Анализ введения третьего урока физической культуры в ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 06.03.2019

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Иванова, О. В. Анализ введения третьего урока физической культуры в ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга / О. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/archive/248/56990/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье приведен анализ введения третьего урока физической культуры на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга № 457.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, третий урок.

Внедрение третьего урока физической культуры продиктовано следующими соображениями. Во-первых, совершенствование содержания и методики проведения уроков физической культуры дошло до своего логического завершения, и дальнейшее улучшение в этом направлении представляется сомнительным. Во-вторых, учебная перегрузка школьников, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения реабилитационных мероприятий, чего невозможно добиться в полной мере на стандартном уроке физической культуры или в системе физкультурно-оздоровительной деятельности. Это диктует необходимость введения третьего часа для урочных занятий физической культурой. Внедрение в учебный процесс третьего урока физической культуры требует специальной разработки его научно-методического обеспечения — структуры и содержания урока, методики обучения учащихся оздоровительно-реабилитационным упражнениям, системы контроля за успешностью учебного процесса (с реализацией идеи «безоценочного» учебного процесса), регламентации нагрузок.

Третий урок физической культуры рекомендован для системы физического воспитания общеобразовательной школы. Задачами физкультурно-реабилитационных оздоровительных уроков являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня ежедневной двигательной активности; обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. При этом формируются социально значимые качества личности — уважение к окружающим, коллективизм, осознание значимости занятий физической культурой, трудолюбие, творческая активность, целеустремленность. В предлагаемой парадигме физического воспитания стандартные уроки физической культуры приобретают свою истинную функцию — образовательную.

Какова же основная цель третьего урока, разрабатываемого по оздоровительной линии? Прежде всего — это формирование навыков использования оздоровительной физической культуры и овладение учениками навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам.

Расшифруем эти понятия. Физическая культура личности — это не только владение теми знаниями, умениями и двигательными навыками, которые осваиваются в рамках комплексной программы — это понятие шире. Оно подразумевает владение широким арсеналом средств физической культуры в соответствии со своими индивидуальными особенностями. [3, с. 74]

Отличительной чертой нового подхода к разработке средств третьего урока является его оздоровительная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у данного конкретного школьника.

Третий урок физической культуры предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: понимание школьниками важной социальной роли физической культуры для развития их личности и подготовки к учебе; знание теоретических и практических основ, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни; формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности; обеспечение общей физической подготовленности. [1]

Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры предполагает дополнительный перечень знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентированному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности с параллельным сокращением количества задач на третьем уроке.

Анализ проведения уроков физической культуры при двухчасовых занятиях в неделю в ГБОУ СОШ № 457.

Преподаватели ГБОУ СОШ № 457 работают по комплексной программе физического воспитания 1–11 классов (Лях В. И., Зданевич А.А, 2010) — это двухчасовая комплексная программа физического воспитания. Цель, которую ставит эта программа перед физическим воспитанием в школе, это содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое здоровье, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умение) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Программа была написана авторами на основе обязательного минимума содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования и действующих примерных программ по предмету «Физическая культура» для 1–4, 5–9 и 10–11 классов. Программа состоит из трех разделов, посвященных соответственно начальной, основной и средней школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Составителями сформулированы задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся. Комплексная программа регламентирует проведение уроков физической культуры. В ней рассмотрены базовая и вариативная составляющие программного материала. [4] Программа предусматривала 68 уроков в год. Преподаватели ГБОУ СОШ № 457, ввиду условий проведения уроков, изменили вариативную часть программы. Уроки проводились по основным разделам программы: легкая атлетика, кроссовая подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры. Лыжная подготовка, элементы единоборств были заменены на вышеуказанные разделы программы, расширив их.

Условия проведения занятий — спортивный зал (24*12м) и кабинет труда, переоборудованный под малый спортивный зал, для занятий начальных классов по физической культуре и для занятий по ОФП, динамический час в 5–6 классов во второй половине дня. Имеется спортивная площадка, которая была отремонтирована по новым стандартам в 2011 году, в нее входит — футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, беговые дорожки, яма для прыжков в длину. Инвентарь для работы в спортивном зале для гимнастики: «козел», «конь», гимнастический мост, гимнастическая стенка, скамейки, канат, маты; спортивные игры: волейбольная сетка, баскетбольные щиты, мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные); для ОФП: скакалки, обручи, гимнастические палки, конусы, эстафетные палочки, кубики, теннисные мячи, гантели и т. д.; техническое оборудование: музыкальный центр, компьютера — нет.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры предполагает дополнительный (к Комплексной программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов) перечень знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентированному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности с параллельным сокращением количества задач на третьем уроке.

Литература:

  1. Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1–11 классов. В. И. Лях, А. А. Зданевич. М., Просвещение, 2005, 2010.
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» (вместе с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).
  3. Справочник учителя физической культуры. П. А. Киселев, С. Б. Киселева.,2010.
  4. Физкультура. Рабочие программы. 1–11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, Комплексная программа, урок, общеобразовательная школа, параллельное сокращение, преимущественная ориентация, приоритетное внимание, социально-нравственное здоровье, физкультурная деятельность.


Ключевые слова

здоровье, физическая культура, третий урок

Похожие статьи

Образовательная направленность урока физическая культура

Сейчас уже трудно найти педагога, не признающего ведущей стороной урока физической культуры его образовательную направленность. Но так было не всегда. Мнения были самые противоречивые.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья – это многогранное понятие, которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья)...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков.

Важно то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях реализуется не только на уроках физической культуры, но и в...

Требования к современному уроку физической культуры...

Физическое воспитание есть вид воспитания... Формирование устойчивой мотивации к урокам физической... В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и.

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта

Нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных чувств и навыков поведения.

Использование метода проектов на уроках физической...

Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья

Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во...

Проблема здоровья школьников и роль спортивных танцев...

Снизился уровень физического и психического здоровья детей, их

Спектр дисциплин, отвечающих за духовно-нравственное и физическое воспитание развитие детей и

Спортивный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с его...

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации...

Организация внеурочных занятий физической культурой и спортом в школе вменяется в обязанность учителю физической культуры как специалисту-профессионалу и оплачивается в установленном порядке. Для внеурочных занятий физическими упражнениями характерна...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Значит, система физического воспитания в образовательных учреждениях России нуждается в обновлении как в содержательном, так и в

При традиционных методиках преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, в том числе изучение видов спорта...

Похожие статьи

Образовательная направленность урока физическая культура

Сейчас уже трудно найти педагога, не признающего ведущей стороной урока физической культуры его образовательную направленность. Но так было не всегда. Мнения были самые противоречивые.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья – это многогранное понятие, которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья)...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков.

Важно то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях реализуется не только на уроках физической культуры, но и в...

Требования к современному уроку физической культуры...

Физическое воспитание есть вид воспитания... Формирование устойчивой мотивации к урокам физической... В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и.

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на...

Задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта

Нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных чувств и навыков поведения.

Использование метода проектов на уроках физической...

Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья

Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во...

Проблема здоровья школьников и роль спортивных танцев...

Снизился уровень физического и психического здоровья детей, их

Спектр дисциплин, отвечающих за духовно-нравственное и физическое воспитание развитие детей и

Спортивный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с его...

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации...

Организация внеурочных занятий физической культурой и спортом в школе вменяется в обязанность учителю физической культуры как специалисту-профессионалу и оплачивается в установленном порядке. Для внеурочных занятий физическими упражнениями характерна...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Значит, система физического воспитания в образовательных учреждениях России нуждается в обновлении как в содержательном, так и в

При традиционных методиках преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, в том числе изучение видов спорта...

Задать вопрос