Применение эпитетов при изображении воинов-всадников в узбекских народных дастанах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 12.03.2019

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Балтаева, И. Т. Применение эпитетов при изображении воинов-всадников в узбекских народных дастанах / И. Т. Балтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57035/ (дата обращения: 18.04.2024).



В организации структурных частей сюжета народных дастанов (поэм)важное место занимают принципы и традиции эпического изображения. В этом отношении сохраняется роль типических средств традиционного повествования и изображения, таких как эпитет, аллегория, сравнение, гипербола. В данной статье рассмотрено применение художественных эпитетов в эпизодах, отражающих боевые схватки всадников в народных сказаниях.

Главным признаком художественного стиля в народном эпосе считается проявление традиционности индивидуальности. Эту особенность признают все исследователи [1].

Традиция в народном эпосе заключается, прежде всего в идейно-художественном содержании, в обобщенно–типических ситуациях и образах. Это:

а) тема, связанная с защитой Родины;

б) с любовными похождениями и боевыми сражениями;

в) тема борьбы против несправедливости;

г) тема дружбы и единства.

Для родного эпоса характерно изображение благородных образов, высоких идеалов, при этом преобладает индивидуальность в сочетании с традиционностью.

Характерной особенностью узбекских народных дaстaнов являются эпизоды, связанные с изображением наездников(всадников). Эпические герои-богатыри и храбрецы защищают свою родину и борются против врагов обязательно на коне, поэтому, прежде всего, они должны овладеть искусством наездника. Например, в эпосе «Алпомиш» у героя — боевой конь по прозвищу «Ласточка», в поэме «Гуругли» — один из сорока неразлучных духов-Сокибулбул. Для описания всадников-воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительные средства.

Поэтому бахши-сказители, с одной стороны, использовали устоявшиеся эпические формулы, с другой стороны, должны были хорошо знать характеристики коней, их убранство, экипировку всадника.

В поеме «Хушкелди» очень полно и ярко, с соблюдением всех традиций народного эпоса описаны всадник и конь Сокибулбул, при этом часто используются оценочные эпитеты: быстроногий, резвый конь, шёлковая попона (потник), покрывало на спину лошади.2

Потник на лошадь не простой, он сшит из чистого шёлка и нежный наощупь. Оценочные эпитеты имеют сложную структуру. В другом эпизоде упоминается попона из бархата или плюша, сделанная руками мастера, а седло, вырезанное из дерева, с узорами.

После этого воспевается украшение на спине лошади, на седле, часть которого покрыта серебром, а лука (изгиб)седла сделаны из золота. Бахши, исполняя сказание о всадниках, особа характеризуют украшения седла, используя оценочные эпитеты:

Мулла при чтении использует звуки,

Мастера- плотники- топор и тяпку.

Старик Соки набросил на лошадь

Седло, отделанное серебром и золотом (21стр.)

Известно, что к седлу прикрепляются стремена. Стремена у наездника Гирота тоже не простые, а изготовленные из золота, и как всякое золотое изделие они сверкают.

В описании всадника и лошади подчеркивается это особенность:

Два светящихся пятна сверкнули в глазах,

Словно камень ударил в грудь влюбленного.

Два стремени из золота

Сверкали и блестели (21стр.) [2]

Описание продолжается в таком же духе: Теперь очередь возвеличить подпругу (ремни под грудью лошади).

После этого на лошадь надевается подруга с удилами. Подруга не обычная, а по образцу уздечки «чигатой» (сына Чингисхана).

Животное украшают с ног до головы,

Молитва духовника спасает от греха

А если надеваешь на лошадь упряжь, с детства.

То пусть она будет как подруга Чигатая.

Описание боевого коня также заслуживает внимания. Используются красочные и блестящие эпитеты, которые передают сверкание и сияние драгоценных камней и металлов. Так, при описании лошади по кличке Гирот изображаются все детали упряжи- от ног до хвоста, в частности, двенадцати (узмали) подхвостник, который повесил старец Соки (стр. 21- 22)

Описание завершается так:

Зумрад прикрепила к луке седла четвероного

Разукрашенную уздечку

И протянула её через всю спину коня

Подогнала своего коня бок о бок к коню Аваза

Так что вызвала восхищение друзей и врагов (стр.22).

Эпизод, где описывается всадник Эргаш, сын Жуманбулбула, характерен для романической поэмы. Но при исполнении дастaна разными сказителями (бахши) имеются различия в трактовке, так как эпитеты, применяемые в описании снаряжения коня не одинаковые, как различаются и материалы, из которых изготовлены отдельные предметы снаряжения. По нашим наблюдениям, особенно выделяются своим красочным и богатым разнообразием эпитеты у поэта Эргаша.

Итак, одним из традиционных приемов характеристики боевой лошади в узбекских народных дастанах является применение эпитетов. Их особенности заключаются в том, что эпитеты имеют сложную структуру, содержат оценочное значение, которое редко используется в простых эпитетах. Это можно объяснить тем, что каждый бахши(сказитель) выражая свою любовь и уважение к героям эпоса(как выразителям идеалов народа), так и к их боевым спутникам — лошадям и старался бережно, с помощью выразительных средств, донести до слушателей все оттенки эпических образов. Поэтому так широко использовались оценочные эпитеты со сложной структурной при описании всадников.

Литература:

  1. Жирмунский В.М.,Зарифов А.Т.Узбекский народный героический эпос.-М.,1947,-С.426-427; Гусев В.Е.Эстетика фольклора.-Л.,1967,-С.189; Мирзаев Т.”Алпомиш” достонининг ўзбек вариантлари.-Т.,1968.131-бет; Саримсоқов Б.Ўзбек адабиётида сажъ.-Т.:Фан,1978,-63-84 бетлар. духов-Сокибулбул. Для описания всадников- воинов в народных сказаниях использовались общепринятые изобразительныесредства.
  2. Хушкелди// Булбул тароналари.Беш жилдлик.3-жилд,-Т.:Фан,1972.20-бет. (Кейинги барча мисоллар шу манбадан олинган)
Основные термины (генерируются автоматически): эпитет, народный эпос, боевой конь, лошадь, седло, сложная структура.


Похожие статьи

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских...

- конь выступает в эпосе в роли волшебного помощника; - фигура алыпа неотделима от образа его боевого друга-коня, они

Различия в структуре тематических групп исследуемых языков указывают на отличия при оценке лошади и человека в исследуемых языках.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

На коне чудесном седло, Ну а к луке седла того.

В данной статье мы рассмотрели образ коня, занимаещего одну из ведущих мест в башкирском устном народном творчестве.

7. ЯнгузинР. З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII — XIX вв.

Сходство и различие русских и монгольских пословиц и поговорок...

Популярность лошади вполне понятна, ведь конь был основой крестьянского хозяйства.

О значимости коня в монгольской культуре свидетельствуют такие пословицы и поговорки: Одальности дороги знает конь, о встречных препятствиях — сердце; Седло — украшение коня...

Частотные зооморфные образы олонхо «Строптивый Кулун...»

«Образам якутского эпоса присуща иносказательность; тексты олонхо, весьма устойчивые и

Олонхо – крупный и синкретичный жанр фольклора – вобрал в себя сложную систему

Наиболее часто в этом олонхо встречается образ коня (188 раз). Частоту этого образа мы...

Вопрос о своеобразии в образах | Статья в журнале «Филология...»

Особое место в структуре узбекского фольклора занимают эпические жанры сказка и дастан. В данных жанрах нашли свое отражение жизненный уклад узбекского народа, его надежды и чаяния, философские воззрения. Действительно, их идейную основу составляют жизненные...

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе...

В казахской литературе образ коня интерпретируется древностью мифологических традиций. «Конь символизирует космос во всем его

О роли коня в мифологии высказывался Пропп В. Я.: конь в мифологии — священное животное, воплощение связи с миром сверхъестественного, с...

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

В эпосе, представляющем собой наследие художественного мышления народов мира, могут формироваться во многом соответствующие друг

Библиографическое описание: Сариев С. М. Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе рукописных экземпляров дастанов...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

Здесь не встретишь боевого коня, верного спутника главного героя. Главный герой, в основном, бродит пешком по тернистой дороге любви.

6. Книга моего деда Коркута. –м.-л., 1962.-с.34. 7. Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Одним из характерных для эпоса качеств является наличие в нем вспомогательного эпического героя. Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов. Примером этому могут послужить такие парные эпические образы, как Алпомыш — Караджан, Юсуф...

Ономастическая фразеология как отражение...

Образ коня в башкирском устном народном творчестве. О проблеме изучения многозначных глаголов современного русского языка в узбекской школе.

Как повествуется в рукописях дастанов узбекского народного эпоса «Гороглы», мать Гороглы умирает будучи беременной.

Похожие статьи

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских...

- конь выступает в эпосе в роли волшебного помощника; - фигура алыпа неотделима от образа его боевого друга-коня, они

Различия в структуре тематических групп исследуемых языков указывают на отличия при оценке лошади и человека в исследуемых языках.

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

На коне чудесном седло, Ну а к луке седла того.

В данной статье мы рассмотрели образ коня, занимаещего одну из ведущих мест в башкирском устном народном творчестве.

7. ЯнгузинР. З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII — XIX вв.

Сходство и различие русских и монгольских пословиц и поговорок...

Популярность лошади вполне понятна, ведь конь был основой крестьянского хозяйства.

О значимости коня в монгольской культуре свидетельствуют такие пословицы и поговорки: Одальности дороги знает конь, о встречных препятствиях — сердце; Седло — украшение коня...

Частотные зооморфные образы олонхо «Строптивый Кулун...»

«Образам якутского эпоса присуща иносказательность; тексты олонхо, весьма устойчивые и

Олонхо – крупный и синкретичный жанр фольклора – вобрал в себя сложную систему

Наиболее часто в этом олонхо встречается образ коня (188 раз). Частоту этого образа мы...

Вопрос о своеобразии в образах | Статья в журнале «Филология...»

Особое место в структуре узбекского фольклора занимают эпические жанры сказка и дастан. В данных жанрах нашли свое отражение жизненный уклад узбекского народа, его надежды и чаяния, философские воззрения. Действительно, их идейную основу составляют жизненные...

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе...

В казахской литературе образ коня интерпретируется древностью мифологических традиций. «Конь символизирует космос во всем его

О роли коня в мифологии высказывался Пропп В. Я.: конь в мифологии — священное животное, воплощение связи с миром сверхъестественного, с...

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

В эпосе, представляющем собой наследие художественного мышления народов мира, могут формироваться во многом соответствующие друг

Библиографическое описание: Сариев С. М. Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе рукописных экземпляров дастанов...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

Здесь не встретишь боевого коня, верного спутника главного героя. Главный герой, в основном, бродит пешком по тернистой дороге любви.

6. Книга моего деда Коркута. –м.-л., 1962.-с.34. 7. Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Одним из характерных для эпоса качеств является наличие в нем вспомогательного эпического героя. Данное явление получило свое яркое выражение в эпосе тюркских народов. Примером этому могут послужить такие парные эпические образы, как Алпомыш — Караджан, Юсуф...

Ономастическая фразеология как отражение...

Образ коня в башкирском устном народном творчестве. О проблеме изучения многозначных глаголов современного русского языка в узбекской школе.

Как повествуется в рукописях дастанов узбекского народного эпоса «Гороглы», мать Гороглы умирает будучи беременной.

Задать вопрос