Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности серии AS9100D в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 05.03.2019

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Понькин, А. А. Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности серии AS9100D в России / А. А. Понькин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 20-27. — URL: https://moluch.ru/archive/248/56994/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году. Проводится анализ изменений относительно базового стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Даётся обоснование внедрения новой ревизии стандарта AS9100D в России и приводятся особенности текущего состояния российского сегмента рынка сертификации для предприятий аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: система менеджмента качества, СМК, аэрокосмический стандарт, AS9100, ISO 9001.

Краткая предыстория создания стандарта AS9100

В сентябре 1995 года Министерство обороны США объявило об отмене спецификации системы качества MIL-Q-9858, действовавшей с 1959 года. Это обстоятельство поставило перед компаниями, связанными с оборонным и аэрокосмическим секторами, вопрос, какие требования в области системы менеджмента качества (СМК) предъявлять поставщикам товаров и услуг. Вследствие того, что в Федеральных Авиационных Правилах (FAR) Федеральной Авиационной Администрации (FAA) США — таких как FAR-21 и FAR-145 — требования к СМК описаны недостаточно подробно, компании начали использовать стандарты серии ISO 9000, а также предъявлять дополнительные требования к поставщикам. В сложившейся ситуации поставщики материалов и услуг попросили стандартизировать требования в отрасли, взяв за основу стандарт ISO 9000.

В 1995 году американская аэрокосмическая индустрия в лице компаний: Allied Signal, Pratt & Whitney, Boeing, Rockwell Collins, GE Engines, Rolls-Royce, Allison, Lockheed Martin, Sundstrand, McDonnell Douglas, Northrop Grumman — проспонсировала создание Аэрокосмического и оборонного подразделения Американского Общества Качества (Americas Aerospace Quality Group — AAQG), а также Аэрокосмического совета при Сообществе Автомобильных Инженеров (SAE).

Представители авиационной индустрии США пришли к единому мнению относительно того, что в вопросах обеспечения качества в аэрокосмической отрасли не должно быть конкурентного преимущества[1]. [1, с.8] Была сформирована рабочая группа, которая, интегрировав на входе различные требования: стандарта Boeing D1–9000, международного стандарта СМК ISO-9001, NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США), Минобороны США, FAA, военных спецификаций MIL-Q и MIL-I, а также специфичные требования компаний, — получила на выходе единый непротиворечивый стандарт AS9000:1997.

Создание международного стандарта

В апреле 1997 года в рамках Комитета № 20 «Самолеты и космический транспорт» Международной Организацией по Стандартизации (ISO) была организована 11-ая рабочая группа для разработки международного стандарта системы качества на базе ISO 9001 для аэрокосмической промышленности, в которую вошли представители Бразилии, Китая, Франции, Германии, Японии, Мексики, Великобритании и США. В итоге в 1998 году был создан единый глобальный стандарт серии AS/EN/JIS Q 9100[2].

Основные причины создания нового стандарта:

− Необходимость стандартизировать ожидания от систем качества в аэрокосмической отрасли на глобальном уровне

− Стремление улучшить качество и снизить затраты по всему потоку создания ценности

− Модель ISO 9000 не включает нормативные требования, касающиеся безопасности, надёжности иремонтопригодности

− Желание охватить аэрокосмические соглашения, принятые на международном уровне.

Осознание особенностей различных типов компаний, существующих в аэрокосмическом секторе, привело к созданию модификаций стандартов СМК. Основными стандартами стали: 9100 — СМК для аэрокосмических производителей, 9110 — СМК для операторов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов, 9120 — СМК для дистрибьюторов.

Для проведения аудитов СМК соответствующих организаций были разработаны стандарты 9101, 9111 и 9121, которые впоследствии были объединены в единый стандарт 9101.

Из важных дополнительных стандартов, обеспечивающих выполнение основных, можно отметить:

− 9102 — проверка первой партии (First Article Inspection — FAI),

− 9103 — управление ключевыми характеристиками (Key Characteristics),

− 9130 — хранение записей,

− 9131 — документирование несоответствий,

− 9132 — система 2D-штрихкодирования частей и компонентов,

− 9133 — квалификационная процедура для стандартных частей.

Также до 2002 года были разработаны следующие стандарты: «Верификация процесса производства программного обеспечения (ПО)», «Качество ПО», «Контроль субпоставщиков», «Прямые поставки (ARP 9004)», «Электронные подписи», «Хранение цифровых данных» и другие.

Выход AS9100A

В 2000 году вышла новая ревизия стандарта ISO 9001:2000, в которой разработчики внедрили процессный подход и концепцию постоянных улучшений. AAQG следом выпустило обновлённый стандарт AS9100A. Произошло взаимное влияние двух серий стандартов:

− новая ревизия ISO 9001 стала включать требования со стороны индустрии, игнорирующие некоторые положения AS9100 первого выпуска;

− некоторые требования ISO 9001:1994 оказались востребованы и были добавлены к версии AS9100A;

− в AS9100A вошли 83 уникальных аэрокосмических требования и 18 усилений требований ISO 9001;

− особое внимание стало уделяться контролю проектирования и процессов производства, закупкам, проверке и тестированию готовых изделий, а также контролю несоответствий — всему тому, что оказывает наибольшее влияние на безопасность инадёжность аэрокосмической продукции.

Таким образом, до декабря 2003 года стандарт 9100A:2001 включал в себя как требования ISO 9001:1994, так и ISO 9001:2000, как показано на рисунке 1 [1, с.20].

Рис.1. График внедрения изменений в стандарт AS9100A

Ключевые отличия стандартов ISO 9001:2000 и 9100A:2001

Структурно стандарт AS9100A был переформатирован под ISO 9001:2000. Были добавлены требования, которые предусматривают:

− взаимодействие с регулирующими органами (властями),

− управление конфигурацией,

− внедрение подхода «Верификация и Валидация» (Verification & Validation — V&V) в процессы проектирования и разработки[3],

− контроль изменений в процессе производства,

− контроль производственного оборудования, инструментов, механизмов,

− контроль работ вне основной производственной площадки,

− контроль операций обслуживания,

− проверку первой партии,

− документальное подтверждение инспекций.

Дополнительные требования позволили распространить стандартизированный подход ко всей цепочке поставщиков.

Выход AS9100B

В январе 2004 года вышла техническая ревизия стандарта AS9100B, основным изменением которой стало изъятие положений устаревшего ISO 9001:1994 и обновление библиографического перечня. Все требования AS9100A и ISO 9000:2000 остались прежними.

Выход AS9100C

В 2009 году вышла очередная ревизия стандарта AS9100C. Эта версия включила в себя все изменения обновлённого в 2008 году стандарта ISO 9001:2008, которые носили «косметический» характер [2]. Кроме того, область применения AS9100С была расширена за счёт включения оборонных предприятий.

Среди значительных добавлений AS9100C можно отметить:

− Введение понятия «Риск» (3.1):

Добавлены требования по идентификации, анализу и оценке рисков, а также по подготовке и внедрению мероприятий по управлению рисками.

− Специальные требования (3.2):

Добавлено требование по контролю за требованиями, имеющими высокие риски невыполнения, и включению их в процесс управления рисками.

− Критические элементы (3.3):

Добавлено требование по принятию специальных мер для обеспечения адекватного управления элементами, существенно влияющими на процесс производства и эксплуатацию продукции.

− Управление проектами (7.1.1):

Добавлено требование по планированию и управлению созданием продукции с помощью чёткого и контролируемого способа с приемлемым уровнем риска при существующих ресурсных и временных ограничениях.

− Добавлено требование по контролю за своевременностью поставок со стороны высшего руководства (5.2).

Незначительные изменения:

− параграф «Управление конфигурацией» был улучшен и перемещён из 4.3 в 7.1.3;

− «Проверка первой партии» (FAI) перемещена из главы 8 (Измерения) в 7.5.1.1 и переименована в «Верификацию производственного процесса».

Были удалены:

− п. 4.2.2.B — требование показать отношения между требованиями AS9100 и документированными процедурами организации,

− п. 7.4.3 — валидация отчётов о тестировании,

− п. 8.2.2 — требования для подробных инструментов и техник,

− ссылка на ISO10012–1,2 «Руководство по системам калибровки». (7,6 Средства измерений) [3, с.28–40].

Значимость для России

В России в 2011 году впервые появились национальные эквиваленты международных стандартов серии AS9100С: ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования», ГОСТ Р ЕН 9110–2011 «Системы менеджмента качества. Требования к организациям технического обслуживания авиационной техники», ГОСТ Р ЕН 9120–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к дистрибьюторам продукции», призванные гармонизировать рынок аэрокосмических услуг России и остальных стран, что позволило бы российским организациям составить значительную конкуренцию зарубежным компаниям.

В июле 2016 года был введён в действие стандарт ГОСТ Р 56570–2015 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к проведению аудита», эквивалентный AS9101:2010, что, в свою очередь, должно было обеспечить легитимность проведения аудитов российскими органами по сертификации на международном уровне.

Выход AS9100D

В 2015 году вышла новая редакция ISO 9001:2015, которая внесла существенные изменения относительно предыдущего ISO 9001:2008 [4]. В 2016 году IAQG выпустила обновлённую линейку стандартов серии AS9100D, включившую в себя как изменения базового ISO 9001:2015, так и дополнительные, ранее не существовавшие требования.

Всего на начало 2019 года семейство AS91хх включает 24 опубликованных стандарта, а также два в разработке, их взаимосвязь показана на рисунке 2 [5, с.15].

Рис.2 Взаимосвязь стандартов семейства AS91хх[4]

Суть принципов менеджмента качества, лежащих в основе стандарта, осталась прежней, однако добавлена концепция риск-ориентированного мышления, для успешной реализации которой необходимо:

− использовать риск-ориентированный подход во всех организационных процессах,

− определить и расставить приоритеты рисков в организации (в зависимости от сложности продукции или процесса, масштаба организации),

− запланировать действия по устранению рисков,

− выполнить план действий,

− проверить эффективность действий,

− извлекать уроки из собственного опыта.

В стандарте AS9100D добавлено несколько новых требований, самыми значимыми из которых являются: необходимость определения внутренней и внешней среды организации, в том числе всех заинтересованных сторон (глава 4), и принятие действий по управлению рисками и возможностями (раздел 6.1). Эти требования помогают эффективно внедрить СМК в бизнес-процессы предприятия.

Новые требования, специфичные для аэрокосмической промышленности, касаются контрафактных деталей (пункт 8.1.4) и безопасности продукции (пункт 8.1.3).

Из текста стандарта были удалены требования к обязательному наличию Руководства по качеству и принятию превентивных мероприятий при устранении причин несоответствий, теперь организация сама решает вопрос их полезности.

Умеренные изменения коснулись также следующих разделов стандарта: контроль предоставляемых извне процессов, продуктов и услуг; цели в области качества и планы по их достижению; оценка функционирования организации; управление документированной информацией; обеспечение производства и предоставления услуг и область применения СМК. Они должны быть рассмотрены и обновлены по мере необходимости.

Незначительным изменениям подверглись такие разделы, как Политика качества; лидерство; компетентность, обучение и осведомлённость сотрудников; анализ высшим руководством; внутренний аудит и корректирующие действия. Серьёзных изменений в СМК не предполагается, хотя есть и принципиальный момент, связанный с новым требованием об обязательном рассмотрении вопросов, связанных с человеческим фактором, при анализе причин несоответствий (раздел 10.2).

Основные изменения, касающиеся различных областей стандарта, схематически показаны на рисунке ниже.

Рис.3. Условный уровень изменений в AS9100D

Подробнее перечень изменений по главам приведён в Приложении А.

Текущая ситуация вРоссии

К сожалению, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт) в части принятия отраслевых стандартов отстаёт от зарубежных коллег: на начало 2019 года действующими и официально принятыми в нашей стране являются уже упомянутые ГОСТ Р ЕН 9100–2011, ГОСТ Р ЕН 9110–2011, ГОСТ Р ЕН 9120–2011, основанные на ISO 9001:2008, несмотря на то, что ГОСТ Р ИСО 9001–2015 появился почти одновременно с эквивалентным международным стандартом ISO 9001:2015.

Наличие сертификата СМК последней ревизии семейства стандартов AS9100 от 2016 года является необходимым условием для организаций, участвующих в глобальной цепочке поставок аэрокосмической отрасли, так как мировые лидеры авиа-и ракетостроения (такие как Боинг, например) включают это положение в свои требования к поставщикам [6].

Таким образом, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятиям авиационной или космической отрасли приходится сертифицировать СМК в иностранных органах по аккредитации, несмотря на то, что в нашей стране есть аналоги аэрокосмических стандартов СМК, так как с сентября 2018 года они не соответствуют мировым требованиям[5] [7].

По состоянию на начало февраля 2019 года в электронной системе OASIS[6] зарегистрировано 78 сертифицированных по AS9100D производителей из России (среди которых предприятия холдингов «Вертолеты России», «Технодинамика, «Промышленные технологии», «ОАК» и другие); единственная организация по ТОиР ВС, сертифицированная по AS9110С (ООО «С7 Инжиниринг»); 5 дистрибьюторов авиационных материалов и запчастей, сертифицированных по AS9120B (ООО «Авиом»,ООО «Вист композит», ООО Ларчфилд Техник, АО «Вертолетная сервисная компания», АО «Авиазапчасть»).

Выводы

  1. Новая версия стандарта AS9100D внесла ряд существенных изменений в СМК, которые повлияют на подходы к управлению качеством в организациях в лучшую сторону. Этому будет способствовать:

− лучшая интеграция с бизнес-процессами,

− усовершенствованный процессный подход на основе цикла PDCA,

− децентрализация системы и распределение ответственности за СМК по всей организации,

− более активное вовлечение высшего руководства в СМК,

− внедрение риск-ориентированного мышления,

− больше внимания на оценку функционирования.

2.С сентября 2018 года во всем мире предприятия аэрокосмической отрасли сертифицируются только на основе новой редакции серии стандартов AS9100D, унифицированной со стандартом ISO 9001:2015.

3.В России СМК всех организаций могут быть сертифицированы по новому ГОСТ Р ИСО 9001–2015, однако для аэрокосмической отрасли продолжает действовать устаревший формат серии стандартов ГОСТ Р ЕН 9100–2011 на основе ГОСТ Р ИСО 9001–2008.

4.Полученный на основе ГОСТ Р ЕН 9100–2011 сертификат не даёт возможности российским компаниям выйти на международный рынок, так как лидеры авиа-и ракетостроения выбирают своими поставщиками (материалов и услуг) только компании, сертифицированные по новой версии стандарта AS9100D (или аналогичные — AS9110C, AS9120B).

5.В итоге по состоянию на февраль 2019 года в России нет ни одной компании авиационного профиля, чья СМК бы была сертифицирована по ГОСТ Р ЕН 9100/9110/9120–2011.

6.Российские компании аэрокосмической и оборонной отрасли, выходя на зарубежные рынки, вынуждены сертифицировать свои СМК в соответствии с серией стандартов AS9100D (или аналогичные) в зарубежных органах по сертификации, что довольно накладно как с финансовой, так и с технической стороны. Так как новый стандарт выпускается только на иностранном языке, компаниям приходится вести свою документацию на английском языке (или в двуязычном варианте).

7.При этом возрастают риски для государства, особенно с точки зрения обороноспособности страны из-за возможности промышленного шпионажа в пользу третьих стран, так как сертификацию российских компаний проводят иностранные аудиторы.

Вместо заключения

Семейство новых стандартов СМК для предприятий аэрокосмической отрасли AS9100:2016, основанные на ISO 9001:2015, ещё выше поднимают планку качества, требуя, чтобы все значимые процессы в организациях имели измеряемые цели в области качества, риски были оценены и приняты во внимание руководством, все сотрудники были вовлечены в постоянное улучшение СМК, а подозрительные комплектующие (не говоря уже о реальном контрафакте) даже близко не могли попасть в конечный продукт.

При этом российским компаниям в условиях ужесточения санкций и острой политической борьбы на международной арене приходится приспосабливаться, принимая установленные правила игры и не ожидая помощи со стороны государства в лице Росстандарта, чтобы не потерять с трудом завоёванное место в глобальной цепочке поставщиков.

Литература:

  1. Dale K. Gordon. Презентация SAE Aerospace Committee G-14. 2002. [Электронный ресурс]: Официальный сайт IAQG. URL: https://www.sae.org/iaqg/meetings/dallas_9100.ppt (дата обращения: 12.01.2019).
  2. Егорова Л. Г. Сравнительный анализ версий ИСО 9000–2000 и 2008. / Л. Г. Егорова // Век качества. — 2008. –№ 5. — с. 24–29.
  3. James J. Thompson. Презентация Quality management systems — Requirements for Aviation, Space and Defense Organizations (AS9100). [Электронный ресурс]: Официальный сайт Американского общества качества в г. Нью-Гемпшире. URL: www.asq104.org/app/download/557651404/AS9100C+ASQ+Master+Present+20100413.pdf (дата обращения: 15.01.2019).
  4. Силаева Л. Ю. Основные изменения в новой версии ISO 9001:2015. / Л. Ю. Силаева // Век качества. — 2015. — № 1. — с. 20–23.
  5. Презентация 9100 Series 2016 Revision Overview. [Электронный ресурс]: Публикации Americas Aerospace Quality Group. 2015. Октябрь. URL: https://www.sae.org/aaqg/publications/9100_series_rev_overview.pdf (дата обращения: 17.01.2019).
  6. Boeing Quality Management System Requirements for Suppliers. Frequently Asked Questions. [Электронный ресурс]: Информационный ресурс для поставщиков компании «Боинг» URL: http://www.boeingsuppliers.com/supplier/faq.html (дата обращения: 07.01.2019).
  7. Понькин А. А. Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 2. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/117/3894/ (дата обращения: 02.02.2019).

Приложение А

Обобщённая структура изменений по главам стандарта AS9100D


[1] Where aerospace quality is concerned...there is no competitive advantage” – девиз AAQG

[2] Соответственно, для американского, европейского и азиатско-тихоокеанского регионов, на которые разделена Международная Аэрокосмическая Группа Качества – IAQG (International Aerospace Quality Group)

[3]Верификация – процесс определения соответствия созданной модели первоначальному описанию и спецификации разработчика. Валидация – процесс определения соответствия созданной модели «реальному миру» с точки зрения ее предполагаемого использования

[4] Описание всех стандартов представлено на веб-странице по адресу: https://www.sae.org/iaqg/publications/standards.htm

[5] В сентябре 2018 года завершился переходный период, в течение которого предприятия должны были перейти на новую версию стандарта.

[6] OASIS (On-line Supplier Information System) – глобальная информационная система поставщиков, сертифицированных по одному или нескольким стандартам серии 91хх. Размещена в сети Интернет и доступна в режиме 24/7 всем зарегистрированным в ней пользователям по адресу https://www.iaqg.org/oasis/

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, ГОСТ Р, требование, аэрокосмическая отрасль, Россия, стандарт, AAQG, FAA, FAI, высшее руководство.


Ключевые слова

система менеджмента качества, СМК, ISO 9001, аэрокосмический стандарт, AS9100

Похожие статьи

Применение стандартов AS 9100 и ГОСТ Р EN 9100–2011 для...

Отрасли промышленности, такие как авиационная, космическая и оборонная являются наукоемкими и специфичными отраслями с высокими рисками, связанными с качеством производимой продукции.

Современные методологические подходы к управлению качеством...

Конкурентоспособность российских авиакомпаний обеспечивается высоким уровнем

В Российской Федерации принят национальный стандарт ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы

К сожалению, после выхода в 2015 году новой редакции глобального стандарта ISO 9001 и в...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Стандарты ISO (International Organisation for Standartisation — Международная организация по. Сертификация системы качества организации на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО серии. Сертификация системы качества предприятия проводится в три этапа.

Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015

Аналогично требованиям ISO 9001:2008 высшее руководство должно разрабатывать, анализировать и пересматривать политику в

Этот раздел стандарта ISO 9001:2015 требует от организации определить внешние и внутренние взаимодействия, которые могут повлиять на...

Сертификация систем качества | Статья в журнале...

В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.

Существует также добровольная сертификация на соответствие ГОСТ Р, а также альтернативным стандартам, разработанным частными компаниями.

Роль международных стандартов при создании...

Проанализирована роль стандартизации в современных экономических условиях и эффективность применения стандартов. Перечислены наиболее значимые выгоды, получаемые от стандартизации. Подчеркнуто значение участия стран в деятельности по международной...

Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой»...

Требования к системе экологического менеджмента устанавливает международный стандарт

Требования и руководство по применению» — один из самых популярных стандартов

Национальный стандарт РФ Системы экологического менеджмента ГОСТ ИСО 14001–2007...

Управление качеством машиностроительной продукции

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности.

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной авиационной...

В данной статье рассматривается роль отечественной нормативно-правовой базы в формировании конкурентоспособной авиационной отрасли, и предлагаются решения по ее модернизации.

Похожие статьи

Применение стандартов AS 9100 и ГОСТ Р EN 9100–2011 для...

Отрасли промышленности, такие как авиационная, космическая и оборонная являются наукоемкими и специфичными отраслями с высокими рисками, связанными с качеством производимой продукции.

Современные методологические подходы к управлению качеством...

Конкурентоспособность российских авиакомпаний обеспечивается высоким уровнем

В Российской Федерации принят национальный стандарт ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы

К сожалению, после выхода в 2015 году новой редакции глобального стандарта ISO 9001 и в...

Международная сертификация систем качества предприятий...

Стандарты ISO (International Organisation for Standartisation — Международная организация по. Сертификация системы качества организации на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО серии. Сертификация системы качества предприятия проводится в три этапа.

Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015

Аналогично требованиям ISO 9001:2008 высшее руководство должно разрабатывать, анализировать и пересматривать политику в

Этот раздел стандарта ISO 9001:2015 требует от организации определить внешние и внутренние взаимодействия, которые могут повлиять на...

Сертификация систем качества | Статья в журнале...

В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.

Существует также добровольная сертификация на соответствие ГОСТ Р, а также альтернативным стандартам, разработанным частными компаниями.

Роль международных стандартов при создании...

Проанализирована роль стандартизации в современных экономических условиях и эффективность применения стандартов. Перечислены наиболее значимые выгоды, получаемые от стандартизации. Подчеркнуто значение участия стран в деятельности по международной...

Применение стандартов ISO для достижения целей «зеленой»...

Требования к системе экологического менеджмента устанавливает международный стандарт

Требования и руководство по применению» — один из самых популярных стандартов

Национальный стандарт РФ Системы экологического менеджмента ГОСТ ИСО 14001–2007...

Управление качеством машиностроительной продукции

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности.

Проблемы нормативно-правовой базы отечественной авиационной...

В данной статье рассматривается роль отечественной нормативно-правовой базы в формировании конкурентоспособной авиационной отрасли, и предлагаются решения по ее модернизации.

Задать вопрос