Диалектика индивидуального и всеобщего в духе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калдыбай, Кайнар Калдыбайулы. Диалектика индивидуального и всеобщего в духе / Кайнар Калдыбайулы Калдыбай, А. Д. Асылбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10.1 (248.1). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57076/ (дата обращения: 19.04.2024).



Общества и индивид, индивид и общество – это противоположности одного целого. Нет одного без другого. Одно определяется через другое. Отдельный человек не может существовать без общества. Люди, живущие на определенной территории, создают государство по необходимости. «Государство — это политическая форма организации общества на определенной территории, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все население страны» [6.]. Люди создают государство как средство обороны от внешних факторов, так и для регулирования отношений между индивидами внутри государства. Государство, таким образом, является всеобщим субъектом или «объективным духом». Как всеобщий субъект государство должно защищать и выражать всеобщие интересы своих граждан, а не интересы отдельных лиц. Когда государство выдвигает консолидирующую общество идею, то она призвана ответить на вопросы куда идти, как идти, что выбрать в качества смысла и цели существования, жизни. Почти как, когда человек задается вопросами, когда он осмысливает свою жизнь. Оно так и есть — национальная идея есть идея некоторого индивида или группы индивидов, а государственная идеология есть идеология некоторого индивида или группы индивидов, т. е. нас с вами. И если вы попросите показать вам государство, вам покажут отдельных людей, степь, леса, горы и реки, города и дома, дороги и мосты, и много еще другого, но только не природный предмет, который называется государством. В этом смысле отдельный человек намного реальнее, чем государство. Но, несмотря на это, государство реально существует. Если вы прикасаетесь земли, на которой живете, стены любого дома, школы, университета или же здороваетесь за руки своими друзьями и знакомыми, вы прикасаетесь к какой-то части государства. А то, что оно реально существует видно по его творениям. То, что не может сделать отдельный индивид, делает государство. Его творения налицо, — это большие города, сеть автомобильных и железных дорог и т. п. Государство обладает своим рассудком, разумом, волей. В этом смысле оно дух, субъект. Но этот субъект есть особенный субъект. Гегель называл его всеобщим духом или объективным духом. «Дух, таким образом, есть сама себя поддерживающая абсолютная реальная сущность» [1.с.343.]. Здесь говорится о том, что дух реально существует и он «сама себя поддерживающая абсолютная реальность». Большинство из нас являются материалистами. И конечно найдутся люди, которые скажут «покажите мне в природе предмет, который называется духом». Но достаточно небольшого наблюдения и мышления, чтобы понять, что дух действительно существует в том смысле, что он существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания. И это не противоречит материализму. Конечно, дух не может существовать сам по себе как движение материи, независимо от сознания человека. Например, электромагнитные волны, поле или электрический ток тоже невидимы глазу, они возникают там, где есть движение материи или, лучше сказать, они создаются движением материи и исчезают, как только движение прекращается. Но, то, что они объективно существуют, мы видим по их действиям, творениям. То, что не существует, не может действовать, не может двигать, творить. Так и дух. Дух есть самая сложная, самая высшая форма движения материи. То, что он объективно существует, мы видим по его действиям, по результатам его действия. Когда мы наблюдаем вокруг себя большие современные города с его высотками из металла и стекла, современную технику, огромные круизные лайнеры или большие пассажирские самолеты мы понимаем, что это результаты действия духа. Вы нигде в природе в естественном состоянии не найдете эти предметы и материалы. Буйство красок, широкий выбор форм и содержания, все это дело рук духа, жизни. Даже можно заглянуть в прошлое духа, увидеть след, который он оставил. Это древние города, пирамиды, памятники истории и культуры, манускрипты, книги философов и писателей, поэтов прошлого и много другое. Мы видим, что они пережили своих создателей и в этом смысле намного реальнее, чем их создатели. И теперь, если кто- то спрашивает, — «где дух, покажите мне дух?», то нам кажется, что этот человек похож на человека, который стоит в здании и спрашивает «где здание?». Он сам себя ищет и не видит себя. Итак, дух существует сам по себе, объективно, вне зависимости от человека. Для лучшего понимания духа как движения материи, следует считать, что он присущ всем живым организмам. Вопрос насколько этот дух «сознательный» остается, конечно, открытым. Но ученые уже обнаружили, что у высших животных, таких как обезьяны, слоны, дельфины есть сознание определенного уровня. Наука сегодня пытается обнаружить у растений что то, похожее на сознание. Таким образом, дух является свойством субстанции (материи) и, где есть жизнь, есть и дух. Для людей, которые привыкли считать дух свойством человека это, на первый взгляд, покажется необычным. Но достаточно небольшого движения мысли, чтобы понять, что это соответствует действительности. Мы считаем, что когда человек понял, что он является частью природы, частью животного мира земли, то для него это было духовным просвещением, его сознание сделала шаг вперед.

Насколько нам было важно показать, что дух существует объективно, сам по себе, вне зависимости от сознания отдельного человека, индивида, настолько же важно показать, что дух существует только через индивид, через отдельного человека. И, чтобы понять, насколько независимость нашей страны связано стремлением индивида этой страны к свободе, необходимо рассмотреть диалектику единичного и всеобщего, индивида и общества.

Выше мы сказали, что хоть общество, государство и является стихией существования духа, но конкретным, природным носителем духа является конкретный, единичный индивид. Государство есть некоторый всеобщий субъект, сборная команда, в котором играют на разных позициях отдельные индивиды. И если нет игроков, то нет и команды. Но, с другой стороны, отдельный игрок без других игроков, без команды не может играть. Команда качественно нечто другое, чем отдельный игрок. Хоть на первый взгляд может показаться, что понятие «команда» есть нечто абстрактное, но ее игра с другой командой и победа налицо, и тем самым она реально существует. Но, тем не менее, команда состоит от ее игроков. Каждый игрок старается внести свою лепту в успех команды. Команда и игрок противоположности одного целого. Нет одного без другого и наоборот. Гегель пишет об этом так: «Как субстанция и всеобщая, себе самой равная постоянная сущность дух есть неизменная и незыблемая основа и исходный пункт действования всех и их конечная цель как мысленное «в себе» всех самоcознаний» [1.с.343]. Духом здесь понимается не сознание отдельного индивида, а всеобщий дух, в данном случае общество, государство. Состояние команды зависит от качества ее игроков. «Эта субстанция есть точно так же всеобщее произведение, которое создается действованием всех и каждого как их единство и равенство, ибо она есть... действование... Это растворение и разъединение сущности есть именно момент действования и самости всех» [1.с.343].

Отождествляя дух с государством, обществом мы, конечно, сужаем понятие духа, но такая интерпретация дает возможность подчеркнуть нам, что человеческое сознание возникло в обществе себе подобных, благодаря обществу. И важно не упускать это из виду, когда речь идет об обществе или об индивиде. И когда люди противопоставляют себя обществу, то они забывают на время, что они являются в буквальном смысле продуктами этого общества. Но с другой стороны и у государства нет таких «высоких» целей, где он игнорировал бы права отдельного гражданина.

Государство и гражданин — это противоположности одного целого. Другими словами, одно не существует без другого. Каждая сторона этого целого, находит выгоду, в этом целом. Государству выгодно, чтобы его граждане были здоровыми и сильными, образованными, обладали высокой духовностью, ибо только такое государство преуспевает в развитии, в конкурентной борьбе. Но отдельные граждане получают больше выгоды. Свобода человека претворяется в действительность, когда он становится гражданином независимого, демократического государства. Покажем конкретность этого понятия. Достаточно вспомнить историю Робинзона Крузо, попавшего на необитаемый остров. Хотя у него почти не было обязанностей, но он лишился многих свобод. Он лишился свободы получать образование, общаться, делиться своими мыслями, обсуждать их, создавать семью, получать медицинскую помощь, ездить на красивой машине, летать на самолете, заниматься наукой и т. п. Человек в одиночку не может создать науку, построить самолет, теплоход, космический корабль и т. п. Человек в обществе может удовлетворять такие свои потребности, которые ему и в голову не пришли бы, если бы он жил на необитаемом острове. В современных городах с высокоразвитой инфраструктурой человек даже не задумывается о тех свободах, которые он не имел бы на необитаемом острове. Когда каждый день смотришь на чудо, оно перестает быть чудом. «В качестве субстанции дух (в нашей интерпретации государство) есть непоколебимое справедливое равенство самому себе; но в качестве для себя бытия эта субстанция есть растворенная, приносящая себя в жертву милостивая сущность, в которой каждый осуществляет свое собственное произведение, разрывает всеобщее бытие и берет от него свою долю себе» [1.с. 343.].

Но, в то же время, государство есть всеобщее произведение. «...Но эта сущая неизменная сущность есть не что иное, как выражение самой единичной индивидуальности, которая кажется противоположной этой субстанции; законы выражают то, что есть и что делает каждое отдельное лицо;» [1.с.283.]. Государство создается и существует благодаря каждому из нас. Каждый гражданин государства без исключения сознательно и бессознательно участвует в этом. Каждое честное сознание как индивид своим каждодневным трудом создает и поддерживает государство. «Его действия в качестве действительности принадлежит всеобщему; но содержание этого действия есть собственная индивидуальность, которая хочет сохранить себя в качестве «этой» единичной индивидуальности, противоположной всеобщему».

Литература:

  1. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа — Москва: Академический проект, 2008. — 767 стр.
  2. Гегель. Работы разных лет. В 2т Т.1 — М.: «Мысль» 1970. — 668 стр.
  3. Гегель. Работы разных лет. В 2т Т.2 — М.: «Мысль» 1971. — 630 стр.
  4. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Экспо, 2013. 736 стр.
  5. Абдильдин Ж. М., Абдильдин Р. Ж. Философия и логика Гегеля. — Алматы. 2011 -192 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): дух, государство, движение материи, общество, индивид, отдельный человек, всеобщий субъект, необитаемый остров, всеобщее произведение, отдельный игрок.


Похожие статьи

Игра как философский феномен человеческой деятельности

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Индивид — это личность, общество — это безличность, так социальная сущность человека рассматривается здесь как субъекта исторической

Анализируя психику и силу духа человека Э. Фромм видел свою задачу в осуществлении реформации психоанализа З. Фрейда и его...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ценностные ориентиры современного общества

Индивиду остается одна главная функция – выбирать из имеющихся образцов. Небывалый темп инноваций, породивший трактовку информационного общества как инновационного, настолько велик, что не оставляет человеку шансов осилить поставляемую информацию.

Историко-философский план формирования гражданственности...

Результатом создания всеобщего правового гражданского общежития станет возможность

Мыслители эпохи Просвещения позволили увидеть индивида как источник прогресса для

В силу понимания Г. Гегелем субъекта как носителя всеобщего оформляются и его взгляды на...

Человеческая деятельность как субстанция социального

Общество представляет собой социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его сознательной и целенаправленной деятельности и взаимодействия.

Феномен профессиональной карьеры в контексте П. А. Сорокина

Перемещение некоторого индивида с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это пример горизонтальной социальной мобильности. Но подобную горизонтальную мобильность невозможно рассматривать именно в контексте...

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга...

Исследуя процессы, связанные с сознанием человека, мы неизбежно сталкиваемся с феноменом рефлексивного сознания, которое можно назвать самосознанием, самоописанием, схватыванием состояний сознания и внутреннего мира человека.

Психоанализ Зигмунда Фрейда как способ объяснения...

Вопрос происхождения государства до сих пор остается открытым. Очевидно, что необходимость образования специального аппарата управления для координации деятельности общества...

Похожие статьи

Игра как философский феномен человеческой деятельности

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Индивид — это личность, общество — это безличность, так социальная сущность человека рассматривается здесь как субъекта исторической

Анализируя психику и силу духа человека Э. Фромм видел свою задачу в осуществлении реформации психоанализа З. Фрейда и его...

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития...

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ценностные ориентиры современного общества

Индивиду остается одна главная функция – выбирать из имеющихся образцов. Небывалый темп инноваций, породивший трактовку информационного общества как инновационного, настолько велик, что не оставляет человеку шансов осилить поставляемую информацию.

Историко-философский план формирования гражданственности...

Результатом создания всеобщего правового гражданского общежития станет возможность

Мыслители эпохи Просвещения позволили увидеть индивида как источник прогресса для

В силу понимания Г. Гегелем субъекта как носителя всеобщего оформляются и его взгляды на...

Человеческая деятельность как субстанция социального

Общество представляет собой социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его сознательной и целенаправленной деятельности и взаимодействия.

Феномен профессиональной карьеры в контексте П. А. Сорокина

Перемещение некоторого индивида с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это пример горизонтальной социальной мобильности. Но подобную горизонтальную мобильность невозможно рассматривать именно в контексте...

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга...

Исследуя процессы, связанные с сознанием человека, мы неизбежно сталкиваемся с феноменом рефлексивного сознания, которое можно назвать самосознанием, самоописанием, схватыванием состояний сознания и внутреннего мира человека.

Психоанализ Зигмунда Фрейда как способ объяснения...

Вопрос происхождения государства до сих пор остается открытым. Очевидно, что необходимость образования специального аппарата управления для координации деятельности общества...

Задать вопрос