Газотурбинные установки имеют широкое применение в энергетике и транспорте газа.
Экономичность современных ГТУ достигла достаточно высоких пределов, их КПД находится в диапазоне 35-38%. Но в процессе эксплуатации иногда возникает необходимость подогревать рабочее тело на входе в ГТУ, что сказывается на выходных показателях и экономичности. Для оценки влияния подогрева воздуха на параметры ГТУ проводились испытания на ГПА Ц-6.3 с двигателем НК-12СТ.
Целью данных испытаний было определение мощностей, КПД, расходов топлива при включенном и отключенном обогреве ВОУ.
По данным полученным в ходе испытаний согласно документам [1] и [2] расчетным путем были получены следующие величины:
Мощности
КПД ГТУ
Расходы топлива
Численные значения этих параметров представлены в таблице 1
Также по данным экспериментальных испытаний были построены графики зависимостей
приведенной мощности ГТУ от приведенной температуры продуктов сгорания перед СТ,
эффективного КПД ГТУ от приведенной мощности ГТУ.
Кривые зависимости представлены на рисунках 1 и 2
Расчетные параметры работы ГПА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
||
№ п/п |
Параметр |
Разм. |
Режим 1 |
Режим 2 |
Режим 3 |
Режим 4 |
Режим 5 |
Режим 6 |
Режим 7 |
Режим 8 |
Режим 9 |
Режим 10 |
|
Параметры ГТУ |
|
обогрев открыт |
обогрев закрыт |
||||||||
1 |
Мощность на эксплуатационном режиме |
кВт |
5595 |
5347 |
5102 |
4905 |
5818 |
5596 |
5334 |
5112 |
4902 |
5876 |
2 |
Расход топливного газа на эксплуатационном режиме |
нм3/ч |
2614 |
2541 |
2463 |
2364 |
2724 |
2517 |
2463 |
2387 |
2310 |
2639 |
3 |
Эффективный КПД ГТУ на эксплуатационном режиме |
% |
23,0% |
22,6% |
22,3% |
22,3% |
22,9% |
23,9% |
23,3% |
23,0% |
22,8% |
23,9% |
4 |
Приведенная к нормальным условиям (Т=288 К, Ра=101 кПа) мощность на эксплуатационном режиме |
кВт |
5867 |
5615 |
5354 |
5145 |
6094 |
5960 |
5672 |
5425 |
5211 |
6230 |
Анализируя графики, представленные на рисунках 1 и 2, можно сказать, что в среднем отличие мощности при открыто и закрытом обогреве ВОУ составляет приблизительно 7-8%, разница КПД ГТУ несколько меньше и составляет примерно 0,7%.
Параллельно с обработкой экспериментальных данных проводилась теоретическая оценка влияния подогрева рабочего тела в ВОУ. Расчеты проводились в программе A2GTP разработанной на кафедре ТДУ СПбГПУ.
По результатам расчетов и экспериментальных данных построены графики зависимостей влияния температуры на эффективную мощность ГТУ и эффективный КПД ГТУ, причем построение графиков происходило в относительных координатах.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Как видно из графиков представленные на рисунках 3 и 4 экспериментальные и расчетные кривые имеют сходный характер, и отличаются только углом наклона. Это отличие можно объяснить погрешностью измерения при проведении эксперимента и особенностями системы регулирования конкретного агрегата.
- Выводы
Подогрев рабочего тела на входе в осевой компрессор отрицательно сказывается на выходных показателях ГТУ таких как мощность, КПД и ведет к перерасходу топливного газа, что подтверждается экспериментальными и расчетными исследованиями.
Экспериментальные и расчетные кривые имеют одинаковый характер и достаточную сходимость, что позволяет применять расчетный метод для оценки влияния подогрева рабочего тела на выходные параметры ГТУ.
Приведенная располагаемая мощность при подогреве рабочего тела в ВОУ уменьшается приблизительно на 7%, КПД на 0,7%.
- Литература:
- 1. ПР 51-31323949-43-99, ВНИИГАЗ. Методические указания по проведению теплотехнических и газодинамических расчетов при испытаниях газотурбинных ГПА.
- 2. ГОСТ 8.563.1-97. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Измерение расхода и количества жидкостей и газов методом переменного перепада давления.
- Литература: