Middle/middle_r.html

  2. Теория государство и право Азербайджана. Рахиб Акбаров. Баку, закон, 2009г.

  3. История Азербайджана с древнейших времен до начала ХХ в. Играр Алиев, Баку:Элм, 1995г.

Основные термины (генерируются автоматически): народ Азербайджана, государство, Азербайджанский народ, норма, территория Азербайджана, III, единый народ, исламская религия, обычно-правовая система народов Азербайджана, первобытный человек.


Похожие статьи

Методология в изучении истории государства и права...

Азербайджан, история государства, III, государство, исторический метод, отношение, территория Азербайджана, XXI века, современный период, азербайджанский народ.

Историко-этнопедагогические основы исследования семейного...

Независимое Азербайджанское государство вскоре добилось успехов в области независимой внутренней и внешней политики. В эти годы население Азербайджана составляло 8.141,4 тыс. человек, 50,8 % которого было городское, а 49,2 % — сельское население, мужчин было 3.988...

Родина Ноя – Нахчыван | Статья в сборнике международной...

Азербайджанский фольклор, как и фольклор других народов, является обобщением жизненного опыта народа.

На территории Азербайджана археологи обнаружили несколько древних поселений человека.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской...

За годы независимости украинский и азербайджанский народы ощутимо обогатились традициями народного опыта воспитания.

Традиции семейного воспитания составляют основу азербайджанской народно-педагогической системы.

Гянджинские лидеры национального движения Азербайджана...

Это человек с большой буквы, которого в городе почтительно называли «отцом народа».

А.Рафибейли обращается через прессу ко всему народу: « Да, мы создали общество, но средств недостаточно».[1] Тогда посильную помощь оказывает известный азербайджанский меценат...

Агулы | Статья в сборнике международной научной конференции

Распространены лезгинский, азербайджанский языки.

Судопроизводство основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманские права (шариат).

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.

Мнение общенационального лидера азербайджанского народа...

Путь, открытый для азербайджанского народа исламской религией, Священным Кораном, будет продолжен, и постепенно мы будем создавать условия для того, чтобы наша религия заняла достойное место.

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Проходящие по территории Азербайджана коммуникационные линии удачно соперничают с другими аналогичными системами. Целенаправленная деятельность азербайджанской дипломатии, с одной стороны, и геополитическая реальность, с другой...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

11. Тербийет М. Данишмандане Азербайджан (Видные люди Азербайджана).

12. Тюркско-исламская энциклопедия. Т. 18, Стамбул, 1998 (на турецком языке).

Итак, увлечение Константина Бальмонта историей и философией народов Востока нашло свое отражение в его...

Похожие статьи

Методология в изучении истории государства и права...

Азербайджан, история государства, III, государство, исторический метод, отношение, территория Азербайджана, XXI века, современный период, азербайджанский народ.

Историко-этнопедагогические основы исследования семейного...

Независимое Азербайджанское государство вскоре добилось успехов в области независимой внутренней и внешней политики. В эти годы население Азербайджана составляло 8.141,4 тыс. человек, 50,8 % которого было городское, а 49,2 % — сельское население, мужчин было 3.988...

Родина Ноя – Нахчыван | Статья в сборнике международной...

Азербайджанский фольклор, как и фольклор других народов, является обобщением жизненного опыта народа.

На территории Азербайджана археологи обнаружили несколько древних поселений человека.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской...

За годы независимости украинский и азербайджанский народы ощутимо обогатились традициями народного опыта воспитания.

Традиции семейного воспитания составляют основу азербайджанской народно-педагогической системы.

Гянджинские лидеры национального движения Азербайджана...

Это человек с большой буквы, которого в городе почтительно называли «отцом народа».

А.Рафибейли обращается через прессу ко всему народу: « Да, мы создали общество, но средств недостаточно».[1] Тогда посильную помощь оказывает известный азербайджанский меценат...

Агулы | Статья в сборнике международной научной конференции

Распространены лезгинский, азербайджанский языки.

Судопроизводство основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманские права (шариат).

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.

Мнение общенационального лидера азербайджанского народа...

Путь, открытый для азербайджанского народа исламской религией, Священным Кораном, будет продолжен, и постепенно мы будем создавать условия для того, чтобы наша религия заняла достойное место.

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Проходящие по территории Азербайджана коммуникационные линии удачно соперничают с другими аналогичными системами. Целенаправленная деятельность азербайджанской дипломатии, с одной стороны, и геополитическая реальность, с другой...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

11. Тербийет М. Данишмандане Азербайджан (Видные люди Азербайджана).

12. Тюркско-исламская энциклопедия. Т. 18, Стамбул, 1998 (на турецком языке).

Итак, увлечение Константина Бальмонта историей и философией народов Востока нашло свое отражение в его...

Задать вопрос