Использование активных методов на уроках ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Косовская, М. А. Использование активных методов на уроках ОБЖ / М. А. Косовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57226/ (дата обращения: 16.04.2024).



Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и мыслительной деятельности. В данной работе представлена характеристика некоторых видов активных методов, пример использования одного из них на уроке и их эффективность. Появление активных методов способствует обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Ключевые слова: активные методы, анализ, метод, самообучение, активная деятельность, обучение.

При изучении Основ безопасности жизнедеятельности одним из важных структурных элементов процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих компетенций, которые всегда находится в зоне пристального внимания. [1, 24 с.] Для формирования ключевых компетенций на занятиях можно применить следующие методы:

анализ конкретных ситуацийодин из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, игровое производственное проектирование — активный метод обучения, семинар-дискуссияпроцесс диалогического общения участников, «Круглый стол»форма познавательной деятельности обучающихся, а дискуссия — часть «круглого стола» по любой тематике.

Педагогические игровые упражнения — разновидность развлекательных игр: викторины, конкурсы, состязания, кроссворды. Многие виды активных методов применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. [3, 21 с.] Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с задачами и целями урока.

Цели

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм, семинар-дискуссия

Эффективное предъявление теоретического материала

мозговой штурм, деловая игра

Самообучение

деловая игра, семинар-дискуссия

Применение знаний, умений

Групповая дискуссия

Развития навыков активного слушания

Групповая дискуссия

Рекомендации по использованию активных методов обучения из опыта работы в политехническом отделении ГБПОУ ЮЭТ.

УРОК ИГРА «Береженного Бог бережет». Использование игровых ситуаций, мультимедийных средств и практических навыков способствует повышению интереса к рабочей профессии, повышению самооценки студентов и стремлению расширить свой кругозор в профессиональной сфере. [5, 33 с.].

Помимо теоретических вопросов организован практический конкурс по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Форма: интеллектуально — игровая (викторина).

Цель: Познакомить учащихся с основными причинами поражения электрическим током. Действием электрического тока на организм человека. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током

формирование знаний и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций с электрооборудованием, по характерным признакам анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи: Образовательная: знать правила электробезопасности, дать возможность студентам в разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные раннее знания.

Воспитательная: способствовать воспитанию у студентов неукоснительного выполнения правил электробезопасности

Развивающая: активизировать развитие памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, связанных с использованием электроприборов.

Оборудование: АРМ, огнетушители, плакаты, презентация, фильм

Участники игры: студенты групп первого курса.

План урока:

Мотивация темы урока. Демонстрация видеоролика с нарушениями правил электробезопасности.

Вопрос: как вы думаете, как называется тема нашего урока?

Электробезопасность в быту и на производстве.

Изложение нового материала:

  1. Основные причины поражения электрическим током
  2. Действие электрического тока на организм человека и виды электротравм

І этап. Викторина “ Электробезопасность”.

Итак — первый тур разминочный. Вопросы по электробезопасности. Для ответа необходимо поднять руку с места.

ІІ этап. “Найдите нарушения». Каждой команде предоставляются фото с нарушениями требований охраны труда. Найти 3 нарушения. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

III.Тур И завершающий этап — практический проводит каждая группа самостоятельно. Разработка проекта каждой командой самостоятельно «Электричество наш друг или враг?» Придумать ситуационную задачу о нарушениях правил электробезопасности.

Предлагаются ситуации с ранениями студентов; аптечка первой медицинской помощи. Необходимо как можно быстрее и правильнее оказать первую помощь при ожогах, переломах, травмах, реанимационных мероприятиях и как провести освобождение пострадавшего от воздействия электрического тока.

Заключение: Видеофильм. «Памятка по электробезопасности». Подведение итогов игры. Слово почетному жюри. Награждение победителей.

В заключение раскрывается, что активные методы позволяют так же эффективно в процессе урока осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры, отвечающие современным потребностям общества. Активные методы обучения помогают на более легком уровне усвоить изучаемый материал и повысить качество обучения. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения.

Литература:

  1. Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения [Текст] / М. М. Анцибор.- Тула: Искусство, 2001. — 254 с.
  2. Беспалько, В. П. Программированное обучение [Текст] /В. П. Беспалько — М.: Искусство, 2002. — 132 с.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] /В. П. Беспалько — М.:Академия, 2001. — 234 с.
  4. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская — М.: Искусство, 2001. — 234 с.
  5. Брушменский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А. В. Брушменский — М.: Академия, 2003.- 321 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электрический ток, активный метод обучения, групповая дискуссия, активное обучение, деловая игра, команда, мозговой штурм, нарушение правил электробезопасности, организм человека, основная причина поражения.


Ключевые слова

анализ, обучение, метод, самообучение, активные методы, активная деятельность

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Мозговой штурм, или мозговая атака, может стать этапом деловой игры. Каждая из команд чётко и быстро отвечает на вопросы, находит решение

ролевая игра, мозговой штурм, деловая игра, урок биологии, интерактивный метод обучения, шар, игра, задача, урок физики...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Интерактивное обучение как средство развития... Деловая игра - средство моделирования

 Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Методы активного обучения подразумевают активную работу двух элементов, составляющих процесс обучения: студентов (обучаемых) и преподавателей (обучающих). Только при условии сознательной активности студентов и активизации студентов преподавателями возможно...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Ключевые слова:активное обучение, интерактивное обучение, деловая игра. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я. А. Каменский).

Активные формы обучения на уроках информатики

В статье рассмотрены распространенные активные формы обучения. Использование данных форм и методов обучения применительно для преподавания уроков информатики. Ключевые слова: активные формы, методы обучения, уроки информатики.

Внедрение в образовательный процесс активных...

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, деловая игра, учебное занятие, активный метод обучения, проблемная ситуация, предметное содержание, практическая работа, ОКА, игровой метод, учебный предмет.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Следующий метод активного обучения это тренинги — обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе

Урок «Информатики и ИКТ» с применением метода интерактивного обучения как мозговой штурм.

Активные методы обучения как средство формирования...

В данной статье рассмотрены основные общекультурные компетенции, а также активные методы обучения, такие как метод проектов мозговой штурм, кейс метод, при помощи которых можно наиболее эффективно формировать у студентов данные компетенции.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Мозговой штурм, или мозговая атака, может стать этапом деловой игры. Каждая из команд чётко и быстро отвечает на вопросы, находит решение

ролевая игра, мозговой штурм, деловая игра, урок биологии, интерактивный метод обучения, шар, игра, задача, урок физики...

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

Интерактивное обучение как средство развития... Деловая игра - средство моделирования

 Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Методы активного обучения подразумевают активную работу двух элементов, составляющих процесс обучения: студентов (обучаемых) и преподавателей (обучающих). Только при условии сознательной активности студентов и активизации студентов преподавателями возможно...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Ключевые слова:активное обучение, интерактивное обучение, деловая игра. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я. А. Каменский).

Активные формы обучения на уроках информатики

В статье рассмотрены распространенные активные формы обучения. Использование данных форм и методов обучения применительно для преподавания уроков информатики. Ключевые слова: активные формы, методы обучения, уроки информатики.

Внедрение в образовательный процесс активных...

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, деловая игра, учебное занятие, активный метод обучения, проблемная ситуация, предметное содержание, практическая работа, ОКА, игровой метод, учебный предмет.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Следующий метод активного обучения это тренинги — обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе

Урок «Информатики и ИКТ» с применением метода интерактивного обучения как мозговой штурм.

Активные методы обучения как средство формирования...

В данной статье рассмотрены основные общекультурные компетенции, а также активные методы обучения, такие как метод проектов мозговой штурм, кейс метод, при помощи которых можно наиболее эффективно формировать у студентов данные компетенции.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.

Задать вопрос