Типы и содержание взаимодействия семьи и школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Ваульчикова, А. П. Типы и содержание взаимодействия семьи и школы / А. П. Ваульчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57128/ (дата обращения: 25.04.2024).



На сегодняшний день очевидна большая роль образовательных организаций в нашей стране. Во многих законопроектах в приоритет ставится сфера образования, развитие подрастающего поколения, активное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования. Одним из важнейших социальных институтов выступает семья, которая также становится активным участником образовательного процесса и неотъемлемой частью процесса становления личности ребенка. Особого внимания заслуживает согласованная эффективная деятельность семьи и школы как необходимого элемента учебно-воспитательного процесса.

В общем смысле понятия «партнерство» рассматривается как совместная работа, достигнутое соглашение, сотрудничество [1]. Термины «партнерство» и «сотрудничество» практически взаимозаменяемы, так второе понимается как контакт, поддержание связи и т. п. Общее определение именно социального партнерства дано Е. Н. Землянской, так она называет его «особым типом взаимодействия равноправных субъектов, формирующегося на основе заинтересованности обеих сторон в обучении и воспитании детей и развития их социокультурного окружения, ориентирующий участников на поиск согласия, достижения консенсуса, оптимизацию отношений» [2]. Ряд авторов приводит схожее с названным ранее определение понятия, но дополненное и расширенное, сообразно со сферой деятельности. Так, например, Н. Г. Одинец включает в него добровольность и осознанность при исполнении обязанностей участниками партнерских отношений, а также ответственность за выполнение или невыполнение их надлежащим образом [3]. Г. Л. Мозжухина добавляет необходимость правовой основы взаимодействия сторон, то есть подкрепленное документацией, локальными актами, законами наличия основ для эффективного партнерства и сотрудничества. При этом оба автора объединяют понятия партнерства, сотрудничества и взаимодействия, не проводя между ними четкой грани в контексте сферы образования [4].

Различные варианты содержания и форм социального партнерства позволяют существовать следующим основным типам социального партнерства школы и семьи в образовательной сфере.

Коммуникативно-дидактическому, который состоит из взаимообучения благодаря общению педагогов и родителей. Здесь роли педагога и родителя приравниваются друг к другу, каждый участник учебно-воспитательного процесса может повлиять на ход образовательной деятельности: выступить на круглом столе с участием детей, стать членом школьно-семейного клуба, задачей которого является просвещение родителей в вопросах школы, а также оказанию им помощи по воспитанию и развитию ребенка. Все переговоры и принятие важных решений должны быть основаны на дидактических подходах, подкреплены теоретическими сведениями и локальными документами; родители также могут быть включены в прохождение различных образовательных курсов или мастер-классов, на которых им расскажут о том, как верно построить взаимоотношения с ребенком, каким образом на него повлиять и т. п. [6]

Экспертному, который предполагает совместный анализ педагогами и родителями учебно-воспитательного процесса школы. Может быть создан специальный совет, организованы отдельные встречи, на которых будут представлены доклады руководства школы, высказаны пожелания со стороны родительской общественности. Здесь также важно отметить документальное сопровождение встреч, приглашенных представителей администрации, сотрудников учреждений дополнительного образования, которые смогут наладить прямой контакт, как со школой, так и с родителями, что в дальнейшем облегчит организацию работы с обучающимися: запись их в кружки и секции, различные нововведения в учебно-воспитательном процессе.

Проектно-деятельностному; благодаря разработке и реализации совместных проектов в социальной, образовательной, культурной сферах, а также отдельных акций для поддержания воспитательного потенциала станет возможным решение многих проблем образовательного процесса. Немаловажную роль играет и создание творческих коллективов, которые с помощью искусства могут реализовать различные идеи, проработать сценарий действия в той или иной ситуации учебно-воспитательного процесса. Видом помощи выступает обычная беседа или полноценная консультация со специалистами конкретных сфер и областей [5].

Многое из несформированного в нужное время в семье приходится вынужденно вырабатывать в ребенке в школьные годы. Проблема взаимодействия и сложность в совместной работе данных социальных институтов заметно влияет на состояние уровня воспитанности и образованности подрастающего поколения. В настоящее время благодаря новым положениям об образовании в России удается начать постепенное разрешение противоречий и конфликтных ситуаций, которые существуют в работе данных групп общественности. Начало любого сотрудничества предполагает нахождение общих точек соприкосновения, в рамках взаимодействия школы и семье следует учитывать духовную, нравственную, моральную, этическую, эстетическую, а также материально-техническую базы, с помощью которых возможно наладить партнерские взаимоотношения. Важно понимать, что и в каком виде может дать каждая из сторон; также важно учитывать интересы участников и их реальные возможности по реализации той или иной программы.

Литература:

1. Петровский А. М., Голубева О. В., Седых Д. В. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования // КНЖ. — 2017. — № 4 (21). — С. 64–67.

2. Землянская Е. Н. Реализация требований ФГОС НОО в программах подготовки бакалавров педагогического образования (аспект воспитания) // Преподаватель ХХI век. — 2014. — № 1. — С.11–19.

3. Одинец Н. Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с семьей: дис.... канд. пед. наук. — Иркутск, 2006. — 136с.

4. Мозжухина Г. Л. Педагогическое партнерство общеобразовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис.... канд. пед. наук. — Брянск, 2006. — 243 с.

5. Дроздов Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2016. — № 180. — С.68–72.

6. Юдина Е. И. Инновационный опыт социализации детей в совместной с родителями художественно-творческой деятельности // Научный поиск в социализации: стратегии, технологии, опыт. Материалы 1У Международной научно-практической конференции 23–29 марта 2013 г., часть 2. — М., МПГУ. — 2013. — С. 141–146.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, дополнительное образование, образовательный процесс, подрастающее поколение, родитель, семья, социальное партнерство.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации...

- социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство, педагогический процесс...

Система установления социального партнерства дошкольной...

Процесс установления социального партнерства образовательной организации с социумом сложный и многогранный процесс, который основывается на принципах социальной справедливости, согласования интересов, добровольности, равно выгодности, ответственности...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их

Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

Итогом организации социального партнерства должно выступать подлинное доверие и партнёрство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повышается эффективность позитивного воспитательного...

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и

Процесс формирования отношений партнерства приобретает новые организованные начала в

Социально-культурное партнерство выступает фактором формирования положительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации...

- социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, социальное партнерство, родитель, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, единое образовательное пространство, педагогический процесс...

Система установления социального партнерства дошкольной...

Процесс установления социального партнерства образовательной организации с социумом сложный и многогранный процесс, который основывается на принципах социальной справедливости, согласования интересов, добровольности, равно выгодности, ответственности...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их

Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

Итогом организации социального партнерства должно выступать подлинное доверие и партнёрство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повышается эффективность позитивного воспитательного...

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и

Процесс формирования отношений партнерства приобретает новые организованные начала в

Социально-культурное партнерство выступает фактором формирования положительного...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Задать вопрос