Международно-правовая регламентация противодействия современным формам пиратства в целях обеспечения безопасности морских перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 08.03.2019

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Мялкина, К. А. Международно-правовая регламентация противодействия современным формам пиратства в целях обеспечения безопасности морских перевозок / К. А. Мялкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57064/ (дата обращения: 16.04.2024).



Пиратство относится к международным преступлениям против безопасности судоходства, посягая на свободу судоходства как основополагающую свободу открытого моря. Именно пиратство является одним из основных факторов, оказывающих влияние на безопасность морских перевозок, в связи с чем борьба с преступностью на море приобретает все большую актуальность.

Ключевые слова: пиратство, безопасность морских перевозок.

Piracy is an international crime against the safety of navigation, encroaching on the freedom of navigation as a fundamental freedom of the high seas. It is piracy that is one of the main factors affecting the safety of Maritime transport. In this connection, the fight against crime at sea is becoming increasingly important.

Keywords: piracy, Maritime safety.

Пиратство — это преступление международного характера, состав и противоправность которого определяются нормами международного права, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 год).

В настоящее время современное пиратство является глобальной проблемой, о чем свидетельствуют следующие доводы: масштабы пиратских нападений за последние годы беспрецедентны. Так, по данным Международного морского бюро, в период за 2000 по 2006 год в мире было отмечено свыше 2 400 актов пиратства (400 в год в среднем). В 2008 году резко увеличилось число актов пиратства или вооруженного разбоя в отношении судов на море во всем мире, при этом было захвачено 42 судна, взято в плен 815 моряков. В 2011 году было захвачено 28 судов, количество нападений на суда составило 439. По данным Бюро за 2018 год, произошла 201 разбойная атака; беспрецедентны последствия пиратских нападений. Ущерб от современного пиратства оценивается в 13–16 миллиардов долларов; очевидна особая общественная опасность данного преступления. Жертвами пиратства являются не только граждане разных государств, но и сами государства, а также юридические лица, которые зарегистрированы на их территории. Борьба с пиратством осложняется еще и тем, что нет единого понятия пиратства, а также международно-правового акта, который бы регулировал сотрудничество государств в данной сфере [4, с.88].

Если обратиться к истории, то видно, что сотрудничество по борьбе с пиратством насчитывает не один десяток лет. Так, еще в 1856 году была подписана Парижская декларация к мирному договору, которая объявила каперство вне закона, и к началу ХХ века данное деяние считалось международным преступлением.

Основными международными документами, которые регулируют сотрудничество государств в борьбе с пиратством являются: Женевская конвенция об открытом море 1958 года; Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года; Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС) 2004 года и др.

Кроме того, в данной области существуют региональные соглашения. Например, «Региональное соглашение о сотрудничестве и противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии», которое было подписано в 2005 году представителями Японии, Камбоджи, Сингапура и Лаоса [5].

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в борьбе с пиратством. В Морской доктрине РФ до 2020 года указывается, в частности, что безопасность мореплавания обеспечивается неукоснительным соблюдением норм международного права и российского законодательства [1]. Однако если анализировать международное сотрудничество Российской Федерации в данной области, то нужно учитывать территориальную удаленность от тех регионов, в которых совершение этого противоправного действия особенно распространено (Сомали, Аденский залив, Малайзия, Малаккский пролив, Нигерия, Гвинейский залив, Филиппины и Южно-Китайское море, Бразилия, побережье Тихого и Атлантического океанов). Тем не менее, В. В. Путин неоднократно отмечал, что в данном вопросе Россия готова к совместной работе со всеми партнерами в интересах обеспечения безопасности.

Данное сотрудничество, безусловно, является важным, поскольку имеется множество проблем по осуществлению сотрудничества борьбы с пиратством, в то время как решения указанных проблем в международных документах нет. Прежде всего, к данным проблемам относятся: вопросы процессуального характера; финансовые сложности, связанные, в частности, с необходимостью содержать лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении данного преступления до судебного разбирательства. Для государств, граждане которых вовлечены в подобную преступную деятельность (Сомали, Филиппины) данные расходы могут оказаться непосильными; в международном праве нет механизма скоординированного действия защиты от пиратства на универсальном, региональном, национальном уровнях, что вызвано неразвитостью существующих систем.

Кроме того, в наши дни лица, которые задержаны по подозрению в пиратстве, зачастую освобождаются на месте. Например, в декабре 2009 года моряки ВМФ Нидерландов вынуждены были отпустить 13 сомалийских пиратов, поскольку ни одно государство не согласилось судить преступников на своей территории. В течение недолгого времени в Кении в г. Мобасе действовал суд, имевший юрисдикцию в отношении пиратства и иных преступлений, имеющих отношение к нападениям на море. Однако этот опыт оказался неудачным, кроме того, этот орган не был международным.

В данном случае основная роль в области координации сотрудничества государств по борьбе с морским пиратством принадлежит ООН. Тем не менее, как отмечал В. И. Чуркин, «Совет Безопасности всерьез озаботился этой проблемой только тогда, когда отдельные пиратские нападения переросли в хорошо организованный преступный бизнес с многомиллионным оборотом, реально подрывающий безопасность морского судоходства» [3].

Совет Безопасности несколько раз принимал резолюции по борьбе с данным международно-противоправным деянием. Так, например, была принята Резолюция № 1816 2008 года, призывающая государства активизировать и координировать свои усилия по противодействию актам пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали. В 2012 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую власти Сомали принять законы о борьбе с морским пиратством и осуществлять регулярное патрулирование прибрежных вод.

В настоящее время Организации Объединенных Наций удалось снизить количество пиратских нападений на морские суда. Одной из самых распространенных мер является их сопровождение вооруженной охраной [2]. Однако у такого способы защиты судов есть и свои минусы: такая охрана, как правило, осуществляется на платной основе, а цена за один катер освобождения в среднем составляет 18 тысяч долларов. По сути, частным компаниям, которые осуществляют такую деятельность выгодно существование пиратства, что в свою очередь может стать очередным препятствием в сотрудничестве. Именно по этой причине во многих государствах, в частности, во Франции, Германии и Нидерландах запрещено использование частных военных и охранных компаний в этих целях.

Таким образом, большое количество проблем в данной сфере остаются не решенными. Изменить ситуацию можно только принимая для этого определенные меры, например: разработать и принять единую конвенцию по борьбе с пиратством, которая закрепляла бы единое понятие пиратства, его состав, вопросы юрисдикции и т. п.; унифицировать национальное законодательство стран-участниц ООН в сфере борьбы с пиратством; сделать более совершенным механизм сообщения (обмена) между государствами и ООН информацией, которая касается данного противоправного деяния; разработать и принять меры международного характера, направленные на пресечение финансирования морского пиратства.

Как видно, реализация этих мер связана с совершенствованием норм не только международного, но и национального законодательства, регулирующих вопросы борьбы с пиратством. Кроме того, необходимо создание суда, обладающего юрисдикцией в отношении морского пиратства. Данный орган должен действовать на постоянной основе, и целесообразнее всего будет создание подобного органа на территории государства, которое чаще всего подвергается пиратским нападениям на морские суда. Конечно, необходимы гарантии того, что судебное решение будет вынесено в разумные сроки, а осужденные будут содержаться в условиях, которые соответствуют международным стандартам.

Полагаю, что, реализовав указанный комплекс мер, можно значительно повысить эффективность международного сотрудничества в области борьбы с морским пиратством в настоящее время.

Литература:

  1. Морская доктрина Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г. № ПР-1387. [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99415/ (дата обращения 22.02.2019).
  2. Оружейное эмбарго против пиратов Сомали // Интернет-газета Правда.Ру. [Электронный ресурс] // «Правда.Ру». — 2012. — 17 мая. — Режим доступа: http://www.pravda.ru (дата обращения 21.02.2019).
  3. Россия представит СБ ООН проект борьбы с пиратами. [Электронный ресурс] // «Деловая газета «Взгляд». — 2011. — 11 марта. — Режим доступа: http://vzgliad.ru/news/2011/3/11/474754.html?utm_campaign=vz&utm_medium=referral&utm_source=newsanons (дата обращения 20.02.2019).
  4. Хижняк В. С. Проблемы совершенствования международно-правового механизма борьбы с пиратством // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2011. — № 6. — С.87–91.
  5. The agreement finalized on 11 Nov 04: 1st multilateral government-to-government anti-piracy effort in the region. ASEAN 10+6 (China, Republic of Korea, Japan, India, Bangladesh&Sri Lanka). URL: http://www.recaap.org / AboutReCAAPISC.aspx (дата обращения 20.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): пиратство, морское пиратство, борьба, международное сотрудничество, нападение, Сомали, международный характер, морское судоходство, Российская Федерация, современное пиратство.


Ключевые слова

пиратство, безопасность морских перевозок

Похожие статьи

Проблемы обеспечения безопасности мореплавания...

Морское пиратство начиная с древних времен терроризировало морское судоходство, а вместе с

Международно-правовое определение пиратства дается в ст.101 Конвенции ООН по

Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное...

Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России

Проблема международного терроризма, как и морского терроризма, относится к числу новых вызовов

Определение пиратства можно выделить из ст. 227 УК РФ: «нападение на морское или

Международно-правовая основа борьбы с преступностью на море была заложена в...

Контроль судов государством порта в соответствии с конвенцией...

Морское пиратство начиная с древних времен терроризировало морское судоходство, а

Международно-правовое определение пиратства дается в ст.101 Конвенции ООН по

Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в российском законодательстве в...

Безопасность интернационального морского экипажа как...

Проблема безопасности морского экипажа является частью более общей проблемы — безопасности человека в современном мире. Актуальность данной проблемы определяется возрастанием рисков, которые несет в себе постмодернистская культура.

Перспективы роботизации в морском судоходстве

Процесс технического прогресса, характеризуется заменой или облегчением человеческого труда с помощью технических средств, и неразрывно связан с историей человечества. Наиболее ярким примером масштабных социально-культурных изменений...

О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества

В статье рассматриваются некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства, материалов из средств массовой информации...

Первый Копенгагенский процесс по обращению с задержанными...

В 2007 г. датские военно-морские силы проводили операцию в территориальных водах

В перспективе указанный документ должен был лечь в основу сотрудничества государств

Значительный вклад в развитие процесса, как отмечалось, внес Международный Комитет...

Понятие и содержание международной преступности

Ключевые слова: международная преступность, терроризм, международная безопасность, национальная безопасность. В настоящее время огромное значение приобретает изучение вопросов, связанных с международной преступностью, терроризмом...

Экспансия организованной преступности как угроза национальной...

- морское пиратство; - преступления в сфере высоких технологий

В числе международных, или транснациональных преступлений, деятельность по

В современном российском обществе наблюдается рост экстремистских настроений, что активно эксплуатируется...

Похожие статьи

Проблемы обеспечения безопасности мореплавания...

Морское пиратство начиная с древних времен терроризировало морское судоходство, а вместе с

Международно-правовое определение пиратства дается в ст.101 Конвенции ООН по

Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное...

Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России

Проблема международного терроризма, как и морского терроризма, относится к числу новых вызовов

Определение пиратства можно выделить из ст. 227 УК РФ: «нападение на морское или

Международно-правовая основа борьбы с преступностью на море была заложена в...

Контроль судов государством порта в соответствии с конвенцией...

Морское пиратство начиная с древних времен терроризировало морское судоходство, а

Международно-правовое определение пиратства дается в ст.101 Конвенции ООН по

Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в российском законодательстве в...

Безопасность интернационального морского экипажа как...

Проблема безопасности морского экипажа является частью более общей проблемы — безопасности человека в современном мире. Актуальность данной проблемы определяется возрастанием рисков, которые несет в себе постмодернистская культура.

Перспективы роботизации в морском судоходстве

Процесс технического прогресса, характеризуется заменой или облегчением человеческого труда с помощью технических средств, и неразрывно связан с историей человечества. Наиболее ярким примером масштабных социально-культурных изменений...

О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества

В статье рассматриваются некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства, материалов из средств массовой информации...

Первый Копенгагенский процесс по обращению с задержанными...

В 2007 г. датские военно-морские силы проводили операцию в территориальных водах

В перспективе указанный документ должен был лечь в основу сотрудничества государств

Значительный вклад в развитие процесса, как отмечалось, внес Международный Комитет...

Понятие и содержание международной преступности

Ключевые слова: международная преступность, терроризм, международная безопасность, национальная безопасность. В настоящее время огромное значение приобретает изучение вопросов, связанных с международной преступностью, терроризмом...

Экспансия организованной преступности как угроза национальной...

- морское пиратство; - преступления в сфере высоких технологий

В числе международных, или транснациональных преступлений, деятельность по

В современном российском обществе наблюдается рост экстремистских настроений, что активно эксплуатируется...

Задать вопрос