Особенности деятельности транспортных предприятий Калининградской области в условиях анклава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Гамзаев, Б. А. Особенности деятельности транспортных предприятий Калининградской области в условиях анклава / Б. А. Гамзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57239/ (дата обращения: 20.04.2024).



Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что с точки зрения реализации национальных стратегических задач Калининградская область относится к числу важнейших регионов, обеспечивающих экспорт российских грузов в страны Западной Европы. Анклавное положение Калининградской области представляет собой «коридор развития», играя при этом важную роль в международных отношения между РФ и ЕС.

Ключевые слова: анклав, грузооборот и объем перевозок автомобильного и железнодорожного видов транспорт, особая экономическая зона, валовой региональный продукт, коэффициент естественного прироста населения, экономика.

Несомненно, что одна из важнейших отраслей экономики Калининградской области — это транспорт. Нужно подчеркнуть, что в данном секторе региональной экономики занята значительная часть трудоспособного населения — 9,6 % по данным за 2017 г. Более того, вся «история» научных и стратегических воззрений региональных экономистов за постсоветский период делает из транспорта Калининградского региона некое волшебное окно в мир богатой и успешной экономики. Но все-таки по фактору трудовой популярности в данном регионе это средняя отрасль. Например, в системе недвижимости14 занято примерно столько же трудовых ресурсов, как и на транспорте.

В этом секторе региональной экономики Калининградской области на ведущую роль претендуют, и вполне обоснованно, различные виды транспорта. Например, в соответствии с информацией, опубликованной на ресурсе Калининградской железной дороги, а также прозвучавшей в докладе заместителя начальника железной дороги по Калининградский области о том, что 80 % объема перемещаемых в Калининградской области грузов выполняется железнодорожным транспортом [1].

Действительно, то, что этот вид транспорта Калининградской области является важнейшей составляющей транспортного комплекса региона. Здесь расположено 29 грузовых станций, в том числе 4 пограничных и 3 припортовых. Эксплуатационная длина главных путей составляет 952 км, эксплуатационная длина станционных путей — 499 км. Калининградская железная дорога готовится в «полном объеме» предоставлять свои возможности по использованию международных коридоров из Европы до Владивостока и далее в Китай и Южную Корею компаниям — отправителям и получателям грузов.

По данным Росстата, объем перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом по Калининградской области за 2017 г. составляет, соответственно, 3,7 и 5,3 млн. тонн [3]. Объективная тенденция такова, что удельный вес объема перевозок грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности по Калининградской области в объеме перевозок автомобильным транспортом в целом по РФ постоянно снижается: с 0,195 % в 1995 г. до 0,1 в 2017 г. Но по отправлению грузов железнодорожным транспортом общего пользования аналогичный показатель уменьшился почти в 3 раза/

По мнению региональных экспертов, перевозки на автомобильном транспорте по стоимости превышают железнодорожный тариф на 30 %, а доставку грузов с использованием паромного сообщения Балтийск — Санкт-Петербург — на 20 %. Причина: транзитный разрыв с основной территорией страны. Это системное свойство анклавов, негативно влияющее на конкурентоспособность экономики ввиду высоких финансовых и временных затрат на транспортировку продукции в материнское государство [3]. Однако, в соответствии с приведенными статистическими данными, объемы перевозок «падают» именно на железнодорожном транспорте.

Тем не менее, региональные специалисты отмечают, что федеральное правительство в своих указах не учитывает специфику региона, имея в виду несколько важных вопросов: 1. утилизационный сбор на автомобильном транспорте; 2. временные затраты на таможенное оформление грузов; 3. грузовую изоляцию региона:

  1. Повышение размера утилизационного сбора приводит к тому, что подержанная техника будет стоить дороже новой. Но лишь некоторые международные автоперевозчики могут позволить себе обновление парка новыми автомобилями. В основном, это обновление происходит за счет подержанных автомобилей 3–5 лет.
  2. Представители логистических компаний говорят о том, что доставка грузов на автомобильном транспорте занимает в два раза больше времени, чем доставка груза на такое же расстояние по основной территории России, а затраты на ее осуществление за последние 10 лет увеличились на 40 %.
  3. Периодически проблемы с польскими разрешениями постоянно возникают и, по оценкам региональных экспертов и перевозчиков грузов на автомобильном транспорте, они увеличиваются. На примере одной из компаний таких разрешений было выдано меньше заявленных на 40 % [2].

Прогнозные расчеты по удельному весу грузооборота автомобильного транспорта в процентах позволяют надеяться, что объемы транспортной работы по Калининградской области в тонно-километрах все-таки будут расти.

В Калининградской области расположен единственный незамерзающий порт России на Балтике. Порт Калининград в юго-восточной части Балтийского моря имеет выгодное положение. Расстояние до важнейших иностранных портов на Балтике — от 63 до 1099 морских миль.

За последние пять лет грузооборот порта находится в интервале от 11,7 до 13,8 тыс. т. Количество судозаходов за 2018 г. составило 3704 [3]. В Калининградском регионе активно развивается портовая инфраструктура. Во исполнение поручения Президента РФ от 05.10.2013 № Пр-2368 в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596, реализуется проект «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области, как первый этап реализации мероприятия «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград».

Таким образом, в Калининградской области реализуются различные проекты по улучшению и развитию транспортной инфраструктуры.

Литература:

  1. ОАО «РЖД» «Калининградская железная дорога». «Презентация услуг Калининградской железной дороги»
  2. Поляков Р. К., Дуров А. В. Развитие Калининградской области в аспекте формирования кластерных образований // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 12. С. 1929–1948.
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. М., 2017. С. 1028, 1034.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, Балтика, доставка грузов, Калининград, Калининградский регион, региональная экономика, РФ, утилизационный сбор.


Ключевые слова

экономика, особая экономическая зона, валовой региональный продукт, анклав, грузооборот и объем перевозок автомобильного и железнодорожного видов транспорт, коэффициент естественного прироста населения

Похожие статьи

Особенности и перспективы рынка международных...

Отличительной особенностью отрасли автомобильного транспорта Калининградской

Доля транзитных грузов, следующих через Калининградскую область на остальную территорию России, незначительна.

Калининградская область – эксклавный регион, самый западный...

Некоторые механизмы повышения эффективности транспортной...

Оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область подразумевает дифференциацию трех потенциально возможных механизмов: железнодорожный, морской, воздушный транспорт. Систематизируем критерии выбора в...

Формирование алгоритма адаптации транспортного комплекса...

Калининградская область обладает значительным потенциалом, чтобы сформировать ключевое ядро перевалочного пункта на пути грузов из Европы в Россию. Подобное развитие позволит транспортному комплексу стать ведущим в масштабах региональной экономики.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

Ключевые слова: Калининградская область, приоритеты регионального развития.

— развитие и улучшение транспортной инфраструктуры региона, не только за счет основных — автомобильного и железнодорожного видов транспорта, но и за счет перспективного...

Анализ изменения структуры рынка грузоперевозок в современных...

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, транспортный сектор, государственное регулирование, натуральное

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России. В России доля железнодорожных...

Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Балтика-Транс»

‒ организация перевозки грузов другими видами транспорта (железнодорожный, воздушный). При этом в структуре выручки от

Состав и структура выручки от предоставления логистических услуг (за исключением перевозки грузов автомобильным транспортом) при осуществлении...

Анализ деятельности ООО «Балтика-Транс» на современном этапе

Группа компаний «Балтика-Транс», анализируемая в данной работе, является транспортно-экспедиционной компанией. Для лучшего анализа компании необходимо представлять, в каком состоянии находится отрасль и среда осуществления ее внешнеэкономической деятельности.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Калининградская область – это самый западный и самый маленький по площади субъект Российской Федерации.

[1]. Наш регион по-настоящему уникален. В области множество памятников культурного наследия, доставшихся по наследству от Восточной Пруссии...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят...

Для перевозки грузов компания использует собственный автотранспорт грузоподъемностью

Морским транспортом было перевезено наибольшее количество грузов в компании, в 2016

Рис. 4. Структура грузов, перевозимых морским транспортом компании ООО «Балтика-Транс».

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного...

Сегодня же большинство контейнерных грузов из портов вывозят автомобильным, а не

Сейчас в городе и области упускается выгода от привлечения международных контейнерных

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе. В настоящее время доля...

Похожие статьи

Особенности и перспективы рынка международных...

Отличительной особенностью отрасли автомобильного транспорта Калининградской

Доля транзитных грузов, следующих через Калининградскую область на остальную территорию России, незначительна.

Калининградская область – эксклавный регион, самый западный...

Некоторые механизмы повышения эффективности транспортной...

Оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область подразумевает дифференциацию трех потенциально возможных механизмов: железнодорожный, морской, воздушный транспорт. Систематизируем критерии выбора в...

Формирование алгоритма адаптации транспортного комплекса...

Калининградская область обладает значительным потенциалом, чтобы сформировать ключевое ядро перевалочного пункта на пути грузов из Европы в Россию. Подобное развитие позволит транспортному комплексу стать ведущим в масштабах региональной экономики.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

Ключевые слова: Калининградская область, приоритеты регионального развития.

— развитие и улучшение транспортной инфраструктуры региона, не только за счет основных — автомобильного и железнодорожного видов транспорта, но и за счет перспективного...

Анализ изменения структуры рынка грузоперевозок в современных...

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, транспортный сектор, государственное регулирование, натуральное

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят во многие регионы России. В России доля железнодорожных...

Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Балтика-Транс»

‒ организация перевозки грузов другими видами транспорта (железнодорожный, воздушный). При этом в структуре выручки от

Состав и структура выручки от предоставления логистических услуг (за исключением перевозки грузов автомобильным транспортом) при осуществлении...

Анализ деятельности ООО «Балтика-Транс» на современном этапе

Группа компаний «Балтика-Транс», анализируемая в данной работе, является транспортно-экспедиционной компанией. Для лучшего анализа компании необходимо представлять, в каком состоянии находится отрасль и среда осуществления ее внешнеэкономической деятельности.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Калининградская область – это самый западный и самый маленький по площади субъект Российской Федерации.

[1]. Наш регион по-настоящему уникален. В области множество памятников культурного наследия, доставшихся по наследству от Восточной Пруссии...

Перевозку грузов железнодорожным транспортом производят...

Для перевозки грузов компания использует собственный автотранспорт грузоподъемностью

Морским транспортом было перевезено наибольшее количество грузов в компании, в 2016

Рис. 4. Структура грузов, перевозимых морским транспортом компании ООО «Балтика-Транс».

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного...

Сегодня же большинство контейнерных грузов из портов вывозят автомобильным, а не

Сейчас в городе и области упускается выгода от привлечения международных контейнерных

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе. В настоящее время доля...

Задать вопрос