Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Черноморец, В. В. Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании туристической деятельности / В. В. Черноморец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57060/ (дата обращения: 08.12.2021).



В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических услуг, оцениваются плюсы и минусы закрепления категории «электронная путевка».

Ключевые слова: туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка.

На сегодняшний день в мире наблюдается стремительное развитие рынка онлайн-туризма, который набирает существенные обороты и в России. В частности, по оценкам экспертов, в интернете продается 1,5–3 % объема туров. Лидером по доле онлайн бронирований является сегмент авиабилетов с показателем равным 38–40 %. Доля онлайн проникновения продаж отелей составляет около 20 %, а железнодорожных билетов 15–20 %. Таким образом, общий показатель онлайн проникновения продаж туристических услуг составляет 30–35 % [1].

Более того, институт электронного документооборота в сфере туризма получил отражение и на законодательном уровне в результате введения ст. 10.3 «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка» в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон «Об основах туристической деятельности»).

При этом, положения данной статьи вступили в силу 1 января 2018 г., предполагая, что Туроператоры и турагенты теперь могут заключать договоры с туристами или иными заказчиками прямо через свои сайты. На основании такого договора будет сформирована электронная путевка, которую разместят в единой информационной системе.

Однако, фактическая реализация ст. 10.3 будет возможна, когда власти определят некоторые детали. Например, правительство должно утвердить порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и их клиентами, определить форму электронной путевки и требования к реестру электронных путевок, но пока есть только его проект данного подзаконного акта [2].

В этой связи заслуживает внимание исследование понятия и особенностей электронной путевки как категории права.

Так, легальная дефиниция «электронная путевка» получила отражение в ст. 2 Закона «Об основах туристической деятельности», где электронная путевка определяется как «документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в форме электронного документа с учетом особенностей, определенных Законом».

Исходя из положений ст. 10.3 Закона «Об основах туристической деятельности» особенности «электронной путевки» выражаются в следующем.

Во-первых, электронная путевка представляет собой электронную форму документа, т. е. документированную информацию, пригодную для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, с учетом требований к электронной подписи, ее безопасности в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Во-вторых, формирование электронной путевки предполагает особый порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта. В частности, для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик смогут передавать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В-третьих, электронная путевка является итогом заключения договора о реализации туристского продукта. Электронная путевка содержит основные данные о туристе или туристах (например, Ф. И. О., дату рождения, серию и номер документа, удостоверяющего личность) и информацию об их путешествии (например, наименование места пребывания, продолжительность путешествия, наименование гостиницы, количество туристов и др. особенности путешествия, являющиеся существенными условиями), а также другую информацию [3].

Вместе с тем, на официальном сайте Ростуризма электронная путевка характеризуется также с точки зрения государственной информационной системы, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате туристического продукта (пакетного тура). После подключения туроператоров к ней, продажа всех пакетных туров будет регистрироваться через данную систему.

В пояснительных записках к проекту нормативного правого акта поясняется, что система должна повысить эффективность государственного регулирования в сфере туризма, автоматизировать процессы сбора и обработки статистической, оперативной, аналитической информации о туристском продукте, а также обеспечить защиту прав потребителей.

По задумке инициатива обеспечит прозрачность деятельности туроператоров и турагентов при заключении договоров, предупредит случаи неисполнения обязательств по договорам и защитит права туристов (например, при прекращении деятельности туроператора) [4].

Однако, мнения исследователей и практиков в сфере туристической деятельности относительно введения электронного документооборота существенного разделились.

В частности, генеральный директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Д. В. Малютин отмечает, что, если в ходе реализации и доработок действительно будут учтены все комментарии, касающиеся особенностей туристического продукта и специфики российского рынка, из этого может получиться работающая система обеспечения гарантий для туристов. Это сможет уберечь рынок от потрясений, как то, что случилось с «Натали Турс» в 2018 г., когда множество туристов потеряли и отпуск, и деньги, получив только 5–7 % компенсации.

В то же время эксперт «Axis Pravo» А. В. Сулин не сомневается в том, что создание единой системы электронных путевок является правильным шагом. «Тот хаос в туристической отрасли, с которым сталкиваются обманутые граждане и который традиционно усугубляется к летнему сезону, явно демонстрирует, что государство должно вмешаться и навести порядок в этой сфере. Открытость и прозрачность, вне всяких сомнений, улучшат качество услуг и сократят случаи массового обмана граждан», — говорит Алексей Сулин.

Напротив, противоположное мнение высказывает А. А. Титов, который признается в том, что не до конца понимает, что даст туроператорам и турагентствам внедрение системы. Он считает очевидным, что новые правила потребуют дополнительных затрат от туроператоров, которые в конечном счете будут переложены на клиентов и в итоге будет учитываться в стоимости путевок. Это, в свою очередь, может привести к созданию дополнительной мотивации для туриста формировать свой тур самостоятельно, приобретая отдельно билеты, бронь в гостинице и трансфер, что приведет к снижению объемов отрасли туристических услуг [5].

Несмотря на множество положительных сторон во введении электронных путевок, указанные опасения А. А. Титова считаем уместными, поскольку важно учитывать интересы не только конечных потребителей, но и непосредственно предпринимателей в туристической сфере.

Таким образом, на наш взгляд, при формировании концепции электронного документооборота важно обеспечить баланс интересов туристических организаций, с одной стороны, и туристов, с другой.

Литература:

1. Яковлев, Д. О. Экспертные оценки доли онлайн продаж туристических услуг // Экспертные оценки Travel.Hub — URL: https://www.travelhubr.com/blogs/opinions/tours-online.html (дата обращения: 01.03.2019).

2. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления информации, содержащейся в единой информационной системе электронных путевок» (по состоянию на 14 января 2019 г.) — URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46721 (дата обращения: 01.03.2019).

3. Агешкина, Н. А., Бельянская А. Б., Холкина М. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л. Л. Руденко // СПС КонсультантПлюс. 2016 — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).

4. Чернов, А. О. Введение электронной путевки откладывается // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 1. — С. 71–74.

5. Рудская, Е. Н., Скабарова А. А. Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 655–659. — URL https://moluch.ru/archive/112/28655/ (дата обращения: 01.03.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): электронная путевка, туристский продукт, турист, туристическая деятельность, электронная форма, электронный документооборот, туроператор, единая информационная система, туристический продукт, электронная подпись.


Ключевые слова

туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка

Похожие статьи

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, инновации, туристский продукт. В современной экономике туризм является одной из важных сфер

Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по степени мультипликативного влияния на экономику.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Применение мониторинга в туристской индустрии

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический...

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности.

Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма...

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг предполагает усиление конкуренции между туристическими компаниями, что может повлечь за собой риски банкротства и ухода с рынка, как это отмечалось по итогам 2014 года.

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Новые и диверсифицированные старые формы деятельности на рынке туристских услуг, трансформация договорной практики и документооборота, усложнение каналов сбыта услуг, развитие информационных технологий и другие новации туристского бизнеса не отражены...

Электронная почта. Ваш вопрос.

Термин «электронная виза» скрывает два вида документов: это непосредственно электронная виза и электронное разрешение на получение визы. Для того чтобы не допускать серьезных ошибок и не оказаться в сложной ситуации по приезде в страну своей мечты, необходимо знать...

Похожие статьи

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, инновации, туристский продукт. В современной экономике туризм является одной из важных сфер

Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по степени мультипликативного влияния на экономику.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Применение мониторинга в туристской индустрии

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический...

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности.

Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма...

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг предполагает усиление конкуренции между туристическими компаниями, что может повлечь за собой риски банкротства и ухода с рынка, как это отмечалось по итогам 2014 года.

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

Новые и диверсифицированные старые формы деятельности на рынке туристских услуг, трансформация договорной практики и документооборота, усложнение каналов сбыта услуг, развитие информационных технологий и другие новации туристского бизнеса не отражены...

Электронная почта. Ваш вопрос.

Термин «электронная виза» скрывает два вида документов: это непосредственно электронная виза и электронное разрешение на получение визы. Для того чтобы не допускать серьезных ошибок и не оказаться в сложной ситуации по приезде в страну своей мечты, необходимо знать...

Задать вопрос