Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Городянина, Дарья. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов / Дарья Городянина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57114/ (дата обращения: 24.04.2024).



В России лечебно-оздоровительными местностями и курортами признано значительное число территорий России. В благоприятных климато-геологических условиях Mинеральных Bод, Черноморского побережья Кавказа, на Северо-Западе и в Средней полосе России, в Калининградской области, на Алтае, Урале, в Сибири, Приморье и других регионах располагается большинство санаторно-курортных организаций. В их числе — санатории, санаторные оздоровительные лагеря, санатории для родителей с детьми, детские санатории, бальнео-, грязе- и водолечебницы [14, с.121].

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов в соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [3] относятся:

− представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

− участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

− контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

− участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

− ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

В данной связи Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» [11].

Указанное Положение было разработано с целью регулирования отношений в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.

Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.

Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения необходимо соблюдение следующей процедуры:

органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена такая территория, подготавливают пакет документов для признания такой территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения.

Затем представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации [12]. На основании заключения этого совета Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.

Можно отметить, что процедуры признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения похожи между собой и построены по принципу признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, закрепленному в Постановлении Правительства РФ N 1426 [11].

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения производится в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях сохранения лечебных ресурсов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Природные лечебные ресурсы могут предоставляться юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний на основании лицензий, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, которое в зависимости от его значения утверждается соответствующим органом исполнительной власти [8,9].

В проекте Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года [16], подготовленным Минэкономразвития, предусматривается приоритетное развитие геостратегически важных территорий — Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4].

Развитие туризма в уникальных масштабах России представляется сложной стратегической задачей. В условиях ограниченных ресурсов финансовых, трудовых, инфраструктурных ключевое место занял кластерный подход к организации экономики. Его применение широко декларируется в программных документах социально-экономического развития, в том числе и развития туризма в российских регионах. Этот подход применятся при создании особых экономических зон. В настоящее время формирование и развитие особых экономических зон (ОЭЗ) рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов пространственного развития экономики и привлечения инвестиций [13, с.148]. В основе создания туристско-рекреационных кластеров и ОЭЗ туристско-рекреационного типа (далее ОЭЗ ТРТ) лежит механизм государственно-частного партнерства.

Принятие ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [6] явилось началом их создания.

ОЭЗ ТРТ были созданы в целом ряде регионов, имеющих высокий разнообразный туристско-рекреационный потенциал, позволяющий организовывать широкий спектр туристских продуктов и услуг в разных видах туризма. На нулевом уровне функционирования регионы имели существенные различия в уровне обеспечения общей инфраструктурой, что впоследствии сказалось на эффективности функционирования.

За период с 2007 года было создано 13 ОЭЗ ТРТ, 8 из которых были постепенно закрыты (в том числе, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Куршская коса», созданная в 2007 году) в основном по причине отсутствия инвесторов-резидентов и неудовлетворительного управления деятельностью ОЭЗ.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что можно выделить целый ряд общих проблем для всех ОЭЗ. Так среди основных причин недостаточного их развития можно выделить:

− правовые проблемы регулирования ОЭЗ;

− недостаточное бюджетное финансирование;

− административные барьеры;

− отсутствие долгосрочной бизнес-модели управления ОЭЗ;

− недостаточность квалифицированных кадров; неразвитость инженерной и транспортной инфраструктуры [15, с.46–50].

К этому перечню на наш взгляд необходимо добавить:

− отсутствие инвесторов, способных реализовывать масштабные инфраструктурные проекты в сфере туризма;

− недостаточные льготы и преференции для резидентов по сравнению со стоимостью кредитных средств.

Таким образом, сложившаяся практика создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа показала их низкую эффективность. Вместе с тем мировая практика и деятельность ОЭЗ в других сферах показывает их эффективность и жизнеспособность.

В этой связи необходимо пересмотреть подходы к выделению и управлению, продвижению особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Реализация таких масштабных проектов как ОЭЗ должна являться результатом совместных усилий федеральных и региональных властей, частных инвесторов, а также управляющих компаний.

Для правового обеспечения развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов представляет интерес региональное законодательство, регламентирующее создание и развитие экологических сетей (систем охраняемых природных территорий различного правового статуса), обеспечивающих устойчивость природных и культурных ландшафтов на входящих в их состав и прилегающих территориях и способствующих сохранению биологического и ландшафтного разнообразия территорий.

Принципиальное значение для совершенствования законодательства в сфере использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет обоснованный в доктрине экологического права экосистемный подход. Как отмечается в научной литературе, такой подход является одним из основных принципов современного российского экологического права. Он реализуется посредством установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами. В свое содержание он включает установление и осуществление мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе, т. е. учитывает все естественные и антропогенные факторы, создаваемые в процессе природопользования.

Экосистемный подход предлагается применять к естественным экологическим системам. Под ними в ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] понимаются объективно существующие части природной среды, которые имеют пространственно-территориальные границы и в которых живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Такой подход применим и к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, поскольку природные лечебные ресурсы, находящиеся в пределах данных территорий, а также расположенные вне их границ, находятся во взаимосвязи не только между собой, но и с другими компонентами окружающей среды. Эта взаимосвязь требует согласования и корреляции законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах не только с природоохранным, но и с земельным, водным, лесным и иным природоресурсным законодательством, регулирующим отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным. В качестве примера можно привести пп. 2 п. 2 ст. 44 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ32 [1], которым запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На наш взгляд, обосновано внесение предложения по согласованию норм законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах и законодательства о недрах, в частности — необходимость уточнения предусмотренного в ст. 6 Закона «О недрах» вида пользования недрами — образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). Предлагаем изложить рассматриваемую совокупность признаков, характеризующих значение особо охраняемых геологических объектов, следующим образом: «...имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, оздоровительное (лечебно-оздоровительное) и иное значение».

Перспективы совершенствования законодательства о лечебных природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах необходимо оценивать в контексте взаимодействия со сложным по своей структуре и содержанию законодательством об экологической и других видах безопасности, на проблемы которых указывается в научной литературе.

Как предусматривается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 53735 [7], одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации на среднесрочную перспективу является усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, что требует развития курортной сферы, организации эффективного использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Важная роль в правовом обеспечении курортного дела отводится градостроительному законодательству. Пунктом 5 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ [2] предусматривается установление градостроительных регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации применительно к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Совершенствование правового регулирования отношений по использованию и охране природных лечебных ресурсов, развитию курортного дела должно основываться на вышеизложенных основных концептуальных подходах и реализовываться через пакетный принцип совершенствования специального закона о лечебно-оздоровительных местностях и курортах и смежного законодательства.

Литература:

1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 8 июня 2006 г. N 121, в «Парламентской газете» от 8 июня 2006 г. N 90–91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381

2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018)// Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2004 г. N 290, в «Парламентской газете» от 14 января 2005 г. N 5–6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 16

  1. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 N 26-ФЗ (с изм.от 28.12.2013 г.) // Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (с изм. от 31.12.2017 г.)// Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2014 г., в «Российской газете» от 3 июля 2014 г. N 146, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3378

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.)// Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133

  1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901941445
  2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»//Российская газета, 19.05.2009 г. № 88
  3. Постановление Правительства РФ от 26.08.2000 N 633 «Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное»// Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г., N 36, ст. 3657
  4. Постановление Правительства РФ от 26.08.2000 N 634 «Об утверждении Положения о курорте федерального значения Зеленоградск»// Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г., N 36, ст. 3658
  5. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426
  6. «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения»// Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5799, в «Российской газете» от 28 декабря 1996 г., N 249
  7. Приказ от 01.11.2004 г. № 180 «О межведомственном экспертном совете при министерстве здравоохранения и социального развития РФ по вопросам признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.02.2007 N 122, от 14.03.2008 N 117н, от 30.04.2008 N 209н)// Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья — www.alppp.ru.
  8. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России — 2017 / И. В. Голубкин, М. М. Бухарова, Л. В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. — М.: АКИТ, 2017. URL: сhttp://akitrf.ru/upload/iblock/904/904021dfa3a4f48da5d1 5ff7493e51fc.pdf
  9. Выпханова Г. В. Концептуальные основы совершенствования законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах//Lex Russica, № 6 (115) июнь 2016
  10. Селеванова Е. В. Международный и российский опыт создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа: проблемы и перспективы/Вестник СевКавГТИ, № 1(24), 2016.
  11. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=2FA6D5024E9EBA13278D603406428D95&req=query&opt=1&div=LAW&REFDOC=144190&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_DOC_I_BACKREFS&ts=3032515508229386621&mode=backrefs#04819995001231596
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, курорт, лечебно-оздоровительная местность, местность, ресурс, федеральное значение, местное значение, окружающая среда, признание территории, туристско-рекреационный тип.


Похожие статьи

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО.

Наиболее ярко выраженным потенциалом обладает Северо-Кавказский Федеральный округ.

При этом, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, субъекты РФ, входящие в состав...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области).

Официальная федеральная и региональная статистика (Росстат и Иркутскстат), также как и

Необходимо отметить, что туристско-рекреационные ресурсы неравномерно распределены...

Основы формирования и характеристика особых экономических...

- Туристско-рекреационную зону (ТРЗ) — территория, на которой ведут туристско-рекреационную

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют специальные

Туристско-рекреационные специальные экономические зоны...

Проблема эффективности управления и анализ состояния...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона... Приводится характеристика перспективных зон, готовых к развитию современной

Значение парковых зон для жителей городской среды. Общая площадь территории парковой зоны равна 36 гектаров, из которых 5...

Особенности природно-климатических условий бассейна реки...

Основные рекреационные ресурсы горных районов: рельеф, климатические условия

Сочетание климатических показателей с абсолютной высотой местности положено в основу

Туристско-рекреационный регион чаще всего обозначают в научной литературе как...

Особенности экономики регионов туристско-рекреационной...

В последнее время значение и роль населенных пунктов – местных сообществ туристской дестинации, культуры и особо специфичных для данной территории традиций - подчеркивается в исследованиях о туризме и развивает дискуссии по данной теме...

Современное состояние и перспективы развития...

Идея создания туристско-рекреационных кластеров на территории Северного Кавказа начала воплощаться несколько лет назад, но до сих

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм, туристская индустрия, развитие, Россия, въездной туризм, туристский комплекс...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края...

Туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт Кавминводы» сформирован и включен в мероприятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В рамках развития данного кластера...

Значение туристических ресурсов в развитии туризма

Библиографическое описание: Абрамян М. А. Значение туристических ресурсов в развитии

Поэтому туристические ресурсы могут быть названы также рекреационно-туристическими.

Туризм имеет определенное воздействие на окружающую среду, использует конкретные...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

«Лечебно-оздоровительный отдых» в г. Саки, это четвертый кластер. Сакский район имеет уникальные лечебные ресурсы и благоприятные климатические условия. Именно эти главные факторы и стали основными в определении туристской специализации кластера.

Похожие статьи

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО.

Наиболее ярко выраженным потенциалом обладает Северо-Кавказский Федеральный округ.

При этом, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, субъекты РФ, входящие в состав...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области).

Официальная федеральная и региональная статистика (Росстат и Иркутскстат), также как и

Необходимо отметить, что туристско-рекреационные ресурсы неравномерно распределены...

Основы формирования и характеристика особых экономических...

- Туристско-рекреационную зону (ТРЗ) — территория, на которой ведут туристско-рекреационную

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют специальные

Туристско-рекреационные специальные экономические зоны...

Проблема эффективности управления и анализ состояния...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона... Приводится характеристика перспективных зон, готовых к развитию современной

Значение парковых зон для жителей городской среды. Общая площадь территории парковой зоны равна 36 гектаров, из которых 5...

Особенности природно-климатических условий бассейна реки...

Основные рекреационные ресурсы горных районов: рельеф, климатические условия

Сочетание климатических показателей с абсолютной высотой местности положено в основу

Туристско-рекреационный регион чаще всего обозначают в научной литературе как...

Особенности экономики регионов туристско-рекреационной...

В последнее время значение и роль населенных пунктов – местных сообществ туристской дестинации, культуры и особо специфичных для данной территории традиций - подчеркивается в исследованиях о туризме и развивает дискуссии по данной теме...

Современное состояние и перспективы развития...

Идея создания туристско-рекреационных кластеров на территории Северного Кавказа начала воплощаться несколько лет назад, но до сих

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм, туристская индустрия, развитие, Россия, въездной туризм, туристский комплекс...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края...

Туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт Кавминводы» сформирован и включен в мероприятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В рамках развития данного кластера...

Значение туристических ресурсов в развитии туризма

Библиографическое описание: Абрамян М. А. Значение туристических ресурсов в развитии

Поэтому туристические ресурсы могут быть названы также рекреационно-туристическими.

Туризм имеет определенное воздействие на окружающую среду, использует конкретные...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике...

«Лечебно-оздоровительный отдых» в г. Саки, это четвертый кластер. Сакский район имеет уникальные лечебные ресурсы и благоприятные климатические условия. Именно эти главные факторы и стали основными в определении туристской специализации кластера.

Задать вопрос