Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу в муниципальных образованиях в Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Юричь, Д. В. Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу в муниципальных образованиях в Свердловской области / Д. В. Юричь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57262/ (дата обращения: 19.09.2020).



Земельный налог регулируется не только на федеральном уровне, большая часть важных вопросов решается на местном уровне, так как этот налог является местным. Именно поэтому существует на сегодняшний день достаточно вопросов с применением льгот по земельному налогу, так как в каждом муниципальном образовании правила свои. На территории Свердловской области 64 муниципальные образования, актами представительных органов этих муниципальных образований и регулируется земельный налог и льготы, применяемые по нему.

Ключевые слова: земельный налог, льгота по земельному налогу, налогоплательщик, кадастровая стоимость, акты представительных органов муниципального образования.

В научной литературе ведется дискуссия относительно величины льгот по земельному налогу, о категориях налогоплательщиков, которые могут претендовать на льготные условия по земельному налогу. Вербина О. Л. в своей статье предлагает «расширить и уточнить перечень физических лиц в Налоговом кодексе РФ, которые могут претендовать на льготы по земельному налогу, так как есть вероятность того, что в актах органов местного самоуправления, касающихся земельного налога на территории определённого муниципального образования, они будут не учтены» [1].

Земля как одно из главных богатств на протяжении всей истории обработки земли людьми и владения ими людьми подлежали учету, а затем и обложению различного рода налога. На сегодняшний день налогообложение земельных участков регулируется Налоговым кодексом РФ [2], а именно гл. 31 НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, так как он является местным. Земельный налог подлежит обязательной уплате на территории муниципального образования, что закреплено в ст. 387 НК РФ.

В данной статье хотелось бы раскрыть тему применения льгот по земельному налогу на территории муниципальных образований Свердловской области. Статьей 56 Налогового кодекса РФ указаны положения, касающиеся установления и использования льгот по всем налогам и сборам, которые предусмотрены в НК РФ, следовательно, применима и к земельному налогу. Льготами признаются преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, которые предусматривают возможность не уплачивать налог или сбор, или уплачивать их в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не носят индивидуального характера.

Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет и уплачивается плательщиками на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиками земельного налога, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ [2], признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В решениях представительных органов местного самоуправления не в полной мере отражены все аспекты, касающиеся применения льгот по земельному налогу. Например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу № 33а-11161/2016 [3], отсутствует полный перечень документов, которые необходимы для возможности оформления льгот по земельному налогу, не прописана процедура получения льгот по земельному налогу. Проблемными являются вопросы, связанные с применением льгот для определенных категорий земель, например, в Определении судьи Свердловского областного суда от 16.02.2018 года, дело № 4га-851/2018 [4], было отказано в применении льготы, так как земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, то есть для осуществления предпринимательской деятельности, а льготы распространяются лишь на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности.

В 41 муниципальном образовании из 64, которые расположены на территории Свердловской области, в актах представительных органов местного самоуправления отсутствует перечень документов, необходимых для получения льготы по земельному налогу, например, в Арамильском городском округе [5], городском округе Дегтярск [6], Кушвинском городском округе [7], Рефтинском городском округе [8]. В нормативно — правовых актах вышеперечисленных муниципальных образований перечень документов, необходимых для подтверждения права на льготу налогоплательщиков, отсутствует, либо прописано как «документы, необходимые для подтверждения права на льготу». В связи с отсутствием конкретного перечня документов, возникает правовая неопределенность в реализации права на применение льготы в отношении конкретного земельного участка. Для получения льготы необходимо предоставить налоговому органу запрашиваемые документы, в определенных ситуациях с этим возникают трудности. Получение справок от администрации муниципального образования, исполнительных органов власти, уполномоченных на предоставление необходимых справок, осуществляется посредством подачи заявления на изготовление данной справки, ее получение. Для оперативности и упрощения жизни граждан данные справки можно выдавать посредством сети «Интернет» в виде электронного документа, который будет являться аналогом справки на бумажном носителе. Это упростит процесс для налогоплательщика, при обращении с пакетом документов для предоставления льгот в налоговые органы. Так как на сайте Федеральной налоговой службы прописаны три способа подачи указанных документов: через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика); почтовым сообщением в налоговую инспекцию; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги. При получении справок в электронном виде их можно сразу загрузить в «Личный кабинет налогоплательщика». Что значительно быстрее, менее затратно и удобно.

В некоторых решениях представительных органов муниципальных образований есть положение о применении льготы только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства в данных муниципальных образованиях, например на территории муниципального образования поселок Атиг [9].Таким образом, идет привязка к регистрации гражданина, в тоже время как в ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [10]указано, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. В Решении от 23 марта 2017 г. № 74 Думы городского округа Верхнее Дуброво [11], а также в п.5.2 Решения городского поселения Дружинино [12] есть положение о применении льготы по земельному налогу независимо от регистрации по месту жительства. В решении Думы Новолялинского городского округа [13] положение об обязательной регистрации по месту жительства для применения льготы по земельному налогу в данном муниципальном образовании отсутствует. Целесообразно исключить пункты, касающиеся условия регистрации по месту жительства для применения льготы по земельному налогу.

В ряде муниципальных образований льгота привязана к кадастровой стоимости земельного участка [14]. В Свердловской области уплата земельного налога осуществляется на основании сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр РФ) [15]. В Свердловской области введен переходный период для уплаты налогов и для подсчета его по кадастровой стоимости. На сегодняшний день данные не по всем участкам содержатся в реестре. Также часть кадастровой оценки участков подлежит пересмотру по заявлениям самих владельцев в связи с высокой ценой на них. Выгрузка данных из Росреестра проводится налоговыми органами. Для получения сведений налоговыми органами необходимо обеспечить работу Росреестра по внесению актуальных сведений в реестр, внесение сведений по всем земельным участкам, а также оперативно вносить изменения в кадастровую стоимость в связи с решением судебных органов.

Согласно пп.8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации [2] пенсионерам, получающим пенсии, которые регулируются пенсионным законодательством, а также лицам, достигшим пенсионного возраста 60 мужчины и 55 лет, соответственно, женщины, которым ежемесячно выплачивается пожизненное содержание, таким лицам предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. В большинстве муниципальных образований Свердловской области на местном уровне данные льготы предоставляются пенсионерам, но, например, в городском округе Красноуфимск [16] льготы предоставляются только неработающим пенсионерам по старости, пенсионерам, имеющие звание «Ветерана труда» в соответствии с ФЗ «О ветеранах», пенсионерам, имеющим звание «Труженик тыла», на территории Кушвинского городского округа [7] 50 % платят только получатели трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Учитывая невысокий уровень пенсий в Российской Федерации было бы правильным предоставить льготу 100 % для всех категорий пенсионеров.

Ввиду того, что чаще всего льготы предоставляются лицам, которые являются наиболее уязвимыми, то забота государства — обеспечить соблюдение прав граждан со стороны государственных органов. Для этого необходимо оптимизировать деятельность исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, обеспечить взаимодействие между органами. Обеспечить получение справок и необходимых документов для реализации права на льготы по земельному налогу. Внести актуальные сведения в Росреестр. Это наиболее актуальные и значимые проблемы, которые возникают при применении льгот по земельному налогу.

Литература:

  1. Вербина О. Л. Отдельные проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации // Муниципальная служба: отдельные вопросы. — 2017. — № 3. — С. 19–22$
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// «Российская газета», N 148–149, 06.08.1998;
  3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25.08.2018);
  4. Бюллетень судебной практики по административным делам Свердловского областного суда (первый квартал 2018 г.)"//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.08.2018);
  5. Решение Арамильской муниципальной Думы от 27.10.2005 N 20/2 «Об утверждении Положения «Об установлении земельного налога на территории Арамильского городского округа»//СПС КонсультантПлюс;
  6. Решение Думы городского округа Дегтярск от 27.11.2014 N 441«Об установлении земельного налога на территории городского округа Дегтярск»// СПС КонсультантПлюс;
  7. Решение Думы Кушвинского городского округа от 24.11.2014 N 306 «Об установлении и введении на территории Кушвинского городского округа земельного налога с 1 января 2015 года»// СПС КонсультантПлюс;
  8. Решение Думы городского округа Рефтинский от 22.07.2014 N 170 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа Рефтинский в новой редакции»// СПС КонсультантПлюс;
  9. Решение Думы МО р. п. Атиг от 19.11.2008 N 146 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования рабочий поселок Атиг»// СПС КонсультантПлюс;
  10. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242–1(ред. от 27.12.2018)«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»// КонсультантПлюс(дата обращения
  11. Решение Думы городского округа Верхнее Дуброво от 23.03.2017 N 74 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Верхнее Дуброво»// СПС КонсультантПлюс;
  12. Решение Думы Дружининского городского поселения от 23.11.2017 N 25 «Об установлении и введении в действие на территории Дружининского городского поселения земельного налога, обязательного к уплате в 2018 году»// СПС КонсультантПлюс;
  13. Решение Думы Новолялинского городского округа от 31.10.2013 N 130 «Об установлении земельного налога на территории Новолялинского городского округа»// СПС КонсультантПлюс;
  14. Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» из информационного банка «Свердловская область» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=157822#05732785679435541 (дата обращения: 3.02.2019);
  15. Сайт Управления Росреестра по Свердловской области// URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-sverdlovskoy-oblasti/;
  16. Решение Думы городского округа Красноуфимск от 25.10.2018 N 33/2 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Красноуфимск» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих право на применение льготы по земельному налогу»)// СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): земельный налог, Российская Федерация, муниципальное образование, льгота, кадастровая стоимость, место жительства, РФ, Свердловская область, местное самоуправление, Налоговый кодекс РФ.


Ключевые слова

кадастровая стоимость, земельный налог, налогоплательщик, льгота по земельному налогу, акты представительных органов муниципального образования

Похожие статьи

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

ФЗ РФ № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу

Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без...

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные...

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление...

Изменение в налогообложении: налог по кадастровой стоимости

Ключевые слова: кадастровая стоимость, кадастровая оценка, налог, недвижимость. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс

Также налоговая ставка будет установлена в размере от 0,1 до 0,3 % от кадастровой оценки, в зависимости от решения муниципальных...

Проблемные аспекты, связанные с уплатой земельного налога...

земельный налог, порядок уплаты земельного налога, обязанность, право собственности на землю, налоговые отношения, возникновение обязанности по уплате земельного налога, кадастровая стоимость, регистрация права собственности на земельный участок.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В настоящее время в Российской Федерации подавляющее большинство представителей местного самоуправления своей главной

В структуре доходов местных бюджетов важное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в форме дотаций...

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения...

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5.08.2000

Российская Федерация, налог, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская...

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ (далее – НК РФ) отсутствует глава, регламентирующая правоотношения субъектов при начислении и уплате налога на имущество физических лиц.

налог, РФ, инвентаризационная стоимость, имущественное...

Льготы при определении кадастровой стоимости.

Налоговая база, соответствии главой 32 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости объектов

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Похожие статьи

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

ФЗ РФ № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу

Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без...

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные...

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление...

Изменение в налогообложении: налог по кадастровой стоимости

Ключевые слова: кадастровая стоимость, кадастровая оценка, налог, недвижимость. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс

Также налоговая ставка будет установлена в размере от 0,1 до 0,3 % от кадастровой оценки, в зависимости от решения муниципальных...

Проблемные аспекты, связанные с уплатой земельного налога...

земельный налог, порядок уплаты земельного налога, обязанность, право собственности на землю, налоговые отношения, возникновение обязанности по уплате земельного налога, кадастровая стоимость, регистрация права собственности на земельный участок.

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В настоящее время в Российской Федерации подавляющее большинство представителей местного самоуправления своей главной

В структуре доходов местных бюджетов важное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в форме дотаций...

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения...

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5.08.2000

Российская Федерация, налог, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская...

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ (далее – НК РФ) отсутствует глава, регламентирующая правоотношения субъектов при начислении и уплате налога на имущество физических лиц.

налог, РФ, инвентаризационная стоимость, имущественное...

Льготы при определении кадастровой стоимости.

Налоговая база, соответствии главой 32 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости объектов

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Задать вопрос