В настоящее время проблема преступности мигрантов — иностранных граждан является весьма актуальной. Поскольку наблюдается повышенное внимание со стороны общества и государства к вопросам корреляции миграции и преступности.
Реалии таковы, что ни одно государство мира не сможет полноценно развиваться, если будет полностью обособленным от всего мирового сообщества. Абсолютно все государства находятся в тесной взаимосвязи между собой. Поскольку их объединяют всевозможные экономические, социальные, общественно-политические, культурные, научные и иные связи.
В настоящий момент наблюдается стойкая тенденция к увеличению масштабов миграционных потоков. Это объясняется стремительным развитием различных общественных институтов, технологий, а также увеличением скорости обмена информацией и ресурсами. Мигранты, покидая страну исхода, преследуют различные цели, в том числе для осуществления преступной деятельности.
В силу своих особенностей преступность иностранцев представляет относительно самостоятельный объект криминологического исследования. Поскольку для отнесения преступления к данной категории необходимо наличие специального субъекта преступления — иностранного гражданина. В современной криминологии преступность иностранных граждан рассматривается как разновидность преступности мигрантов.
Согласно ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1].
В последние годы наблюдается тенденция к устойчивому росту внимания со стороны специалистов различных отраслей науки к проблеме миграции, в том числе предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых мигрантами (иностранными гражданами).
Говоря о преступности мигрантов, подразумевают всю совокупность преступлений, совершенных мигрантами. Специфика указанных преступлений характеризуется особенностями самих групп мигрантов и их положением в обществе.
По мнению Зайончковской Ж. М. «миграция — это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему» [6, c.48].
Трудные жизненные ситуации, экстремальные условия, вызванные различными социально-экономическими и политическими кризисами, создают принципиально новые явления в миграции и её криминологически значимых характеристиках.
Характеризуется преступность иностранных граждан необходимо отметить такой признак как высокая латентность. Поскольку она регистрируется именно как преступность мигрантов только в том случае, если будет раскрыто преступление и изобличено виновное лицо
Показатели преступности мигрантов в субъектах РФ могут сильно разниться. Вклад мигрантов в преступность конкретного региона определяется, прежде всего, интенсивностью миграционного потока, который, как правило, выше в крупных населенных пунктах.
Особую тревогу вызывает миграция, которая приобретает ярко выраженный криминальный характер. Мигранты либо в нарушение действующего законодательства пересекают границу РФ, либо, используя легальные способы и документы, прибывают с целью занятия преступной деятельностью [3, c.157].
Характеризуя преступность мигрантов на территории Российской Федерации, следует отметить, что существует определенный преступный этнопрофессионализм, т. е. занятие преступной деятельностью как промыслом, являющимся основным источником дохода, требующим специализации знаний, навыков, умений и относящим исполнителей к криминальной среде и криминальной субкультуре.
В юридической литературе под личностью преступника-мигранта понимается совокупность социально-психологических свойств и качеств, а также социально-демографические особенности их формирования, которые при определенных ситуативных обстоятельствах приводят мигранта к совершению преступления.
Деформацию правосознания можно отнести к одной из основных причин преступности незаконных мигрантов. Аносова С. О. под деформацией правосознания понимает «изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению» [4, c.51].
В настоящее время ряд ученых выдвигает гипотезу о влиянии менталитета на характер девиантного, в том числе преступного поведения [5]. Уровень толерантности между иммигрантами и местным населением, задаваемый их ментальностью, оказывает существенное влияние на характер их девиантного, в том числе преступного поведения.
Характеризуя личность преступника-мигранта можно выделить ряд признаков:
− повышенная степень маргинальности;
− склонность к частой смене места жительства;
− отсутствие постоянных источников доходов;
− принадлежность к различным этническим группировкам, характеризующимися сплочённостью и конспиративностью.
В настоящий момент необходимо формирование эффективной государственной политики в сфере предупреждения и пресечения преступности мигрантов.
Основными направлениями миграционной политики в сфере борьбы с преступностью мигрантов являются:
- Совершенствование системы регистрации (учета) мигрантов.
- Создание единой информационной базы данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся на территории России.
- Осуществление контроля за деятельностью религиозных объединений, национальных диаспор и общин, объединенных по национальному признаку.
- Разработка и внедрение специальных памяток для иностранцев, въезжающих в Россию. Указанные памятки должны содержать е сведения о правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства, законодательстве РФ, и другой информации, касающейся пребывания указанных лиц на территории России.
- Создание в городах (регионах) страны центров по оказанию правовой, психологической и социальной помощи иностранным гражданам, при которых должны быть «телефоны доверия», курсы обучения русскому языку и т. д.
- Проведение необходимой работы в правовой сфере, а именно — ужесточение законов, регулирующих правовое положение иностранных граждан, режима пребывания, порядка въезда и выезда.
- Проведение постоянной целенаправленной работы по приему и обустройству трудовых мигрантов из иностранных государств. В этих целях на наш взгляд, в каждом регионе необходимо совместно с областными министерствами по труду и занятости населения, создать центры занятости по трудоустройству иностранных рабочих.
- Создание специального кодифицированного нормативно-правового акта «Миграционный кодекс Российской Федерации», где подробно изложить правовое положение, порядок пребывания, ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
- Аветисян А. С. Проблема преступности мигрантов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2011.
- Алимов Э. В., Григорьев А. В. Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза // Журнал российского права. 2015. № 10.
- Аносова С. О. Деформация правового сознания преступников-мигрантов: характеристика и предупреждение // Вестник ОмГУ, 2009. № 5.
- Антонов-Романовский Г. В., Чирков Д. К., Трушенко А. Н. Детерминанты преступности мигрантов — иностранцев из государств ближнего зарубежья // Миграционное право, 2014. № 2.
- Зайончковская Ж. М. Миграционная ситуация в современной России // Человек и труд, 2010. № 6.
- Павлик М. Ю., Виноградова А. Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры ее предупреждения // Царскосельские чтения, 2014.