Столыпин П. А.: государственная служба | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 13.03.2019

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Давлетшин И. Р. Столыпин П. А.: государственная служба // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 125-128. — URL https://moluch.ru/archive/249/57155/ (дата обращения: 19.04.2019).



В период работы на государственной службе Столыпин прошел путь от рядового чиновника до председателя правительства. В это время ярко проявились его качества как инициативной и творческой личности, раскрылся его ораторский талант. Работая на различных должностях, он приобрел административный опыт и превратился в деятеля общегосударственного масштаба. С течением времени у него росло понимание необходимости кардинальных реформ в стране. В саратовский период окончательно сформировались политические и экономические взгляды Столыпина и программа его реформ. Будучи на посту председателя правительства, он стремился, с одной стороны, провести реформы, с другой, боролся против революционного движения. По мере стабилизации политической ситуации в стране Столыпин стал терять поддержку со стороны монарха и его окружения и в дальнейшем оказался в изоляции.

Ключевые слова: государственная дума, Саратовская губерния, губернский предводитель дворянства, верховная власть, государственная служба, гродненский губернатор, земское самоуправление, крестьянская община.

Еще до окончания университета в октябре 1864 г. Столыпин поступил на службу в Министерство внутренних дел. Почему из многих государственных учреждений он выбрал МВД? В то время Министерство внутренних дел было отнюдь не министерством полиции, а центральным органом в системе государственного управления. Поэтому служба в МВД для человека таких убеждений, как Столыпин, была более престижной, чем в других структурах [3, с. 57]. Некоторые исследователи связывают такой выбор с представлениями о своей миссии, сложившимися у него к тому времени. По их мнению, Столыпин уже тогда понимал, что Россия нуждается в кардинальных реформах. При этом, правда, отмечают, у него имелись только «самые общие представления о характере преобразований» — до тщательно разработанной программы было еще далеко [6, с. 29]. Однако каких-либо серьезных поручений Столыпин в МВД не получил, и его связь с министерством являлась формальной.

В 1866 г. Столыпин перешел в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. Движущим мотивом при этом для него, по мнению исследователей, был интерес к вопросам перестройки земельных отношений [6, с. 29]. Работа в Департаменте, продолжавшаяся 3 года, вооружила его знаниями, что впоследствии позволило ему создать целостную концепцию реформ в аграрном секторе.

Практика чиновничьей работы в столице много дала будущему реформатору — это касается не только ознакомления с ситуацией в сельском хозяйстве и его наиболее острыми проблемами. На основе личного опыта он приобрел представление о механизме и принципах функционирования государственного аппарата, что в дальнейшем пригодилось ему в ходе его деятельности на различных должностях.

Последующие 13 лет, с 1889 по 1902 год, Столыпин служил ковенским уездным, а затем и губернским предводителем дворянства. На этом этапе государственной службы сформировались качества инициативной и творческой личности Столыпина. Он приобрел административный опыт. Как подчеркивают исследователи, именно в этот период в его мировоззрении произошли существенные изменения. Изучение научных трудов отечественных и зарубежных авторов по экономике и праву, сама действительность — все это способствовало восприятию Столыпиным либеральных идей в духе «улучшений сверху» [3, с. 65]. Тогда же более укрепилась его уверенность в необходимости предоставить крестьянам возможность свободного выхода из общины с предоставлением земли в собственность. Помимо прочего этому способствовало то, что, находясь в приграничной губернии, он видел, на каком высоком уровне находится земледелие в соседней Германии при полном отсутствии института крестьянской общины.

Находясь уже на должности губернского предводителя дворянства, он также сосредоточил свое внимание на вопросах земского самоуправления. Изучение проблемы введения земских учреждений в окраинных губерниях усилило его уверенность в актуальности для России кардинального реформирования системы власти, включая передачу максимума властных полномочий из центра на места. Все эти взгляды и идеи в той или иной мере отразились в подготовленных им аналитических записках, некоторые из которых направлялись министру внутренних дел В. К. Плеве.

В 1902 году Петр Столыпин был назначен гродненским губернатором. Он был одним из самых молодых среди тогдашних губернаторов. В чем заключалась причина его выдвижения на губернаторское кресло? Одни исследователи объясняют карьерный рост семейными связями Столыпина. При этом его выдающиеся способности не подвергаются сомнению. Однако подчеркивается, что он «пока что особо их не проявил» [7, с. 124]. Более объективной представляется точка зрения тех исследователей, которые считают, что семейные связи, протекция отца и родственников со стороны жены, сыграли решающую роль лишь в самом начале его государственной службы. Начиная с момента назначения Столыпина ковенским губернским предводителем дворянства, учитывалась лишь успешная результативность его работы, ставшая широко известной в бюрократических кругах [6, с. 35].

Гродненским губернатором Столыпин пробыл недолго. Именно на этом посту он сформировался в деятеля общегосударственного масштаба [4, с. 14]. Будучи руководителем губернии, входившей в число наиболее проблемных, Столыпин сумел установить диалог с местными общественными группами и осуществлять эффективное управление территорией. Гродненский опыт Столыпина был высоко отмечен на самом верху. Об этом свидетельствует тот факт, что министр внутренних дел В. К. Плеве попросил молодого губернатора оценить свой план изменения системы земского самоуправления в западных губерниях [6, с. 47].

Гродненская губерния стала и полигоном Столыпина, где он впервые попытался реализовать элементы своей будущей аграрной реформы [6, с. 49]. Этому благоприятствовало следующее обстоятельство. По должности он возглавил губернский комитет особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, организованный по инициативе министра финансов Витте.

Необходимо отметить, что Столыпин начал реализацию своей реформаторской программы без одобрения Петербурга. Это происходило в тот момент, когда в высших кругах столицы многие рассматривали крестьянскую общину в качестве фундамента самодержавия, а ее разрушение полагали выгодным только революционерам.

В начале 1903 года Столыпин был назначен саратовским губернатором. Это событие ознаменовало наступление нового этапа в становлении Столыпина как государственного деятеля. Саратовская губерния имела давнюю репутацию самой неспокойной в Российской империи. Как и в Гродно, Столыпин прежде всего пытался установить взаимодействие власти и местного общества. Новый губернатор реорганизовал систему управления губернией, избавляясь от коррумпированных чиновников.

За время губернаторства на лошадях, пароходе или поезде Столыпин объездил свыше сотни населенных пунктов. При этом он лично проводил ревизию волостных правлений, канцелярий сельских старост, беседовал с людьми, вникая в положение дел в губернии.

Летом 1905 года, когда Саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения, он, пренебрегая опасностью для жизни, вместе с казаками объезжал бунтующие деревни, уговаривал крестьян успокоиться. Когда методы убеждения не срабатывали, он решительно подавлял волнения с помощью войск, арестовывал зачинщиков. По мере усиления революционных выступлений Столыпин все чаще прибегал к репрессиям с использованием полиции и войск.

Управление Саратовской губернией позволило Столыпину расширить представления о будущих преобразованиях, развить те взгляды на предстоящие реформы, которые у него возникли и развивались в предшествующий период. Исследователи единодушны в том, что именно в Саратове окончательно оформились политические и экономические взгляды Петра Столыпина и программа его реформ [2, с. 53; 3, с. 65].

Весной 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Выдвижение провинциального губернатора на одну из ведущих должностей в правительстве являлось экстраординарным решением императора Николая II. Причина этого заключалась в том, что верховная власть остро нуждалась в приходе на ключевые посты представителей новой генерации убежденных монархистов. Почему выбор пал на Столыпина? Отвечая на этот вопрос, некоторые исследователи указывают на семейные связи [2, с. 55]. Другие полагают, что важнейшим обстоятельством явилось личное знакомство Столыпина с Николаем II, состоявшееся во время посещения последним Саратовской губернии в 1904 г. [3, с. 159; 6, с. 77]. А. Я. Аврех выдвинул предположение, что «почин» Николая II «был обусловлен энергичным подавлением Столыпиным аграрного движения в Саратовской губернии» [1, с. 17].

Молодой министр внутренних дел очень быстро установил отношения с императорским двором и правительством, а также подобрал сотрудников для своего министерства. В отличие от прежних министров он не только имел свое мнение по различным вопросам, но и пытался проводить в жизнь те идеи, которые, на его взгляд, способствовали укреплению самодержавной власти. Работавшие с ним отмечали, что Столыпин «делал то, что находил полезным, совершенно не считаясь с тем, как отнесутся к его действиям люди, имевшие большое влияние в высших сферах» [5, с. 73].

Решительные действия Столыпина, направленные на умиротворение страны, способствовали росту его авторитета. Популярность министра возросла также в связи с выступлениями его в I Государственной думе, где проявился его блестящий ораторский талант.

В июле 1906 года, сразу же после роспуска I Государственной думы, Столыпин был назначен председателем правительства. На этом посту в самом начале он попытался создать коалиционный кабинет, куда вошли бы представители главных партий, не выступавшие с революционных позиций. Однако попытка создания коалиционного правительства не имела успеха. В дальнейшем Столыпин пытался установить диалог со II Государственной думой, в которой он видел партнера верховной власти. Он составил правительственную программу реформ, предусматривавшую ускорение социально-экономических процессов в стране и в перспективе — эволюцию политического строя от самодержавной монархии к конституционной. Столыпин провел Указ 9 ноября 1906 года, открывший путь к реформированию аграрного строя.

Одновременно с этим Столыпин по-прежнему продолжал безжалостную борьбу с революционным движением, всякими беспорядками, террористическими актами. По инициативе П. А. Столыпина было утверждено положение о военно-полевых судах, выносивших приговоры по делам о терроризме в течение 2 суток, и приводивших их в исполнение за 24 часа. С августа 1906 г. по апрель 1907 г. было казнено 1100 человек [2, с. 58]. Казни через повешение по приговору военно-полевых судов дали депутату Думы Ф. И. Родичеву повод назвать петлю «столыпинским галстуком».

Весной 1907 г. в правительственной декларации Столыпин заявил о целом ряде законопроектов, приготовленных кабинетом для внесения в Государственную Думу. Однако Дума не оправдала надежд на созидательную работу. В результате Столыпин подготовил Манифест о роспуске Думы и Положение о выборах в III Думу.

Проводимая Столыпиным политика дала свои позитивные результаты: удалось добиться стабилизации политической ситуации в стране. С этого момента стала проявляться тенденция смены безграничного доверия Столыпину со стороны Николая II на недопонимание и подозрительность.

Чем объясняется охлаждение в отношениях между ними? При ответе на этот вопрос исследователи обращают внимание на различные факторы. В этой связи приведем мнение П. С. Кабытова [3, с. 211]. Этот историк объясняет перемену во взаимоотношениях колоссальным ростом популярности Столыпина во всех кругах общества. Постепенно фигура Столыпина вольно или невольно стала отодвигать императора на второй план. Это все более тревожило монарха и его окружение. С другой стороны, утрата доверия самодержца к Столыпину была обусловлена резко возросшей активностью оппозиционных к реформатору политических сил, выступавших за незыблемость или возврат к традиционным формам управления в стране.

Тем не менее, вплоть до 1909 г., по мнению исследователей, Николай II продолжал безоговорочно поддерживать все его реформаторские начинания [4, с. 105]. Инцидент с не утверждением императором правительственного законопроекта весной 1909 г., который спровоцировал Столыпина на принятие решения об уходе в отставку, явился наглядной демонстрацией наметившихся расхождений между ними.

После парламентского кризиса весной 1911 г., когда Столыпин вновь демонстративно подал в отставку, его отношения с Николаем II дали уже очевидную «трещину»

На Столыпина, лишившегося поддержки императора, Столыпина обрушилась со всех сторон непрекращающаяся критика. Проправительственные партии блокировали его попытки вести плодотворную работу с III Государственной думой. В результате началось стремительное падение престижа Столыпина, а он сам он оказался в изоляции.

Первого сентября 1911 г. во время спектакля в г. Киеве на Столыпина было совершено покушение. От полученных ран он через несколько дней скончался. Многие обстоятельства этого происшествия до сих пор остаются невыясненными. В разное время выдвигались различные версии покушения, однако ни одна из них не была подкреплена убедительными доказательствами.

Литература:

  1. Аврех, А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. / А. Я. Аврех М.: Политиздат, 1991. 286 с.
  2. Зырянов, П. Н. П.А. Столыпин // Россия на рубеже веков: исторические портреты. / П. Н. Зырянов М.: Политиздат, 1991. 48–78 с.
  3. Кабытов, П. С. П.А. Столыпин: последний реформатор российской империи / П. С. Кабытов Самара: изд. «Самарский университет», 2006. 218 с.
  4. Могилевский, К. И., Соловьев К. А. П. А. Столыпин: личность и реформы. 2-е изд., перераб. и доп. / К. И. Могилевский, К. А. Соловьев М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 143 с.
  5. Столыпин, П.А. глазами современников / Под общ.ред. П. А. Пожигайло. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 367 с.
  6. Табачник, Д.В., Воронин В. Н. Петр Столыпин: крестный пут реформатора Д. В. Табачник, В. Н. Воронин / М.: Молодая гвардия 2012. 27–28 с. ил. Жизнь замечательных людей.
  7. Щербаков, А. Петр Столыпин. Революция сверху. А. Щербаков / М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Государственная дума, Саратовская губерния, государственная служба, губернский предводитель дворянства, III, верховная власть, гродненский губернатор, земское самоуправление, крестьянская община, административный опыт.


Похожие статьи

Земская реформа 1864 г. по воспоминаниям современников

Земское самоуправление учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и...

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

В статье рассматривается деятельность Государственной Думы 1906–1917 годов и определяется место и роль в ней парламентариев, представлявших Владимирскую губернию. Ключевые слова: Государственная дума, депутаты Владимирской губернии, партия кадетов...

Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его...

Столыпин ратовал за его принятие, однако Государственный совет, к его неожиданности, отклонил

Слишком уж мало просуществовали земства в западных губерниях: всего лишь два года

III Государственная Дума — единственная из всех, которая просуществовала весь.

Аграрная реформа П.А. Столыпина | Статья в журнале...

Как губернский предводитель дворянства в Прибалтике, П.А.Столыпин внимательно изучал крестьянские хозяйства. Особенно тщательно он изучал опыт в Пруссии, отмечая высокое трудолюбие и процветание хуторов по сравнению с общинами.

Земские участковые начальники: требования к должности

крестьянским делам или земского начальника), имущественному (владение землей в

Порядок избрания и утверждения на должности земских участковых начальников носил

Губернаторы по результатам совещания с губернскими и уездными предводителями...

Земский деятель Мальцевский | Статья в сборнике...

Власти его предоставляются распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к

О том, что г. Мальцевский с высшими представителями губернской власти в весьма дружественных

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а...

Структура, функции и штат Астраханской губернаторской...

Председателем являлся губернатор, членами присутствия по воинской повинности являлись: Вице-губернатор, Губернский предводитель дворянства, Непременный член Губернского по крестьянским делам присутствия, Губернский воинский начальник и Губернский прокурор.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

Жалобы на Уездные Земские Управы на невыдачу пособий рассматривались Губернской Земской Управой.

Губернский Комитет по призрению семейств состоял под председательством Губернатора из Губернского Предводителя Дворянства...

К вопросу об исторических особенностях демократического...

Россия, Государственная Дума, парламентская демократия, государственная власть

Федеральное Собрание, Верховный Совет, Государственная Дума, государственное

Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная комиссия, Дума, проект...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Земская реформа 1864 г. по воспоминаниям современников

Земское самоуправление учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и...

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе...

В статье рассматривается деятельность Государственной Думы 1906–1917 годов и определяется место и роль в ней парламентариев, представлявших Владимирскую губернию. Ключевые слова: Государственная дума, депутаты Владимирской губернии, партия кадетов...

Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его...

Столыпин ратовал за его принятие, однако Государственный совет, к его неожиданности, отклонил

Слишком уж мало просуществовали земства в западных губерниях: всего лишь два года

III Государственная Дума — единственная из всех, которая просуществовала весь.

Аграрная реформа П.А. Столыпина | Статья в журнале...

Как губернский предводитель дворянства в Прибалтике, П.А.Столыпин внимательно изучал крестьянские хозяйства. Особенно тщательно он изучал опыт в Пруссии, отмечая высокое трудолюбие и процветание хуторов по сравнению с общинами.

Земские участковые начальники: требования к должности

крестьянским делам или земского начальника), имущественному (владение землей в

Порядок избрания и утверждения на должности земских участковых начальников носил

Губернаторы по результатам совещания с губернскими и уездными предводителями...

Земский деятель Мальцевский | Статья в сборнике...

Власти его предоставляются распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к

О том, что г. Мальцевский с высшими представителями губернской власти в весьма дружественных

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а...

Структура, функции и штат Астраханской губернаторской...

Председателем являлся губернатор, членами присутствия по воинской повинности являлись: Вице-губернатор, Губернский предводитель дворянства, Непременный член Губернского по крестьянским делам присутствия, Губернский воинский начальник и Губернский прокурор.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

Жалобы на Уездные Земские Управы на невыдачу пособий рассматривались Губернской Земской Управой.

Губернский Комитет по призрению семейств состоял под председательством Губернатора из Губернского Предводителя Дворянства...

К вопросу об исторических особенностях демократического...

Россия, Государственная Дума, парламентская демократия, государственная власть

Федеральное Собрание, Верховный Совет, Государственная Дума, государственное

Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная комиссия, Дума, проект...

Задать вопрос