Проблемы реализации ПОД/ФТ коммерческими банками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 08.03.2019

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Филиппов, Е. В. Проблемы реализации ПОД/ФТ коммерческими банками / Е. В. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57033/ (дата обращения: 14.08.2020).



В статье сделан обзор текущего состояния реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ. Рассмотрены состав и структура сомнительных операций. Дается описание проблем, с которыми сталкиваются кредитные организации при исполнении 115 ФЗ.

Ключевые слова: 115 ФЗ, ПОД/ФТ, сомнительные операции.

Целью статьи является оценка текущего состояния функционирования коммерческих банков в системе ПОД/ФТ. В статье будет дана оценка текущему развития ПОД/ФТ, обозначены проблемы.

В последнее десятилетие коммерческие банки были включены в национальную систему ПОД/ФТ. Одним из ключевых нормативных документов, который регулирует деятельность коммерческих банков является № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

В настоящее время национальная банковская система имеет ряд проблем: ужесточается контроль со стороны регулятора, возникают проблемы с ликвидностью, наблюдается отток клиентов, фиксируются потери на рынке ценных бумаг, рост просроченной задолженности по кредитному портфелю банков. Актуальным на данном этапе является осуществление эффективного банковского контроля, в том числе в части управления рисками легализации доходов, полученных преступным путем. При этом модель осуществления банковского контроля должна быть гибкой к любым изменениям в экономике как в противостоянии настоящему кризису, так и последующим кризисам, иметь готовые стратегические решения циклично возникающим вызовам [1].

Если сравнить структуру сомнительных операций в банковском секторе в части обналичивания денежных средств за 2015 [5] и 2018 [6] гг. на Рисунке 1, то можно увидеть как меняется структура и доли этих операций [3, 4].Один из выводов, который можно сделать, это тот факт, что наблюдается существенное сокращение выдачи со счетов физических лиц и юридических лиц. Но при этом видно, что в доле сомнительных операций появляются новые формы сомнительных операций, это выдачи по сделкам с ценными бумагами. Все вышесказанное и тот факт, что стоимость услуг по обналичиванию денежных средств по мнению экспертов в последний год выросла до уровня 15–20 %, говорит о том что 115 ФЗ работает.

Рис. 1. Структура сомнительных операций в банковском секторе

В целом, если оценивать статистику ЦБ, то с 2017 году наблюдался положительный тренд по снижению вовлеченности банковского сектора в проведение сомнительных операций. Отозвано лицензий: за нарушение банковского законодательства и нормативов, установленных Банком России — 51. Из них: за вовлеченность в проведение сомнительных операций — 17; за несоблюдение требований Федерального закона 115-ФЗ — 24. Более чем в 80 % случаев отзыва лицензий работа по проблемным банкам велась с использованием материалов Росфинмониторинга [2].

А если взять статистику по коммерческим банкам, у которых регулятор отозвал лицензии в 2018 г., то будит видно, что у 7 из 12 банков лицензия отозвана в том числе из-за несоблюдения норм ПОД/ФТ.

Затрагивая данную тему нельзя не рассмотреть данный вопрос со стороны клиентов банков. В последнее время в СМИ часто поднимается проблема включения в так называемые черные списки клиентов банков. В эти списки попадают не только не чистые на руку дельцы, основным видом деятельности которых является обналичивание денежных средств и прочие явно сомнительные операции, но и предприниматели, никак не связанные с теневыми операциями, но по формальным признакам попадающие под критерии тех же сомнительных операций. Как следствие банки вынуждены отказывать таким клиентам открытии счетов и проведении операций, что непосредственно влияет на размер получения прибыли кредитными организациями.

Если снова вернуться к рассмотрению деятельности банков в рамках исполнения Федерального закона 115-ФЗ, то банки обязаны по Положению Центрального Банка № 321-П от 28 августа 2008 г. (в ред. от 15.10.2015 г.) отправлять в уполномоченный орган сведения, предусмотренные Федеральным законом 115-ФЗ, в виде электронных сообщений. Исполнение данного положения может нести определенные трудности, так по ряду операций, которые относят к обязательному контролю кредитные организации проводят до 1000 операций в день, что ведет к увеличению нагрузки на подразделения комплаенс банков.

Еще один из факторов, который нужно учитывать при оценке реализации ПОД/ФТ в банковской сфере, это затраты, которые коммерческие банки несут при осуществлении деятельности внутреннего контроля.

Банки вынуждены содержать подготовленных и сертифицированных в области ПОД/ФТ специалистов. Сюда же можно отнести затраты на реализацию и поддержание программного обеспечения и информационной составляющей в связи с огромным количеством документов, которые клиенты направляют в банки по запросам. Штрафы, затраты на устранение замечаний регулятора ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на банки.

Если рассматривать данную проблематику с точки зрения юридической составляющей, то можно проследить ужесточение законодательства, которое регулирует процесс противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, вместе с тем исполнение некоторых законодательных актов могут носить противоречивый характер.

Так например, федеральный закон № 140-ФЗ [7] от 8 июня 2015 г., который внес изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, обязывает банки определять источники возникновения денежных средств у клиентов, что уже сама по себе является непростой задачей.

Вместе с тем в законе № 401-ФЗ [8] сказано, что любые лица имеют право задекларировать свое имущество и денежные средства, которые ранее не были задекларированы. В законе также сказано, что никто не будет выяснять источниками возникновения капитала, конечно, если не идет речь о явном криминальном происхождения денежных средств.

Ни для кого не секрет, что подобный закон не мог не родиться в период непростых отношений между Россией и ведущими мировыми державами, так как экономику нашей страны лишили возможности дешевых кредитов на внешних рынках. Так называемый закон об «амнистии капитала» и был разработан, как один из инструментов привлечения внутренних капиталов.

В данном случае банки не могут отказать в совершении операций, и могут только выявлять те средства, которые носят явный криминальный характер происхождения. Как раз в рамках исполнения данных нормативных актов, у банков и возникают трудности, так как регулятора не предоставил четких разъяснений, как выявлять и классифицировать подобных клиентов. Поэтому в данной ситуации ответственность за соблюдение нормативных актов и требований надзорных органов полностью ложится на коммерческий банк. Можно сделать вывод, что о того, как коммерческий банк сформулирует правила внутреннего контроля и будет зависеть насколько будет соблюдаться требования законодательства.

Все выше сказанное говорит о том, сложившаяся ситуация в реализации ПОД/ФТ коммерческим банками, ставит под сомнение эффективную работу как самих кредитных организаций, так и исполнение нормативных актов. И в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов данной тематики, требует постоянного изменения и совершенствования.

Литература:

  1. Макиенко Н. С. Роль кредитных организаций в системе ПОД/ФТ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf(дата обращения: 14.01.2019)
  2. Вестник финансового мониторинга// Архив новостей. — 2018. [Электронный ресурс] — Режим доступа.URL: https://vestnik115fz.ru/news/news_post/banki-prodolzhayut-teryat-litsenzii-iz-za-pod-ft (дата обращения 18.01.2019).
  3. Кабакова Е. В. О классификации рисков легализации доходов, полученных преступным путем, в новых условиях ведения банковского бизнеса // Финансовая безопасность. — 2015. — № 11. [Электронный ресурс] — Режим доступа.URL: http://www.fedsfm.ru/content/files (дата обращения 18.01.2019).
  4. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  5. Официальный сайт Банка Росcии [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/6673/2015.pdf
  6. Официальный сайт Банка Росcии [Электронный ресурс]. http://www.cbr.ru/collection/collection/file/9392/2018_1.pdf
  7. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 N 401-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): банк, операция, банковский сектор, коммерческий банк, внутренний контроль, область ПОД, средство.


Ключевые слова

сомнительные операции, 115 ФЗ, ПОД/ФТ

Похожие статьи

Виды операций коммерческих банков | Статья в сборнике...

Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения присущих им

Операции коммерческого банка представляют собой проявление банковских функций на практике.

Банковский ресурс – это сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и...

Совершенствование аудита кредитных операций коммерческого...

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, операция, коммерческий банк, бухгалтерский учет, кредит

риск, III, банк, EGAR, система управления, банковский сектор, кредитный портфель, коммерческий банк, базельский комитет, ссудный...

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Для Банка России является важным оценка систем внутреннего контроля кредитной организации, что является одним из основных требований в сфере ПОД/ФТ.

Банк России при осуществлении проверок кредитных организаций и их филиалов проверяет следующее

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Целью написания статья является анализ и изучения понятия банковского контроля и надзора деятельности Банка России. Основная задача Центрального банка РФ является в методике анализа кредитно-денежной политики РФ и в обеспечении развитии государства...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

В данной статье рассмотрен основной понятийный аппарат финансового мониторинга и финансового контроля. Приведены доказательства того, что финансовый мониторинг является одним из видом финансового контроля. Рассмотрены основные уровни системы ФМ. Также в...

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном...

Банк России, кредитная организация, Российская Федерация, внутренний контроль, Центральный банк, противодействие легализации, операция, доход, банковский сектор, Соблюдение требований. Построение эффективной системы внутреннего контроля...

Банковский сектор России под влиянием кризиса 2014–2015 годов

Помимо потери банками зарубежных кредиторов, банки лишились и части средств российских вкладчиков. Отток вкладов происходил в январе-марте

Основные термины (генерируются автоматически): банк, банковский сектор, базовый сценарий, банковская система...

Совершенствование регулирования банковской системы России

В юрисдикции банковской системы РФ — надзор за банками и прочими кредитными

На современном этапе развития банковского сектора одним из определяющих факторов

Вполне очевидно, что ЦБ РФ использует все средства для сохранения стабильности банковской...

Анализ влияния коммерческих банков на развитие реального...

Функционирование банковского сектора можно считать эффективным только тогда, когда банки выступают связующим звеном между

Вместе с тем универсальный тип коммерческих банков во многом носит вынужденный характер, что обусловлено неразвитостью фондового рынка и...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой...

Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и

- осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

3. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный...

Похожие статьи

Виды операций коммерческих банков | Статья в сборнике...

Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения присущих им

Операции коммерческого банка представляют собой проявление банковских функций на практике.

Банковский ресурс – это сумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и...

Совершенствование аудита кредитных операций коммерческого...

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, операция, коммерческий банк, бухгалтерский учет, кредит

риск, III, банк, EGAR, система управления, банковский сектор, кредитный портфель, коммерческий банк, базельский комитет, ссудный...

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Для Банка России является важным оценка систем внутреннего контроля кредитной организации, что является одним из основных требований в сфере ПОД/ФТ.

Банк России при осуществлении проверок кредитных организаций и их филиалов проверяет следующее

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Целью написания статья является анализ и изучения понятия банковского контроля и надзора деятельности Банка России. Основная задача Центрального банка РФ является в методике анализа кредитно-денежной политики РФ и в обеспечении развитии государства...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

В данной статье рассмотрен основной понятийный аппарат финансового мониторинга и финансового контроля. Приведены доказательства того, что финансовый мониторинг является одним из видом финансового контроля. Рассмотрены основные уровни системы ФМ. Также в...

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном...

Банк России, кредитная организация, Российская Федерация, внутренний контроль, Центральный банк, противодействие легализации, операция, доход, банковский сектор, Соблюдение требований. Построение эффективной системы внутреннего контроля...

Банковский сектор России под влиянием кризиса 2014–2015 годов

Помимо потери банками зарубежных кредиторов, банки лишились и части средств российских вкладчиков. Отток вкладов происходил в январе-марте

Основные термины (генерируются автоматически): банк, банковский сектор, базовый сценарий, банковская система...

Совершенствование регулирования банковской системы России

В юрисдикции банковской системы РФ — надзор за банками и прочими кредитными

На современном этапе развития банковского сектора одним из определяющих факторов

Вполне очевидно, что ЦБ РФ использует все средства для сохранения стабильности банковской...

Анализ влияния коммерческих банков на развитие реального...

Функционирование банковского сектора можно считать эффективным только тогда, когда банки выступают связующим звеном между

Вместе с тем универсальный тип коммерческих банков во многом носит вынужденный характер, что обусловлено неразвитостью фондового рынка и...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой...

Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и

- осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

3. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный...

Задать вопрос